Еще раз о роботах

Oct 14, 2017 12:22

Сделаю еще одну паузу в рассмотрении проблемы оценки исторических личностей.

В последнее время опять пошла волна - а точнее, «субволна» - текстов, повествующих о том, что «скоро все будут делать роботы». В этот раз она оказалась связана с тем, что некая компания «Русагро» заявила, что через семь лет собирается заменить половину работающих роботами. Казалось бы, заявила и заявила, ничего больше, тем более, что в современном мире семь лет - это огромный срок. За это время не то, что падишах умрет или ишак сдохнет - вообще все может измениться. Да и вообще, верить официальным заявлениям в наше время - это самая большая глупость, которую только можно сделать. (Хотя нет, самая большая - это деньги инвестировать на длительный срок.) Тем не менее, указанная новость вызвала очередной всплеск публикаций на тему будущего торжества «железных людей» - и жалкого положения людей обыкновенных. (Разумеется, тех, кого среди представителей «интеллектуальной элиты» - то есть, блогеров - принято считать «быдлом».)

Впрочем, подобная идея является популярной вот уже года полтора - и именно она, ИМХО, лежит в основе необыкновенной популярности робототехники. (Поскольку сами роботы - устройства хоть и занятные, но не настолько, чтобы захватить большую часть общественного сознания. Тем более, у людей, которые подобной темой никогда не интересовались. ) В результате чего создается впечатление, будто пресловутые роботы реально являются «сверхинновацией» нашего времени, и более того - вот-то действительно «захватят Землю». Именно подобная идея возникает, если читать многих популярных блогеров - например, Фритцморгена. Согласно ему развитие робототехники в настоящее время идет настолько бурно, что она оказывается способной заменять даже такие профессии, которые еще недавно считались полностью неавтоматизируемыми. Ну, скажем, работу шофера. (Правда, сам Фритц умалчивает о том, что подобные прогнозы делались еще в 1960 годах - ну, да ладно: ни сам он, ни его сторонники к любителям истории не относятся - они же не историки, они «прогрессисты.) В любом случае указанная выше идея о том, что миллионы «водил» окажутся выброшенными на улицу тут читается очень явно, и оказывается гораздо значительнее, нежели технические подробности реализации автоматического вождения. Кстати, это относится не только к Фритцморгену - поскольку даже в западной прессе основной проблемой беспилотных автомобилей видят проблему «юридической ответственности»! Что, кстати, прекрасно показывает основную цель современной «автоматизации» и «роботизации» - о которой, впрочем, будет сказано несколько позднее.

Пока же стоит отметить, что - по мнению указанного выше блогера - одними только шоферами дело тут не ограничится. Согласно «современным прогнозам» очень скоро отомрут практически все профессии, одна за другой - начиная со школьного учителя и заканчивая врачами. И те и другие будут заменены некими телекоммуникационными системами, позволяющими ставить диагноз по юзерпику, то есть - по телевизионной картинке, и учить детей посредством неких интерактивных уроков, а порой вообще компьютерных игр. Так что врачам и учителям впору начинать искать новое место работы - вместо с водителями, слесарями и сельхозрабочими, которых вот-вот заменят умные автоматы. Впрочем, подобная беда грозит не только тем специальностям, которые работают руками. В не меньшей опасности находятся, например, юристы - поскольку Сбербанк, как известно, собирается заменить их на особые программы и финансовые аналитики. На этом фоне о разнообразных сотрудниках колл-центров и говорить нечего…

* * *
В общем, судя по всему, единственная профессия, которой не грозит отмирание - это блогер, поскольку постить всякую муть в «уютный бложек» робот, по какой-то таинственной причине, не может. Так что очень скоро единственным занятием homo sapiens станет именно подобное дело - все остальное, начиная с уборки двора, и заканчивая игрой на бирже будут делать машины. Правда, эта картина, опять-таки, прямо и открыто отсылает к механической и электронной утопии середины ХХ века - настолько знакомыми кажутся данные слова тому, кто имеет хоть какое-то представление о том, что тогда планировалось. И как раз подобный момент приводит к возникновению сомнений в верности указанных идей. Ведь, действительно, если сорок-пятьдесят лет назад считалось, что роботы заменят всех - но в результате получилось совершенно по другому, то почему в этот раз должно быть иначе? Это сомнение еще возрастет, если сделать попытку поподробнее разобраться с тем, что все же было «в прошлый раз». Поскольку окажется, что тогда речь шла не просто об утопии - то есть, об художественном изображении некоторой мечты - а о совершенно реальных технологиях, в значительной мере, существующих «в железе». Но даже там, где до физической постройки устройств дело не доходило, существовали вполне рациональные и научным модели, по которым будущие устройства должны были собираться.

То есть - тогда, несколько десятилетий назад, речь шла об организованной и грамотной работе, которой занимались серьезные люди: инженеры, ученые, бизнесмены, под которую выделялись графы бюджета и кредиты в банках. Однако не пошло. Почему - будет сказано чуть ниже. А пока, продолжая рассматривать историю «автоматического мира», можно вспомнить, что подобных попыток «заставить роботов работать вместо людей» было несколько. Это, разумеется, уже указанные 1960 годы, когда развитие автоматики, вычислительной техники и первые автоматические манипуляторы и породили указанный образ «механической утопии». Но не только. Была и «вторая волна» указанного увлечения, относящаяся к началу 1980 годов, когда начался очередной подъем после экономического кризиса 1970 - разумеется, на Западе, но и у нас наступило что-то подобное в связи с выходом из «брежневской спячки». В это время зародилось понятие, известное у нас, как «гибкое автоматизированное производство» (ГАП): совокупность станков с ЧПУ, промышленных роботов и электронных вычислительных машин в качестве управляющих всем этим устройств. И, опять-таки, речь шла об изготовлении систем «в железе», об разработках проектов развития, предусматривающих почти полное исчезновение ручного труда к 2000 году. (Кстати, эта идея была предложена не СССР, а вполне капиталистическими японцами.)

И, разумеется, опять «не срослось». Впрочем, к концу десятилетия - началу следующего о подобной концепции опять вспомнили. На этот раз без «нас» - постсоветские в это время занимались более важным делом: бабло делили. Ну, или головы резали тем, кто посмел исповедовать немного не ту веру. А вот в т.н. «развитых странах» 1990 годы прошли под совершенно иным знаком, связанным с тем, что принято именовать «персональный компьютер». И снова рисовались прекрасные картины того, как машины полностью заменяют человека. Впрочем, были и «непрекрасные» их варианты, выразившиеся в появлении таких концепций будущего, как «будущее Терминатора». (Тут интересно то, что первый фильм вышел на «второй волне» увлечения робототехникой, а второй - на «третей».) Или знаменитая «Матрица», по сути, доводящая идею автоматизированного мира до крайности - превращения всего мира в один большой компьютер. (Хорошо еще, что не в персональный.)

Правда, в реальности «Матрица» скорее замыкала идею «киберутопии», сменявшейся в это время на «новую волну» - теперь уже знаменитых «нанотехнологий». Тех самых, которые добрались до РФ через восемь лет, став основанием для появления самого известного «распильного цеха» в стране - корпорации «Роснано». Но до того, как это случилось, персональные компьютеры и связывающие их сети воспринимались, как некое фундаментальное изменение, полностью меняющее суть текущей реальности. До «нас» - то есть, несчастного постсоветского пространства - тогда долетали лишь «отблески» господствовавших тогда идей, наподобие «электронного документооборота» или … «криптоэкономики», т.е., экономики, построенной на основе «криптовалют». Да, тот самый современный «писк моды», который нынешними аналитиками воспринимается, как «небывалый феномен», ведет свою родословную из 1990 годов.

Но тогда это направление так же «не взлетело» - причем, по совершенно объективным обстоятельства. О которых надо говорить отдельно, тут же можно отметить только то, что в стране, где были в ходу «билеты МММ», не понимать суть «криптовалют», а так же того, с какими общественными изменениями связана их популярность - было бы довольно странно. Тем не менее, стоит сказать, что пустыми оказались надежды не только на указанные «протобиткоины», но и практически на все ожидаемые «высокие технологии». Массовая компьютеризация не привела к ожидаемому взрывному росту производительности. Хотя определенным образом жизнь облегчила, но не более того. Никакого отмирания профессий секретаря, дизайнера, конструктора, редактора или бизнес-аналитика - как планировалось тогда - не произошло. Скорее случилось обратное - возник огромный спрос на всевозможные «компьютерные специальности», начиная от системного администратора и заканчивая разного рода «аналитиками» и прочими спецами, занимающимися неизвестно чем и получающими огромные деньги. (Как показал 2001 год, что эти самые «спецы» в реальности были обыкновенными жуликами.)

* * *
И вот теперь человечество вновь собирается наступить на те же самые грабли. (А на самом деле - указанные жулики собираются снова подзаработать на подзабывших недавние события обывателях. Хотя,
что тут говорить - пресловутый Мавроди сейчас запускает, наверное, пятый вариант своей пирамиды.) Впрочем, для нас - то есть, для РФ - эта самая «технологическая волна» действительно выступает явлением новым. Ведь если не брать советское время с его ГАПом - а его брать не стоит, поскольку там работали иные механизмы, не связанные с распределением и присвоением общественных благо - то это первый «технологический пузырь», который постсоветский социум встречает «наравне со всеми». Поскольку уже упомянутые «писишные» и «интернетные» 1990 годы постсоветские люди провели совершенно в иных заботах, и даже приснопамятные «нанотехнологии» увидели уже на излете, когда все, более-менее разумные люди давно уже поняли: что это такое. А вот современное увлечение роботами, так же, как и недавнее увлечение 3Д принтерами, показывает, что современная РФ идет практически в ногу со временем. В том смысле, что нынешние российские функционеры заявляют ровно то же самое, что и функционеры западные. (Ну, а российская блогосфера, соответственно, подхватывает за ними практически одновременно со своими западными аналогами.)

Данная особенность порождает уверенность в том, что на этот раз все всерьез. Более того, определенное увеличение общественного богатства, произошедшее за период высоких нефтяных цен, позволяет даже представлять «железные образцы» тех или иных «высоких технологий». (Возможность, недоступная в период «нанопузыря».) Тем не менее, следует понимать, что серьезных технологических перемен от данной волны вряд ли стоит ожидать, тем более, в российских условиях, где высокотехнологические производства давно уже находятся в глубокой... яме. Причем, по полностью объективным причинам, связанным с местом нашей страны в мировом разделении труда, с теми самыми рынками сбыта, которые и являются альфой и омегой для капиталистического мира. И которые невозможно получить указом президента или решением правительства - для них нужны совершенно иные усилия, совершенно иные и очень-очень-очень затратные действия, вроде Мировых войн. (На которые у РФ однозначно не хватит сил.) Поэтому даже реальные инвестиции в российскую робототехнику и прочий «хай-тек» не способны привести к ожидаемому эффекту. Впрочем, это относится и ко всему остальному миру.

Так что можно особо не тревожится за то, что та или иная профессия уйдет в прошлое, будучи замененной роботом или автоматом. Скорее наоборот - уйдет в прошлое современная волна «роботизации», как ушел период торжества «ПиСи», компьютерных сетей, нанотехнологий, 3Д принтеров и т.п. А дворники и даже токари останутся - несмотря на то, что токарные станки с ЧПУ начитывают уже более четырех десятилетий истории. Ну, и врачи с юристами тоже не пойдут на паперть - скорее, наоборот, туда пойдут их клиенты по причине сокращения количества грамотных специалистов и роста цены на их услуги. Кстати, именно в последнем и кроется главная причина последних «высокотехнологичных нововведений». Но обо всем этом будет сказано уже в следующей части…


технооптимизм, техника, футурология, роботы, теория инферно, история

Previous post Next post
Up