Время большого перелома. Часть первая

Feb 07, 2019 11:40

Удивительно, но можно только поражаться тому, как самые различные процессы - на первый взгляд, не связанные друг с другом - порой начинают «сходиться» к одному и тому же «пределу». Я уже писал об этом в связи с гибелью СССР - который оказывался в реальности обречен, не имея возможности осуществить социально-технологический рывок в 1960 годах. По той причине, что необходимые для этого технологические и социальные условия - «открытие» робототехники и автоматизации производства, и одновременно массовый приход в жизнь высококвалифицированного «поколения» 1940-1950 годов -оказывались возможными только в следующее десятилетие. (А длительное существование советского государства в «переходном состоянии» было невозможно.)

Впрочем, примерно то же самое можно сказать и о его появлении, ставшее результатом сразу нескольких, маловероятных на первый взгляд, «совпадений». Начиная с Первой Мировой войны (о чем уже неоднократно говорилось) и ее реального «течения». (Направленного по линии Франция-Германия, что существенно «ослабляло» Восточный фронт: если бы немцы все свои силы, которые они бездарно «просаживали» в разного рода «мясорубках» на Западе, бросили против России, то никто не смог бы ей помочь.) И заканчивая развитием «в глубинах» общественного сознания российского общества известного конструктивного мировоззрения. «Проявившегося» и в виде русского революционного движения, и в виде русской же науки, техники, педагогики или медицины… («Аномально» развитых для данной бедной страны.)

То есть, фундаментальные изменения отечественной и мировой истории происходили тогда - и только тогда - когда наблюдалось указанное «схождение». Вне его -даже при условии, что какой-то отдельный процесс достиг пика - подобных изменений достичь не удавалось. (Как, например, в 1905 году.) Но разумеется, то же самое можно сказать и про настоящее время - в котором отчетлива становится видна та же закономерность. В том смысле, что «высвечивается» некая узловая точка, просто обязанная стать точкой фундаментальных перемен. Разумеется, временная локализация ее пока еще затруднена - в связи с особенностями соотнесения «социального» и «астрономического» времен. Однако примерное положения будущих событий уже ясно - оно лежит где то между 2035 и 2045 годами.

* * *
Поскольку именно в указанном промежутке актуальными оказываются сразу несколько «глобальных пиков». Которые состоятв:

1. Резком росте вероятности начала Мировой войны - ключ от которой, как уже неоднократно говорилось, находится у Китая. А значит - до тех пор, пока Пекин не почувствует себя достаточно сильным для победного решения  вопроса о мировой гегемонии  (с Соединенными Штатами), он его доставать не будет. Ну, а если учесть, что «основной удар» данной борьбы неизбежно оказывается на южном направлении, и разумеется, на море - причем, не в столкновении не только с США, но и с Индией - то становится очевидным необходимость завершения хотя бы минимальной «авианосной программы». Которая никоим образом не может быть закончена раньше второй половины 2030 годов. (Тут, разумеется, важны не только авианосцы, но и эсминцы вместе с АПЛ. И разумеется, авиация - в которой КНР пока еще не слишком сильна, но темпы развития которой имеет очень хорошие.)

2. Этот же период означает начало «критического периода» для созданной в «советское время» инфраструктуры - начиная с коммунального хозяйства и заканчивая основными производственными фондами. Причем, по всему миру. Поскольку, как уже говорилось, до сих пор основной задачей тут является только т.н. «поддерживающий ремонт» - запас прочности созданного в «золотые десятилетия» поражает до сих пор. Однако уже сейчас появляются «первые ласточки» того, что эта прочность на исходе - например, большая часть АЭС была как раз в указанное время должны быть выведена из эксплуатации. (АЭС массово строились в т.н. «дочернобыльский период» - т.е., в 1970-начале 1980 годов. Что при проектном сроке службы 40-50 лет означает, что демонтированы они должны как раз к 2035 году. Можно, конечно, как на Украине волевым решением завышать этот срок - но данное действие опасно.) «Новый» же атом сейчас находится в огромном кризисе в связи с падением уровня квалификации специалистов. (А так же - оттоком денег из данной отрасли в спекулятивный сектор.)

Кстати, примерно к этому же времени закончится легко извлекаемая нефть из хорошо разведанных месторождений. («Сланцевая нефть», кстати, так же к тому времени останется только очень трудноизвлекаемая.) Если учесть, что «пик угля» так же давно пройден, а с газом дело обстоит крайне однозначно, то можно понять, что с энергетикой в середине нынешнего века будет не слишком хорошо. Впрочем, не только с ней. (Еще раз: примерный «гарантийный срок» всего созданного в 1960-1980 годы составляет 50-70 лет.)

3. Как можно догадаться, но проблемы с образованием охватят не только атомную энергетику, и не только энергетику вообще, но практически все имеющиеся отрасли. В том смысле, что сейчас мы имеем «сверхобразованное» поколение 1950-1960 г.р., а так же «крепких спецов» 1970 - которые поддерживают существование данной техносферы. («Ультраобразованные» 1940-1950 г.р., к сожалению, уже ушли - так что вопрос о «кардинальных прорывах» можно закрывать.) Однако к 2030 году первые как раз уходят с трудового рынка - и никакое повышение пенсионного возраста помешать этому не сможет. (Поскольку если человеку 70 лет - то работать, как 30 или даже 50-летний он не сможет.) А, во вторых, к концу 2030 начнет уходить и поколение 1970 г.р. Что же касается более «молодых», то, во-первых, среди них очень мало людей действительно нужных специальностей: инженерных, научных, медицинских и т.д. Зато очень много юристов и экономистов (если брать постСССР), или различных «специалистов по гендерным различиям» и т.п. вещам в той же Европе. Ну, а во-вторых, даже у имеющихся уровень знаний - т.е., наличие действенных моделей реальности - крайне низок.
Впрочем, все вышесказанное (война, износ инфраструктуры, кризис образования) относится к «отрицательным» факторам, определяющим глубину будущих страданий человечества. Но, к счастью, есть и нечто противоположное - т.е., процессы, которые позволяют надеяться на то, что данный «пик» будет не просто пройден, а пройден с выходом на «восходящий участок». (Т.е., не будет продолжения унылой деградации вплоть до средневековья - и еще глубже, а будет строительство нового общества.) Этими «положительными» изменениями являются:

1. Серьезное снижение уровня антикоммунизма и антисоциализма в мире. Причем, идущее практически во всех странах - начиная с США (!!!) и заканчивая РФ. Почему это происходит - понятно: социализм и коммунизм давно уже не связывается с СССР, т.е., с конкретной страной. (Которая может иметь противоречие с иными государствами.) Китай - что удивительно, а точнее, совершенно неудивительно - в качестве «коммунистической силы» практически не воспринимается, и все антикитайские силы имеют исключительно «националистический» оттенок. (Т.е., китайцев «не любят» именно, как китайцев, а не как красных.) Поэтому быть левым сейчас - это далеко не то, что быть им лет сорок-пятьдесят назад. (Разумеется, это имеет и положительные, и отрицательные стороны - но об этом надо говорить отдельно.) Особенно  если помянуть тот факт, что в последнее время начинают наблюдаться признаки не просто стагнации уровня жизни - а того самого «абсолютного обнищания», которое в свое время обещали марксисты. (И над отсутствием которого принято было издеваться в позднесоветское время.)

2. А вот с «правой идеей» происходит нечто противоположное. В том смысле, что «пик» развития правого мировоззрения остался на рубеже 1980-1990 годов, когда действительно казалось, что снижение уровня социального обеспечения может выступить дополнительным «драйвером» экономики. В том смысле, что даст, с одной стороны, стимул к более активным действиям. (Тогда пресловутые «лодыри» - т.е., лица, работающие не в полную силу - казались серьезной опасностью, причем, не только в СССР.) Ну, а с другой стороны, позволит направить высвобождающиеся средства в область стимуляции экономики - иначе говоря, поднять доходы бизнеса. (Который, в свою очередь, сможет увеличить уровень производства и даст много инноваций.) Наверное, тут не надо говорить, насколько идеалистической и не имеющей отношения к реальности была указанная картина мира. И одновременно - насколько закономерно она вытекала из ситуации конца «золотых десятилетий»!

3. И наконец, главное. В том смысле, что, поскольку указанное выше торжество «правой идеи» выступает базовой характеристикой мышления того самого «сверхобразованного» поколения 1950-1960 г.р., то именно это задает время «начало конца» правого реванша в мире. Собственно, этот реванш и начался со вступлением последнего в трудовую жизнь в конце 1970-начале 1980 годов, приведя в 1990 годах к повсеместному торжеству неолиберализма. Да и сам неолиберализм опирался именно на этих самых «молодых профессионалов» (Yuppie, Young Urban Professional), которые в указанное время оказались «на коне». Кстати, интересно, что  этот самый «конь» в различных странах был разных видов: например, в бывшем СССР успех оказывался связанным с приватизацией госсобственности, а на Западе - с развертывающимся процессом «информатизации». Но смысл его был, в общем-то, один: утилизация избыточных запасов - или «запасов развития» - созданных в период «советизированного мира».

Так вот - собственно, уже последующему «поколению» 1970 г.р. этих запасов почти не досталось. Ну, а о последующих и говорить нечего. Поэтому-то и наблюдается описанное выше общее «полевение молодежи», невиданное со времен 1960 годов. (Но там оно вызывалось совершенно иными процессами - и поэтому легко сменилось «поправением» 1980.)

4. И еще один момент, связанный с предыдущим, но, все же, могущий быть выделенным в отдельный пункт. А именно: на указанном фоне ценность идеи «своего бизнеса» падает до нуля, т.к. практически все разумные люди начинают понимать, что бизнесменами им не стать. А значит, из «социально близких» людей - буквально «парней из твоего подъезда», коими они были или казались лет двадцать назад - представители крупного (да и среднего) капитала превращаются в некую «внешнюю силу». Причем, как бы они не пытались играть в «благотворительность», какие бы средства не вбухивали в пропаганду и агитацию, но чем дальше - тем яснее становится этого самого капитала настоящая роль в мире. (Кстати, сто лет назад было так же - тогда шла огромная пропаганда через те же религиозные организации, но она так же оказалась бессильной в борьбе с рабочим движением.) Наверное, не надо говорить, что это значит в плане поддержания мелкобуржуазной психологии большинства - а точнее, в плане разрушения этой самой психологии.

Впрочем, данное изменение касается не только вопроса о «правизне-левизне», но и множества иных изменений, охватывающих практически все сферы человеческой жизни - начиная от техники и заканчивая «половым вопросом». Причем, изменений порой совершенно неожиданных - особенно, если мыслить в рамках привычных для нас представлений. И одновременно с этим - практически неизбежных, поскольку эти самые перемены  являются следствием разрушение аномального по своей сути постсоветского состояния.  Ну, а во-вторых, изменений однозначно  прогрессивных - поскольку обязаны обеспечить выход человечества из того суперкризиса, в который оно себя загнало. Ну, а затем…

Однако о том, что произойдет «затем», будет сказано чуть позже.


социодинамика, смена эпох, Третья Мировая, футурология

Previous post Next post
Up