Бахыт Кенжеев, сколопендра и облако.

Aug 03, 2024 23:55

Приведу финал своей статьи о Бахыте Кенжееве ( Read more... )

Leave a comment

ankudinovkirill August 9 2024, 05:14:51 UTC
А ты не видишь, что две части твоего уравнения - разные?
Есть мужчины и женщины, а 45 гендеров - нет (есть только различные отступления от нормы). Это так.
Но утверждение "Сенцов - режиссёр, а Скочиленко - художница" и противоположное утверждение "Сенцов - не режиссёр, а снимающий человек, а Скочиленко - не художница, а ничтожество" - это два волевых заявления, равнозначных в своей чистой императивности. Каждое из этих утверждений нужно доказывать.
И в процессе доказательств могут выявиться неожиданности. Скажем, может возникнуть вопрос: любой человек, снимающий что-то на камеру мобильника - не режиссёр или режиссёр?
Я веду в университете несколько курсов по теме "литературная критика". И начинаю я эти курсы с признания трансформации в современной культуре понятия "критик". В позапрошлом веке статус критика был немыслим без подтверждения литературной корпорацией; в прошлом веке к этому прибавилась необходимость соответствующего профессионального образования. Ныне интернет делает критиком любого высказывающегося в квестбуке или на форуме читателя, любого участника сайта "Стихи. Ру" или "Проза. Ру". В виду этого и вопрос "режиссёр ли Сенцов?" приобретает новые грани. Кстати, если человек, снимающий что-то на камеру мобильника, снимает это что-то в поддержку СВО, режиссёр ли он?

Reply

shepelev August 9 2024, 06:27:06 UTC
Честно - не вижу.
Потому что убежден в существовании такого понятия, как профессионализм. В который я вкладую не способность заработать деньги данным занятием, а знание предметной области, позволяющее принимать решения "на автомате" и добиваться результата плюс ведение обширной практики.
Позволю себе нескромный пример. У меня есть талант к фотографированию. Несколько профи независимо друг от друга хвалили мои снимки за очень хорошие ракурсы. Но это интуиция. Я никогда не изучал, какие настройки надо выставить на камере для получения лучшей цветопередачи.
Так что я - не фотограф. Я - любитель.
Я не знаю, насколько Сенцов знаком с ремеслом режиссера, но он практически ничего не снял, а то, что он снял - режиссура там ниже плинтуса. Именно поэтому он не режиссер.
Именно поэтому любое высказывание на сайте - НЕ литературная критика. "КГ/АМ? А ты-то кто такой?" Не скажу, что большая часть, но значительная, критикует на уровне товарища Какаду:
- Б… ба… бал… Так! Балет на современную тему? Нужен! Давайте посмотрим, чего вы налибреттили… Молодежная тема. М… М… мол… Так! Тема тоже нужна! Так… Собрание. «Па-де-де секретаря первичной организации и активистки». А о чем они здесь говорят? Какую разъяснительную работу он проводит среди нее?
- Но это же балет, - жестами возразил автор. - В нем все чувства выражаются танцем.
- Недомыслие. Неприлично секретарю танцевать весь вечер. Пусть немножко потанцует, а потом произнесет речь. А остальные что, немые? Нехорошо. Зажим критики. Пускай и они используют право голоса. Пусть все говорят! Потанцуют - поговорят, потанцуют - поговорят. Вот так и пишите!
Так что интернет не превращает невежду в ученого, он всего лишь позволяет выносить на более широкую аудиторию мысли индивидуума, не корректируя при этом их качества.
В интернете Белинский останется Белинский, а Бурачок - Бурачком.

Reply

ankudinovkirill August 9 2024, 13:32:03 UTC
Глупость и невежество связаны с недостаточным профессионализмом. Это так. Спорить здесь не с чем.
Я говорил не об этом. А о том, что в современной ситуации (с наличием интернета) профессионализм уже надо не декларировать, а доказывать. А когда "профессионал" руководствуется предпочтением своей идеологической линии, он даёт право своим противникам заниматься тем же самым.

Reply

shepelev August 10 2024, 07:06:40 UTC
А где у меня про то, что профессионализм доказывается идеологией?
Нет этого.
Но есть интересный нюанс.
Приняв парадигму современной либеральной мысли, общество стремительно теряет профессионалов. Ты же не можешь не видеть, что и по писателям, и по поэтам и по критикам уровень настоящего времени просто несопоставим с тем, чтоб было во времена нашей юности.
Тогда у нас были Леонов и Солженицын, Распутин и Белов, Алексеев и Бородин. А кто сейчас? Варламов и Иванов лучшие. Ну и каковы они на уровне предшественников?

Reply

ankudinovkirill August 10 2024, 12:39:47 UTC
Это и так, и не так.
В некоторых сферах профессионализм растёт. В том же "Новом мире" Игорь Вишневецкий публикует такие стилизации под русскую прозу 30-х гг XIX в., какие ни одному советскому писателю не снились. Знание эпохи, вкус, стилевая чуткость - всё на месте.
Падает способность потенциальных потребителей воспринимать профессионализм. Не последняя роль в этом падении у панидеологистов, требующих от культуры в первую очередь отражения собственных идеологий.
Иванов, кстати (если имеется в виду Алексей Иванов-уральский) Алексееву уж точно не уступит. "Золото бунта" читать интересно - (в отличие от "Вишнёвого омута") - если ты имел в виду того Алексеева, а не какого-то другого.

Reply

shepelev August 11 2024, 09:33:42 UTC
1. Считаю нет оснований для таких утверждений. Во-первых, один человек - флуктуация. Во-вторых, стилизация это всё-таки приём, который в одиночку не способен вытащить произведение. В-третьих, давай по-гамбургскому счёту сыграем. Не одному советскому писателю, говоришь? ОК, мой ход: Михаил Зощенко, шестая повесть Белкина.
2. Иванов и Алексеев именно те. А сравнение в духе анекдота про забег на 500 метров для Картера и Брежнева:
Товарищ Генеральный секретарь пришёл к финишу вторым, а американский Президент - предпоследним.
Потому что у Иванова взята лучшая вещь, а у Алексеева - известная, но не лучшая. Ивушка неплакучая, Карюха, Драчуны сильнее. Рыжонка, пожалуй, тоже. И за их счёт Алексеев Иванова превосходит. Не то, чтобы много, но на качественный скачок хватает.
3. Ну и как говорят "уважаемые западные партнёры" last but not least.
Те самые панидеологисты это в первую очередь либералы. Коммунисты запрещали Солженицына, Набокова, Шаламова и.т.д., клеймили их взгляды, порой проходились по литературным качеством произведений, но никогда не самоутверждались, из всех утюгов взвизгивая о том, как плохи эти авторы. Именно этим занялись в Катастройку "демократические" литераторы с подачи Коротича.

Reply

ankudinovkirill August 11 2024, 13:09:03 UTC
1. Это не единичная флуктуация: нынешний "Новый мир" славится "историко-культурными стилизациями". С Зощенко по части работы над пушкинской стилистикой может посоперничать Владимир Дьяченко с "Восковиками Ермолая" (2023, № 4). А в позапрошлом году Даша Матвеенко в романе "Чужая молодость" синтезировала обобщённый текст русской литературы XIX века. Вишневецкий работал с дореалистической прозой 30-х гг. XIX века, условно говоря, с Погодиным, Вельтманом и Бестужевым-Марлинским (что сложнее, чем работать с пушкинским стилем). С этим же культурным материалом в советское время работал Окуджава ("Глоток свободы", "Путешествие дилетантов"). У Вишневецкого - гораздо профессиональнее (я читал Вишневецкого и Окуджаву параллельно)..
2. Уровень Алексея ИванОва в советской литературе - его однофамилец не по ударению Всеволод ИвАнов. "Бронепоезд" соответствует "бронепароходам", а плохой роман ИванОва "Блуда и МУДО" - ещё более плохому роману ИвАнова "У". Уровень Варламова в советской литературе - Анатолий Алексин. Не знаю, с кем сравнить из современных писателей Алексеева. С Екимовым, наверное.
3. Все хороши.

Reply

shepelev August 11 2024, 16:15:23 UTC
1. Ну, превзойти Путешествие дилетантов - не достижение, это очень слабая вещь. В остальном же несколько неправильно обсуждать конкретику нечитаных произведений. Поэтому пока предположим, что мы имеем плеяду высококлассных стилистов.
Ну и что?
Сам по себе стиль, повторюсь, средство и литературы он не делает. Того же Зощенко ценят не за блестящее подражание Пушкину, 9 из 10 вообще не в курсе, что он автор этой повести и что вообще есть такая повесть.
А с другой стороны Арцыбашев, имевший репутацию знатока стиля, припечатал один роман совершенно по делу: Какой там стиль? Да нет там никакого стиля!
Полагаю, ты знаешь, какой именно роман оценил таким образом Арцыбашев.

2. Все фамилии и названия знакомы. Больше того, читал почти всё. И испытываю огромные сомнения: а мы с тобой точно одну и ту же литературу обсуждаем?

3. Нет. Тут обобщение неуместно.

Reply

ankudinovkirill August 12 2024, 04:46:12 UTC
1. Я не знаю, какой роман оценивал с точки зрения его стиля Арцыбашев. Могу сказать только, что стилистика не является плюсом творчества Арцыбашева. Хотя там есть плюсы (другие). У меня бывает желание написать сценарий фильма по "Санину"; стилистику этого текста ко всеобщему благу я вынесу за скобки.
2. Ту же самую.
3. Почему?

Reply

shepelev August 12 2024, 17:00:29 UTC
1. МиМ. Насколько я знаю, Арцыбашев считался знатоком стиля.
2. В которой Варламов на одном уровне с Алексиным? Ну, нет...
3. Потому что либералы шли под лозунгом освобождения от коммунистической цензуры - и тут же ввели ещё более жестокую свою.
Как там у Воронцова в его прекрасном романе Огонь в степи:
Товарищ Сталин не добренький, но товарищ Сталин не подленький.
Вот в этом и разница. Любая цензура не добра ( хотя бы по необходимости ), но не всякая подла.

Reply

ankudinovkirill August 13 2024, 05:02:33 UTC
1. Сапожник без сапог. Такое бывает.
2. Алексин выше Варламова или Алексин ниже Варламова? Мне кажется, что они примерно на одном уровне, и "Душа моя, Павел" поразительно сходно с романами и повестями Алексина (с "Очень страшной историей", к примеру). Разница в том, что у Варламова добавляется религиозная компонента.
3. Подлость - характеристика не верифицируемая.

Reply

shepelev August 14 2024, 15:46:18 UTC
1. Бывает. У нас на первом курсе был потрясающий лектор по Дискретной математике. Он вообще не понимал предмета. Это стало понятно с первых же лекций. Поток угорал над ним.
А после экзаменов мы озадачено чесали свои репы: единственный человек, который прослушал его лекции и не понял сути был он сам. Знания он донес до всех, даже до тех, кто вылетел из института с двойками по другим предметам.
Мне повезло знать много очень хороших учителей, но объективно Романов был лучшим: все остальные учили тому, что сами прекрасно знали.
2. Разумеется Алексин ниже. Я верю тебе про параллели в творчестве. но как однажды хвалил свою поэзию Тимур Зульфикаров Понимаете, если поставить на стол маленькую красивую вазу, а рядом такую же красивую, но большую, у вас не возникнет вопроса, что ценнее.
3. Возражает Н.А.Некрасов:
Я книгу взял, восстав от сна,
И прочитал я в ней:
«Бывали хуже времена,
Но не было подлей».
Присутствуют и верификация и измерение.

Reply

ankudinovkirill August 15 2024, 04:54:13 UTC
1. Бывает всякое.
2. Если две вазы одинаковы обликом и различаются только размерами, тогда они равны. От большой вазы больше пользы, но, как говорил Глазков, "полезен также унитаз, но это - не поэзия".
3. Лирический герой Некрасова прочитал чужую книгу, только и всего. Где же тут верификация?

Reply

shepelev August 15 2024, 16:46:07 UTC
2. Я не фанат поэзии Зульфикарова, но в данном случае его взгляд ИМХО разумнее. Речь идет о том. что масштабный талант ценнее, так сказать, камерного.
3. Как по мне. так в приведенном тексте. Если ты там её не видишь, то хотелось бы услышать, что ты называешь верификацией применительно к конкретному случаю.

Reply

ankudinovkirill August 16 2024, 04:24:13 UTC
1. В блокнот: Игорь Северянин ценнее Иннокентия Анненского, а Евтушенко ценнее Владимира Соколова.
2. Я книгу взял восстав от сна,
И прочитал я в ней:
Для наслаждений жизнь дана, -
Бухай, люби гусей.
В чём разница? Ни в чём: в чужой книге может быть написано что угодно.

Reply

shepelev August 16 2024, 18:24:13 UTC
1. (наивно) А разве нет?
А ещё Тютчев ценнее Дельвига, а Некрасов ценнее Апухтина ( разумеется, Юрия Николаевича, а не моего друга Юрия Михайловича, талантливого инженера-конструктора, но совершенно не поэта ).
2. :)))))
- Да что вы носитесь с этим Карузо? Он и в ноты не попадает, и голос у него никакой и дыхания не хватает...
- Где вы его слышали?
- Мне вчера Рабинович напел.
Вот в этом и разница.

Reply


Leave a comment

Up