О космосе и космизме, или два значения одного слова.

Apr 14, 2016 12:33



В качестве несколько запоздалой реакции на «День Космонавтики».

Как известно, слово «космос» имеет разные значения. Одно, общеизвестное сегодня, обозначает пространство, лежащее за пределами атмосферы небесных тел. Именно с ним связано современное слово «космонавт» и «космонавтика», именно в этом самом космосе летают космические корабли и автоматические аппараты. Впрочем, в общеизвестном варианте  данное понимание «космоса» включает в себя и ближайшие планеты, к примеру, Луну или Марс, и обозначает все, что находится за пределами земной атмосферы. Однако так или иначе, данный «космос» выступает средой, изучение которой производится благодаря космическим полетам.

Однако указанное слово имеет и еще одно понятие. Речь идет о философском значении «космоса», вернее, «Космоса», который означает упорядоченный и гармонический мир в противоположность Хаосу. Данное определение происходит из греческой философии, в которой занимало одно из важнейших мест (понятие «Космос» в указанном смысле использовалось уже ранними философскими школами). Впрочем, исключительно Античностью использование данного понятия не ограничилось - оттуда оно проникло в средневековое богословие, а затем - и в философию Нового времени. Правда, там оно довольно быстро было вытеснено латинским термином «Вселенная» (Universum).

Однако при всем этом данные понятия не являются совпадающими. Универсум, в отличие от Космоса,  представляет собой совокупность всех существующих явлений, вне их упорядоченности. Поэтому замена им Космоса означала ни много, ни мало, а отказ от представлений о гармоничности окружающего мира. Впрочем, об этом надо говорить отдельно. Тут же стоит указать только то, что, несмотря на эту потерю Космосом своего прежнего значения, он парадоксальным образом смог совершить реванш, вновь явившись в виде указанного в самом начале значения. На самом деле, Космос и космос связаны самой прямой связью - появление космонавтики, как таковой, оказалось вызвано именно тем самым греческим значением данного слова…

* * *
Конечно, я уже несколько раз подробно рассматривал эту тему, поэтому особо подробно разбирать ее не буду. Только еще раз отмечу то, что появление именно космонавтики, как «советского проекта» освоения околоземного и межпланетного пространства, неслучайно. Дело в том, что реализация данного направления техники уже в середине 1930 годов оказалась крайне дорогостоящей. Развитие жидкостных ракет - путь, который являлся единственно возможным для выхода за пределы земной атмосферы - неожиданно привел к резкому усложнению создаваемых конструкций и к выявлению таких проблем, о которых еще несколько лет назад невозможно было даже предположить. В итоге тот энтузиазм, который испытывали пионеры ЖРД до этого, стал понемногу спадать. Стало ясно, что «гаражный» этап развития технологии завершен - и что создание на этом этапе чего-то серьезного невозможно.

Требовались уже «настоящие» инвестиции. Но при этом ничего, кроме «летающих моделей» предложить инвесторам было невозможно. Проблема была в том, что сделать по данным «моделям» какие-нибудь долговременные выводы оказывалось проблематично: это были даже, если сравнить с авиацией, не бипланы братьев Райт, а какие-то аналоги бумажных голубей и воздушных змеев. Т.е. они способны были продемонстрировать возможность реактивного полета, но показать то расстояние, которое лежит от них до «коммерчески эффективных» образцов они были неспособны. Именно поэтому к концу 1930 годов от огромной массы «ракетчиков» практически ничего не осталось, даже такой специалист, как Роберт Годдарт не смог продвинуться дальше демонстрационных конструкций. Единственной программой, достигшая реальных результатов, оказалась немецкая V-2. Однако из-за особенностей Третьего Рейха все достижения Оберта и фон Брауна оказались сведены к созданию дорогого и мало эффективного оружия.

Поэтому никакого нацистского космонавта не было и быть не могло - несмотря на то, что фон Браун и лелеял данную мечту. Но безуспешно - в качестве боевого пилотируемого корабля V-2 годилась слабо, а «раскрутить» фюрера на что-нибудь, кроме оружия, было практически невозможно. И человек полетел в космос в совершенно иной стране. В той самой, в которой космос, как Вселенная, совершенно фантастическим образом соединился с Космосом, как упорядоченным миром. Именно в этой стране нашлось достаточное количество людей, которые смогли выбрать для себя именно путь строительства «дороги в космос». И, что не менее важно, огромное количество людей, которые смогли понять первых, и поддержать их в указанном начинании.

* * *
 Эта страна - Россия, точнее СССР.  Именно тут, в условиях тотального дефицита ресурсов уже в конце 1920 - 1930 годы шли активные работы над разработками того аппарата, который был бы способным вынести человека за пределы земной атмосферы. Правда, начавшаяся Вторая Мировая война нанесла этим работам, как тогда могло показаться, непоправимый ущерб. (На самом деле, «разгром» ракетчиков, случившийся в 1938 году, был связано именно с «тенью» еще не случившейся, но уже абсолютно очевидной войны. Но об этом надо говорить отдельно.) Однако на самом деле это было не так - уже в первые месяцы после окончания войны работы в советском ракетостроении были возобновлены. Первая советская баллистическая ракета Р-1 была запущена уже в 1948 году - через три года после начала работ.

И не стоит тут кивать на то, что эта ракета была копией уже указанной V-2 - на самом деле, для производства подобных систем нужна, прежде всего, технология. А вот ее то СССР не имел - практически вся документация вкупе со специалистами (включая и фон Брауна) досталась американцам и англичанам. СССР же получил «голое железо», и был вынужден осваивать все технологические и технические особенности самостоятельно. И это даже не упоминая того, что для этого требовалось создания ракетостроения, как особой отрасли промышленности, включающей в себя огромное число новых технологий. (Которые были у немцев, имелись у англичан и американцев, но которых и быть не могло в стране, еще недавно не имевшей современной промышленности вообще.) Поэтому создание и запуск в производство ракеты Р-1 - это именно русский триумф, мало связанный с работами фон Брауна. Но даже этот факт меркнет перед тем, что случилось через девять лет - а именно, с созданием космического носителя Р-7 запуском первого спутника. А ведь между 1957 и 1945 годом лежит всего 12 лет (как между 2016 и 2004 годами - можно почувствовать разницу)!

Так почему же именно СССР оказался первой страной мира, открывшей путь в космическое пространство? Почему именно ему, не самому экономически мощному «игроку», удалось сделать то, что не удалось более богатым и развитым странам? Ответ на этот вопрос, как не странно, крайне нетривиален. Дело в том, что на самом деле зарождение космонавтики случилось задолго до того, как уже обозначенный американец Роберт Годдард запустил первый ЖРД, и даже до того, как великий русский мыслитель и ученый Константин Эдуардович Циолковский издал свою брошюру «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где впервые предложил идею космической ракеты. Дело в том, что сам Константин Эдуардович пришел к пониманию важности космических перелетов через увлечение идеями Николая Федоровича Федорова, с которым познакомился во время занятий в библиотеке Румянцевского музея. Федоров в это время работал в ней библиотекарем, закладывая основы современного библиотечного дела. Однако, помимо этой важнейшей работы он выступал еще и одним  из основоположников такого явления, как Русский Космизм. Это крайне важный для нашего развития философское направление, выраженное, к примеру, в федоровской «Философии общего дела», как раз и было посвящено Космосу, как упорядоченному и гармонизированному пространству - противоположности Хаоса.

* * *
На самом деле, разбирать «Философию общего дела» и Русский Космизм, как таковой надо отдельно - поскольку тема эта очень велика. Но нам тут важен именно указанный аспект - то, что в рамках данной концепции основной задачей человека рассматривалось именно «дехаотизация» мира. На самом деле, данную идею можно рассматривать, как развитие русской религиозной философии (и чуть ли не славянофильства) - что обыкновенно и делается. Но одновременно с этим, этот самый Космизм удивительным образом оказался философией, способной охватить и самый современный, самый прогрессивный (на тот момент) путь развития цивилизации, связанный с наукой и техникой развитых стран. Удивительно, но именно он смог выделить тот самый «вектор», который для самого Запада был невиден, скрыт под нагромождением частных и групповых интересов  - «вектор» на упорядочивание мира, на его превращения из изначального Хаоса в нечто иное.

Более того, как это не выглядит странным, но именно данный путь сопровождал человека с глубокой древности - с того времени, как он впервые перешел от неосознанного пользования тем, что дает природа, к планомерной трудовой деятельности. Уже тогда у него возникло разделение «естественного», природного - и созданного трудом. В общественном сознании данный факт проецировался в виде создания религиозных систем с богами-«упорядочивателями» и героями-«упорядочивателями». (Наиболее известный пример - древнегреческая мифология, но, собственно, все остальные мифологические системы имеют сходные сюжеты.) Появление монотеистических религий лишь продолжило эту традицию, значительно усложнив структуру мифа, но не отменив главного - того, что главная цель разумного существования состоит в борьбе с Хаосом.

И разумеется, в христианстве это направление сохранилось, оттуда перейдя в натурфилософию Нового времени. (Связь христианства с античной философией на само  деле много сильнее, нежели обычно представляется. Не даром именно Аристотель выступал одним из базисов средневекового образования.) А уж из натурфилософии оно проникло в наследующие ей науки, в том числе и естественные (это не учитывая «прямого» воздействия античных текстов). Правда, как уже сказано выше, это самое стремление к гармонизации и упорядочиванию мира, присущее западной культуре, слабо осознавалось. Более того, чем дальше - тем сильнее в ней (культуре) выступало иное начало - а именно, направленность на удовлетворение личных целей за общий счет. Т.е. процесс, по сути, обратный упорядочиванию. Этот фактор, как не странно, так же не является секретом, он известен давно и довольно часто используется для того, чтобы указать на «паразитическую суть» Запада - забывая о том, что единственное отличие его от всего остального мира - это богатство и устойчивость. А уж последнее неизбежно порождает паразитизм и утилизаторство, вне зависимости от  того, Запад это или Восток.

Впрочем, на в данном вопросе важно то, что именно поэтому любое революционное проявление всегда возникает на в «центре мира», ни в «ядре», куда стягиваются мировые богатства - а на периферии, где указанные условия торжества «паразитизма» слабее. Но при этом еще существуют какие-то средства, достаточные для существования «революционеров». Именно поэтому появление Космизма случилось именно в России  - в стране, где библиотекарь Федоров смог создать свою «Философию общего дела», в которой показал путь полного преобразования мира, его гармонизации и неизбежность превращения человека в богоподобное существо. И самое главное - именно тут смогло найтись значительное количество людей, которые восприняли указанные федоровские идеи в полной мере. Не посчитали их всего лишь интересными и занятными умствованиями, а сочли нужным выстраивать свою жизнь в соответствии с указанным.

* * *
Одним из таких людей и стал Константин Эдуардович Циолковский - человек, которому мы обязаны не просто появлению российской космонавтики, но и появлению космонавтики, как таковой. Этот человек буквально положил свою жизнь на алтарь Космоса с большой буквы, отбросив все, что мешало ему в достижении данной цели. Живя в бедности и непонимании окружающих, он методично работал в одном единственном направлении - в направлении повышения способности человека к освоению окружающего мира. Его дирижабли и ракетопланы, космические корабли и орбитальные станции служили одному - «очеловечиванию Природы», превращению последней из места игры случайных (хаотических) сил в место реализации глобального плана. И как вершина всего сказанного - мысль об эволюции самого человека, обязанного из слабого обитателя узкой экологической ниши стать истинным повелителем Вселенной, обрести, несомненно, божественные черты - ради исполнения божественной задачи.

Именно поэтому он мог себе позволить то, что казалось столь странным окружающим обывателям - трату своего времени и сил не на получение конкретных благ, а на научные и философские изыскания. Ведь что стоят эти блага по сравнению со Вселенной! И, в конечном итоге, он оказался победителем - как бы странно это не выглядело со стороны обитателей дореволюционной Калуги. Наступили иные времена, и идеи калужского учителя внезапно оказались востребованными множеством людей. Когда в начале 1920 годов в Москве было создано «Общество по изучению межпланетных сообщений», его основатели воодушевлялись именно работами Циолковского (а самого мыслителя избрали почетным членом общества).

Появление подобной организации само по себе значит многое - в частности, то, что в стране существуют люди, заинтересованные не только в личном успехе, а в решении задач космического порядка. Но на самом деле, все оказалось еще интереснее - именно участники данного общества, как к примеру, тот же Ф.А. Цандер, стояли у начала практической космонавтики нашей страны. Именно Цандер являлся основателем Группы изучения реактивного движения - «колыбели» советского «жидкостного» ракетостроения. И именно ученик Цандера и участник ГИРД Сергей Павлович Королев стал «отцом» той самой космической ракеты, которая впервые смогла доставить на орбиту искусственный спутник. И с помощью которой первый в мире космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин - смог совершить свой знаменитый полет.

* * *

Таким образом, можно увидеть достаточно четкую «линию», ведущую к началу освоения космического пространства: от возникшей в древности идеи гармонизации мира, освобождения ее от Хаоса, через натурфилософию и науку, к идеям «окосмичевания» пространства, характерным для русских космистов, и далее, к Циолковсткому и Королеву. Ну, а от него - разумеется, к Юрию Алексеевичу. Поэтому стоит сказать, что развитие космонавтики являлось вовсе не случайным явлением, связанным с военным противостоянием двух держав - как это иногда пытаются доказать. Это скорее, наоборот, военное противостояние являлось результатом развития того направления человеческой мысли, которая и привело нас в космос. Хотя бы потому, что определило развитие СССР, как второй сверхдержавы, а главное - потому, что сумело удержать это самое противостояние в состоянии «Холодной войны», не дав случиться войне «настоящей», неизбежно превратившей бы наш мир в выжженную атомным огнем пустыню. Королевская «семерка» (Р-7) стала не просто дорогой к звездам - она, одновременно, стала и несокрушимой стеной для тех, кто пожелал бы ввергнуть мир в очередную бойню ради своих частных интересов…

А значит - что в этот раз Космос в очередной раз победил Хаос, что мировая гармония снова восторжествовала, и Враг рода человеческого в очередной раз был повержен. Такая вот метафизическая картина, основанная, впрочем, на абсолютно материалистических утверждениях! А казавшиеся обывателям бессмысленными и не имеющими практического значения работы Федорова или Циолковского стали основой не просто для серьезной отрасли, имеющей миллиардные обороты, но и одним из  оснований всего послевоенного мироустройства,  той самой «золотой эпохи» человечества.

Правда, впоследствии Космос все же потерпел некоторое поражение, и вслед за «золотой эпохой» начался совершенно иной период - но это уже другая история, требующая отдельного разговора. Единственное, что тут стоит сказать по этому поводу - так то, что торжество Хаоса на нем скорее кажущееся, нежели реальное, что на самом деле в глубине современного общества идут такие процессы, которые рано или поздно, но приведут к новому витку развития. Как говорили классики, крот Истории роет медленно. А следовательно, возврат к Космосу и космосу неизбежен…


СССР, Россия, наука, Космос, изменяющие реальность, история

Previous post Next post
Up