О скорости технического прогресса

Oct 03, 2019 18:00

Сегодня в очередной раз прочитал (честно: не помню где) о том, что в современном мире скорость развития крайне велика. И поэтому, например, невозможно существование профессий в привычном понимании. Или, скажем, требуется постоянная смена работников (!) для того, чтобы последние "не засиживались". Ну, и т.д., и т.п. - в том смысле, что современный человек "должен всегда учиться", в то время, как раньше можно было один раз "отсидеть" в вузе, и больше не заморачиваться. (Скажем, Фритцморген любит постоянно поминать этот момент - очевидно, желая показать, насколько он лучше, нежели убогие "совки".)

Однако так ли это? В смысле: действительно ли современные люди живут в динамично меняющемся мире, в то время, как убогие их предки существовали в рамках неизменной среды? (Разумеется, под "предками" тут подразумеваются граждане СССР) Конечно же нет. А точнее -- ситуация полностью противоположна. В том смысле, что это в советское время уровень изменения технологий был намного больше, нежели сейчас.

О данном моменте, разумеется, уже не раз говорилось в этом блоге - однако хочется привести еще один характерный пример. Вот, скажем, система управления космическим кораблем "Восток-1". Ну, точнее, один из блоков данной системы - блок навигации. (Его все хорошо знают по разнообразным видео и фотоматериалам)


А вот его "внутреннее устройство" (картинки отсюда )



Как можно увидеть, практически сплошной "клокпанк". В смысле - большая часть функций реализована на механике -- впрочем, есть и электромеханические элементы (реле, выключатели), и даже полупроводниковые диоды. Устройство, кстати, довольно надежное - кажется, за все время эксплуатации оно не разу не сломалось.

Однако если для околоземных полетов подобного уровня было достаточно, то для межпланетных - уже нет. И поэтому для советской лунной программы была реализована иная концепция устройства управляющих систем. А именно - основанная на применении бортовой вычислительной машины. Да, именно так - в кораблях программы 7К-Л1, участвовавших в программе "Зонд" (беспилотный облет вокруг Луны), применялась именно бортовая ЭВМ "Аргон-11С". Вот такая


Впрочем, данная картинка ни о чем не говорит, поэтому гораздо информативнее будет показать используемые в данной БЦВМ платы



Которые, как можно увидеть, реализованы на интегральных схемах. Правда, не твердотельных - а гибридных, вот таких:



То есть: за условных восемь лет с 1961 по 1968 год - на самом деле, конечно, еще меньше, но это не суть важно - произошла кардинальная смена технологического базиса. Которые перешел от электромеханики не просто к электронике, но к электронике, во-первых, интегральной. А, во-вторых, программируемой.

И все это в условиях сохранения "совковой специализации" и сохранения профессий в привычном понимании. И, разумеется, безо всякого модного коучинга и разнообразных платных курсов, кои - по мнению современных "мыслителей" - работники должны проходить каждый  год. (То есть, понятно, что учились и переучивались - но никакой трагедии из этого не делали, а главное - не считали данную ситуацию чем-то отличающимся от нормы.)

P.S. А вот "современный рост технологий" за 8 лет: Айфон 2011 года


и Айфон 2019 года



космос, СССР, техникогуманитарный баланс, техника, история

Previous post Next post
Up