Бюрократия и индустриальное производство

Aug 13, 2017 09:54

В прошлой части была рассмотрена концепция «номенклатурной контрреволюции» - то есть, концепция, состоящая в том, что именно представители разного рода «начальства» выступили реальными «могильщиками СССР». И показано, что несмотря на верное «общее направление» - то есть, на то, что представление о «номенклатуре», как о явлении антисоветском и ( Read more... )

прикладная мифология, инновации, диалектика, история, СССР, социодинамика, #СССР, антисоветизм

Leave a comment

kspshnik August 13 2017, 10:17:27 UTC
"Нет, конечно, некие коммуны-артели до определенного уровня могут осуществлять свою деятельность на иных принципах - но сложный, развитой и современный на период 1920-1930 годов производственный процесс через подобный тип организации построить невозможно."

Ленинградская артель "Прогресс-радио" выпускала в 1939 году ещё первые телевизоры не с диском Нипкова, а с ЭЛТ.

В годы войны артели (производственные кооперативы) выпускали военную продукцию, в т.ч. снаряды и другие боеприпасы, а в 1954 году давали 2000000 рабочих мест и 6% пром.производства СССР.

К слову, ключевое отличие артели не в принципах организации производства (это действительно обойти нельзя), а в неотчуждаемости прибавочной стоимости: она вся оставалась в распоряжении работников (членов артели) и распределялась решением общего собрания.

Reply

yakommunist August 13 2017, 10:37:51 UTC
Вот и ответ о типе организации. Для перехода к инновационному производству с самоуправлением работников - подлинно социалистическому - нужно снижение отчуждения.

Кстати, на госпредприятиях до середины 50х было то же самое: избыточную прибавочную стоимость они забирали себе. И использовали на нужды предприятия (улучшение рабочих мест) или коллектива (социалка, премии).

Reply

kspshnik August 13 2017, 13:03:18 UTC
Дак я и не спорю :)

Я уточняю ув. anlazz именно про артели.

Reply

d_nielli August 14 2017, 08:39:16 UTC
трубицын, залогинтесь.

в ссср существовал план для таких артелей и был свой наркомат. артели не были независимыми организациями.

Reply

yakommunist August 14 2017, 10:15:44 UTC
Внутри артели были самостоятельны и забирали себе всю сверхплановую прибыль.

Reply

d_nielli August 14 2017, 11:41:18 UTC
ну как - самостоятельны. на словах-то оно конечно, но реально руководителей артелей могло назначить местное руководство (из числа своих же), а работникам оставалось только согласится с предложением, от которого невозможно было отказаться. ГПУ такие схемы постоянно раскручивало.

Кроме того, план опять же, утверждался не на предприятии.

Ну и прибыль - она конечно была, но в "казенном" банке. И особо свободно артели этими средствами распоряжаться не могли. Каждый год специальная комиссия минфина и Торгбанка СССР решала, на какие программы давать, а на какие не давать промкооперации деньги из ее собственного (!!) ФДК, отказов было много, средства ФДК расходовались не полностью, накапливались остатки, которые уже к 1950 г. достигли нескольких миллиардов рублей. Эти деньги Минфин СССР использовал для финансирования государственного долгостроя. Фактически образовалось замороженная задолженность государства промкооперации. Ее даже пытались списать помоему в 1951, но решили не форсировать события.

Reply

kspshnik August 14 2017, 11:49:54 UTC
Простите великодушно, а что именно планировали таким артелям?
Кроме продукции из списка "А" (или как он там назывался).

p.s. wtf трубицын?

Reply

d_nielli August 14 2017, 12:11:27 UTC
трубицын это первоисточник.

Артели были не только "промышленными", но так же, например, промысловыми - лов рыбы, заготовка леса, добыча золота - и т.д. Там были определенные нормы выработки. Про колхозы вы и так должны знать.

Reply

kspshnik August 14 2017, 12:15:26 UTC
Первоисточник чего, простите?

Да, но это как раз группа "А" - то, что планировалось жестко. Производство ТНП в деталях поартельно никто не планировал, только в целом по отрасли.

Reply

d_nielli August 14 2017, 13:01:25 UTC
честно говоря я не настолько детально знаю работу госплана. Думаю, что вы ошибаетесь - планировать ТНП вообще по отрасли не зная производственных возможностей, это как гадать по картам таро.

По категории Б я знаю примеры того, что план спускался в артель с цифровом выражении (например, такая ситуация была с знаменитыми оренбургскими платками). И я сомневаюсь что это было договором о намерениях - известно что артели часто страдали от недостатка сырья, и для выполнения плана руководители шли на разные хитрости и даже закупали со стороны, в том числе и левые товары, за свои деньги.

Reply

kspshnik August 14 2017, 14:38:48 UTC
Ну положим производственную базу как-раз знали.

А вообще тут чего спорить - надо поднимать руководящие документы за соответствующий период и смотреть :)

Reply


Leave a comment

Up