Хотели как лучше, а получили...

Oct 06, 2019 10:17


Хотел уже прекращать писать посты из серии "прогресс тогда и сейчас". Однако мимо такого шикарного повода пройти тяжело - хотя тема, понятное дело, "баянистая". Итак, 5 октября 2019 года линейный дизель-электрический ледокол "Виктор Черномырдин"  вышел на испытания.

Ну да - первое, что приходит в голову при данном известии, так это то, что подобное название для судна более чем неудачно. Если вообще не оскорбительно, поскольку называть ледокол в честь премьера "эпохи Ельцина", при котором экономика России уверенно летела в пропасть - в том числе, и в плане освоения ледового пространства - довольно странное решение. Ну да: Черномырдин, конечно, не Гайдар, и не Кириенко, который за 4 (четыре) месяца своего правления смог уронить ВВП страны в два раза, однако только за это его почитать было бы странно. Даже если учитывать знаменитое черномырдинское косноязычие - навсегда вошедшее в "золотой фонд" русского языка.

Тем не менее, название в данном случае - не самое важное. Поскольку гораздо важнее тут то, что само строительство подобного ледокола с самого начала было ознаменовано довольно специфическими событиями. Благодаря которым судно, которое должно было войти в эксплуатацию еще в 2015 году, только сейчас вышло на испытания. И дело тут вовсе не в недостатке средств - что было характерно, например, для судостроения "черномырдинских времен". В которые практически построенные суда могли годами стоять на стапелях по указанной причине, а то и разбирались на металлолом.

Нет, ситуация тут гораздо интереснее. В том смысле, что:  "Однако в конце 2013 года постройка ледокола была приостановлена БЗС ввиду выявившихся грубейших ошибок при разработке проектной документации судна, вследствие чего проектный перевес по нагрузке масс ледокола составил около 2500 тонн (!!)." Еще раз: при строительстве "Черномырдина" вдруг выяснилось, что  он стал более, чем на 10% тяжелее, нежели планировалось! Как говориться, "приплыли". А точнее - не приплыли, поскольку связанное с указанным недостатком увеличение осадки существенно снижало ценность судна.

В результате чего начались разнообразные проверки и совещания - в результате которых параметры ледокола, все-таки, смогли "загнать" в требуемые рамки. (Хотя определенный перевес остался) Однако в результате всего этого стоимость строительства выросла с 7,95 млрд рублей до 12 млрд рублей. Ну, а срок ввода в эксплуатацию перешел с 2015 на 2019 год.

Ну, а теперь вишенка на торте: львиная часть проблем с перевесом и перепроектированием была связана с тем, что "в августе 2013 года Балтийский завод и верфь «Nordic Yards» заключили контракт на изготовление надстройки для ЛК-25. По условиям контракта, её жилой блок массой около 2,5 тыс. тонн и стоимостью 1,5 млрд руб должен был быть построен на германском предприятии и морем доставлен в Санкт-Петербург." В общем, есть такое модное слово: оутсорсинг - на которое принято дрочить разнообразным эффективным и
креативным менеджерам. Типа, в мире давно все так делают - вот, например, для Боинга 377 мах индусы программный код писали, а для нас немцы надстройку должны были делать. Правда, непонятно, какой тут "профит" - немцы ведь не индусы, и зарплаты у них другие - однако, видимо, он был.

Однако что-то пошло не так - в смысле, то ли проектировщики надстройки, то ли ее строители  капитально налажали. В результате государство потеряло 4 млрд. рублей и 4 года - но, как говориться, это мелочи по сравнению с "освоением мировых норм судостроения".

Короче, как вы судно назовете - так оно и будет строиться. Хотели как лучше, а получили как во всем цивилизованном мире. Впрочем, судя по всему, еще до конца еще мы не "доцивилизовались" - поскольку судно, все-таки, построили. Так что еще все впереди...

Ну, и разумеется, для сравнения приведу пример из "проклятого совка" - где слова "оутсорсинг" даже не знали. Однако ледоколы строили - причем, ледоколы уникальные. Например, первый в мире атомный ледокол "Ленин", который был заложен 25 августа 1956 года. А 3 декабря 1959 года был сдан морскому флоту. Ну да: уникальная силовая установка в действительности оказалась гораздо меньшей проблемой, нежели стремление современных менеджеров отдать заказ на сторону. (Кстати, кооперация - т.е., совместная работа отдельных предприятий - в случае с "Лениным" была. Но кооперация и оутсорсинг - это совершенно различные виды взаимодействия.)

Как говориться, результат "повышения эффективности" налицо.

постсоветизм, техникогуманитарный баланс, техника, Российская Федерация, текущее

Previous post Next post
Up