Ну да, при уходе за горизонт предвидения понятно. И про подобие биологической эволюции понятно.
Не знаю почему, у меня коммунизм (особенно в варианте Ефремова) вызывает чувство страха. Какое-то глобальное взаиморастворение, общность всех вокруг общих целей..
Нет, я понимаю, "разум когда-нибудь победит" и это здорово. Жить, руководствуясь интроецированной совестью, а не внешним принуждением, участвовать в общем проекте только потому, что видишь в этом над-индивидуальный смысл и чувствуешь свою плодотворность - это здорово. Но коммунизм, даже по сравнению с социализмом (например, "шведским") - это настолько непривычно и трудновообразимо, что похоже на идеализацию.... Не уверен, что расширить семейную модель отношений до всего общества возможно без очень больших (т. е. и очень медленных) изменений во врожденных, "архетипичных" паттернах социальных отношений и ролей. Мне кажется, противоречия, которые тут будут возникать и решаться, носят не социально-экономический, а личностно-психологический характер. Прежде всего - противоречие между индивидуальным (уникальным) и общим, проблема границы личности: ведь если такой границы нет, то имеем первобытную общину. Собственно, это та самая проблема, которую решает человек, создавая отношения (например,влюбляясь): относиться можно только к чему-то ИНОМУ, чем ты и НЕЗАВИСИМОМУ от тебя, но при этом важно, чтобы были ОБЩИЕ задачи....
Очевидно, что некий процесс такого рода уже идет: институт семьи претерпевает изменения, "стардартные" социальные и даже гендерные роли пересматриваются.
Не знаю почему, у меня коммунизм (особенно в варианте Ефремова) вызывает чувство страха. Какое-то глобальное взаиморастворение, общность всех вокруг общих целей..
Нет, я понимаю, "разум когда-нибудь победит" и это здорово. Жить, руководствуясь интроецированной совестью, а не внешним принуждением, участвовать в общем проекте только потому, что видишь в этом над-индивидуальный смысл и чувствуешь свою плодотворность - это здорово. Но коммунизм, даже по сравнению с социализмом (например, "шведским") - это настолько непривычно и трудновообразимо, что похоже на идеализацию.... Не уверен, что расширить семейную модель отношений до всего общества возможно без очень больших (т. е. и очень медленных) изменений во врожденных, "архетипичных" паттернах социальных отношений и ролей. Мне кажется, противоречия, которые тут будут возникать и решаться, носят не социально-экономический, а личностно-психологический характер. Прежде всего - противоречие между индивидуальным (уникальным) и общим, проблема границы личности: ведь если такой границы нет, то имеем первобытную общину. Собственно, это та самая проблема, которую решает человек, создавая отношения (например,влюбляясь): относиться можно только к чему-то ИНОМУ, чем ты и НЕЗАВИСИМОМУ от тебя, но при этом важно, чтобы были ОБЩИЕ задачи....
Очевидно, что некий процесс такого рода уже идет: институт семьи претерпевает изменения, "стардартные" социальные и даже гендерные роли пересматриваются.
Reply
Leave a comment