Об образовании и отчуждении в СССР.

Jul 30, 2016 10:09

Недавно Яна Завацкая - Синяя Ворона - опубликовала интересный  пост, касающийся вопроса о высшем образовании. Точнее, об отношении к нему в познесоветское/постсоветское время. А отношение это, как известно, весьма специфическое - а именно, несмотря на то, что данное образование почти не дает никаких жизненных преимуществ, оно рассматривается, как ( Read more... )

СССР, постСССР, образование, отчуждение, диалектика

Leave a comment

exshvonder July 30 2016, 08:10:39 UTC
Сам Стаханов, по сути, проявил себя в роли не столько рабочего, сколько технолога - полностью изменив технологию добычи угля. До него один человек рубил уголь и крепил шахту - после рубить и крепить стали отдельные рабочие, в итоге производительность выросла в разы.

Это кстати один в один известный пример Адама Смита с булавками, о специализации и разделении труда:

Для примера возьмем поэтому весьма маловажную отрасль промышленности, но такую, в которой разделение труда очень часто отмечалось, а именно производство булавок. Рабочий, не обученный этому производству (разделение труда сделало последнее особой профессией) и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению последних, вероятно, тоже был дан этим разделением труда), едва ли может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той организации, которую имеет теперь это производство, оно само в целом не только представляет собою особую профессию, но и подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая в свою очередь является отдельным специальным занятием. Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций; насадка ее составляет особую операцию, полировка булавки - другую; самостоятельной операцией является даже завертывание готовых булавок в пакетики. Таким образом, сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций, которые в некоторых мануфактурах все выполняются различными рабочими, тогда как в других один и тот же рабочий нередко выполняет две или три операции. Мне пришлось видеть одну небольшую мануфактуру такого рода, где было «занято только десять рабочих и где следовательно, некоторые из них выполняли по две и по три различные операции. Хотя они были очень бедны и потому недостаточно снабжены необходимыми приспособлениями, они могли, работая с напряжением, выработать все вместе двенадцать с лишним фунтов булавок в день. А так как в фунте считается несколько больше 4 000 булавок средних размеров, то эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день. Но если бы все они работали в одиночку и независимо друг от друга и если бы они не были приучены к этой специальной работе, то, несомненно, ни один из них не смог бы сработать двадцати, а, может быть, даже и одной булавки в день. Одним словом, они, несомненно, не выработали бы l/240, а может быть, и 1/4800 доли того, что они в состоянии выработать теперь в результате надлежащего разделения и сочетания их различных операций.

Reply


Leave a comment

Up