Союз умер - да здравствует Союз!

Dec 31, 2018 12:42

И еще хочу сказать об одном изменении, которое стало заметным в уходящем году. Изменении довольно неприятном и печальном на первый взгляд - особенно для тех, кто воспринимает себя «советским человеком» А именно - об том, что происходит с отношением бывших советских граждан к бывшему советскому же пространству. Поскольку именно сейчас стало возможным говорить о том, что указанное «пространство» перестало восприниматься указанными гражданами, как «свое». Точнее сказать, это относится к последнему бастиону «советскости»: к т.н. «трем славянским республикам» - России, Украине и Белоруссии. Поскольку восприятие остальных постсоветских государств давно уже изменилось. В том смысле, что их давно уже считают самостоятельными государствами, мало чем отличающимися от того, что находится за бывшей государственной границей. Но вот указанная «тройка» до самого недавнего времени оставалась еще в «аномальной зоне» - в том смысле, что жители их друг для друга продолжали оставаться «своими».

Да, тут сразу стоит сказать, что «свои» - это не значит «любимые» («братские»), а именно «свои». Под коей дефиницией подразумевался тот факт, что указанные государства и их граждане воспринимались друг другом, как «практически не отличимые от нас». Поэтому то же перемещение между независимыми формально государствами, по сути, оказывалось неотличимым от перемещения между регионами одной страны, а «взаимодействие» между представителями разных «национальностей» мало чем отличалось от «взаимодействия» жителей одного государства. Собственно, и конфликты - с теми же русскими и украинцами -возникали именно из-за указанной схожести, а точнее - практической неотличимости данных «наций» друг от друга. (Почему и первые, и вторые воспринимали происходящие в указанных государствах события именно, как происходящие «у себя».)

Удивительно - но даже случившийся «евромайдан» и курс Украины на «дерусификацию» мало повлиял на указанное свойство. Однако года два назад подобное состояние подошло к концу. (О том, почему это случилось, надо говорить отдельно. Тут же можно только упомянуть о том, что произошло это из-за особенностей украинской экономики.) В том смысле, что впервые можно стало сказать, что Украина - это заграница. Настоящая - в том смысле, что все ее проблемы теперь начали восприниматься именно, как ее проблемы. (Как говориться, сбылась мечта многих идиотов, мечтавших, чтобы «русские от нас отстали».) Разумеется, в блогосфере это оказалось еще не так заметно - поскольку в ней значительное место занимают люди, тем или иным образом связанные с указанной страной. Ну, и «телевизор» - т.е., официальная пропаганда - все еще продолжает эксплуатировать «украинский образ». (Выступающий одним из важнейших элементов укрепления действующей власти - точнее, выглядящий так с ее т.з.) Но в реальности события в соседнем государстве давно уже интересны не более, нежели события в какой-либо Танзании или Руанде.

* * *
Ну, а в этом году что-то подобное начало происходить по отношению к Белоруссии. Особенно хорошо это выразилось во время происходящих в последние недели переговоров между руководством обеих государств. Поскольку впервые, наверное, количество тех, для кого ценность «братских отношений» с Белоруссией оказалось менее важной, нежели предоставляемые для последней экономические преференции. И не стоит тут кивать на «официальную пропаганду» - поскольку для последней как раз указанный «братский союз» является основной позицией. Как, разумеется, не стоит считать, будто россиянами овладела какая-то жадность - ведь деньги на белорусскую поддержку выделяются не из их кармана. (Наверное, большинство прекрасно понимает, что «бюджет» и «карман» - это вещи не только не совпадающие, но, скорее, антагонистичные.)

Просто Белоруссия стала «просто страной». Да, «дружественной», да союзной - но отдельно взятой. Которая - как уже было сказано - вызывает эмоций не более, чем Монголия. (Так же дружественная и союзная) Ну, или Чехия - хотя нет, Чехия все же ближе, там пива попить можно. А что «брать» с Белоруссии, кроме картошки? Кстати, о последней: лет десять назад пресловутые «белорусские продукты» вызывали в России ажиотаж - ценой и качеством. Но в последние годы этого уже нет - поскольку и стоимость приблизилась к «общероссийской», и качество, к величайшему сожалению, тоже. Что поделаешь: существование внутри рыночной конкурентной парадигмы принуждает к следованию ей, и значит - падение качества неизбежно. (Кстати, данный аспект вытекает из уже не раз помянутого закона снижения нормы прибыли - того самого, что в долговременной перспективе означает абсолютное обнищание масс, но на «коротких участках» отыгрывается на качестве.) Причем, понятно, что к наличию или отсутствию государственных границ все это имеет крайне отдаленное отношение.

Поэтому удивляться тому, что «вкусные и натуральные» (а так же, дешевые) продукты «от батьки» остались в прошлом, не приходится. (Кстати, то же самое можно сказать и про любых отечественных или «заграничных» производителей - за исключением «верхнего ценового формата». Да и последний, как это не странно прозвучит, так же подвержен «инфляции качества», просто немного медленнее.) Впрочем, понятно, что все вышеперечисленное есть совершенно иная тема, поэтому говорить о ней надо отдельно.

Тут же можно только указать на то, что, вслед за верой в «качественные белорусские товары» разрушается и вера в наличие некоторого «хорошего государства», которым еще лет десять выглядела Белоруссия. (С ее социальной справедливостью, поддержкой промышленности и т.д.) Если кто помнит, то тогда много было пафосных репортажей и статей о том, как в Белоруссии хорошо живет сельское хозяйство, производство и простые люди. Особенно «грешили» подобной белоруссофилией «коммунисты» из КПРФ. Ну, и разумеется, тут нельзя не указать на то, что данное «хорошее государство» связывалось в сознании многих с наличием «хорошего государя» - в смысле, справедливого правителя, которым еще недавно казался Лукашенко. (Настолько, что многие желали получить его на российском «троне».)

* * *
Но все это давно уже в прошлом. Поскольку чем дальше, тем больше общественное сознание нашей страны приходит в состояние, нормальное для господствующего социально-экономического базиса. (Т.е., капитализма.) В рамках которого нет никаких «хороших» или «братских» стран - т.е., государств, которым необходимо особое благоприятствование. (В том числе, и экономическое.) И, разумеется, нет никаких «благословенных правителей». Поскольку общественный базис первичен - а все остальное вторично. По крайней мере, в текущей ситуации - т.е., при классовом обществе. (О бесклассовом надо говорить отдельно.) Ну, а отсюда уже не выглядит удивительным то, что сохраняющиеся «надстроечные» советские отношения постепенно угасают - настолько, что можно начинать их считать несущественными.

Разумеется, многим из тех, кто выступает против данного «базиса» (т.е., капитализма) это кажется ошибочным - они, напротив, хотели бы сохранить и усилить то, что еще связывает нынешний мир с уходящей эпохой. (Т.е., они желают восстановления СССР.) Но вернуться туда уже невозможно: виток завершился, и, как бы того не хотелось, обратить исторический процесс вспять не получится. Однако это не повод для отчаяния - а, скорее, наоборот. В том смысле, что указанная невозможность «провернуть фарш назад» не означает невозможности решать стоящие перед нами проблемы подобным образом. И отказ от идеи «возврата к СССР» не значит отказ от идеи построения социалистического общества, равно как - и возможность объединения различных народов в одно государство. Более того, указанный выше процесс формирования отдельных «наций» из единой советской общности выступает прекрасной иллюстрацией эфемерности последних, и подчиненность пресловутого «нациестроительства» уже помянутому социально-экономическому базису.

Поэтому не стоит особо переживать за то, что те же украинцы или белорусы стали сейчас «иными» - поскольку стоит базису измениться, и вся их «национальная самобытность» довольно быстро облетит. (Тем более, что в реальности этот процесс уже происходил.) А с учетом того, что этот самый базис в любом случае потребуется менять, это самое «новое объединение» оказывается неизбежным. Но именно «новое», никаких «реставраций» и «возвращений». (Стоит оставить эту муть консерваторам и реакционерам - пускай порадуются на то короткое время, которое им уделила история.)


постсоветизм, социодинамика, постСССР, Российская Федерация, Украина, итоги года, текущее

Previous post Next post
Up