Ну вот, начались дожди, а это верная примета - приближающегося Великорецкого крестного хода на реку Великую.
В народе говорят - с Николаем хорошая погода приходит, то есть с возвращением крестного хода и дожди заканчиваются. А идти не близко, почти сто пятьдесят верст туда и обратно, как правило, под дождем и при плохой погоде. Не каждый отважится, но, не смотря на трудности, число паломников с каждым годом растет.
В прошлом году в Великорецкое отправилось около двадцати тысяч человек, в этом году на десять тысяч больше! Торжественное шествие начинается от Серафимовского собора. В годы советской власти Серафимовский храм был единственным действующим на Вятке и исполнял роль Кафедрального собора.
1.
С заходом в Успенский собор Трифонова монастыря, там же, в Серафимовском соборе он и заканчивается.
2.
3.
Далее крестный ход покидает пределы Вятки и начинается длительное и трудное путешествие по дорогам, лесам и бездорожью, минуя и посещая многочисленные святые места, городки, поселки и деревеньки находящиеся на пути в Великорецкое, каждое из которых, несомненно, заслуживает отдельного внимания.
Сам я ни как не могу найти в себе силы принять участие в этом походе, поэтому ограничусь, лишь поверхностным описанием крестного хода.
В Интернете достаточно информации об этом событии, выложу лишь некоторые фотографии Николо-Великорецкого мужского монастыря, которые я сделал в своих предыдущих поездках в село Великорецкое.
4.
История села уходит в незапамятные времена, более чем шестисот летней давности. Само село раскинулось на высоком берегу реки Великой, отсюда и название - Великорецкое. Окружают его заповедные леса, грибные и рыбные места, как удовольствия, само собой разумеющееся. До ближайшей трассы около 20-ти км по лесу и еще примерно 50 км по трассе до города.
5.
Нас гостеприимно встречает главная достопримечательность села - Николо-Великорецкий мужской монастырь.
6.
7.
8.
Он же нас и провожает.
9.
Потому что единственная дорога, ведущая на реку Великую проходит как раз через территорию монастыря.
10.
Поэтому пройти или проехать здесь можно совершенно беспрепятственно, хоть на машине, хоть пешком, хоть у своего товарища на спине.
11.
Николо-Великорецкий мужской монастырь был учрежден на месте явления в 1383 году Великорецкой иконы Святителя Николая. В советские годы монастырь был закрыт и почти полностью уничожен. В конце 90-х, началось поэтапное возрождение монастыря.
12.
13.
Сейчас уже ведутся реставрационные работы внутри храмов, так что вполне можно любоваться монастырем в свое удовольствие. Да и жизнь в селе, с возрождением крестного хода, начала заметно оживать.
14.
Минуя монастырь, дорога, петляя уходит под гору к берегу. Там, на месте обретения образа, над святым источником установлена деревянная часовня и купель.
15.
Здесь, на берегу, просторный луг, чуть поодаль установлена еще одна часовня. Тут и проходят основные торжества посвященные обретению Великорецкого образа.
16.
Немного из истории крестного хода:
Церковное предание бережно хранит память о явлении этого чудотворного образа. Начало древнейшей традиции крестного хода связано с обретением его на берегу реки Великой жителем деревни Крутицы Семеном Агалаковым. Однажды, как повествует сказание о явлении иконы, «некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся». Далее последовало несколько чудес от иконы Николая чудотворца, благодаря чему икону сначала перенесли в Хлынов, а затем по приказу царя Ивана Грозного в 1555 году, Великорецкая икона совершила свое первое путешествие в Москву. В Хлынов Всероссийская святыня возвратилась в 1557 году, богато одаренная государем. По возвращении образ продолжал творить множество чудес в вятском соборе.
17.
18.
На ряду с каноническими христианскими традициями, тут же возникла и полуязыческая - мол нужно проползти под корнями одной из сосен, что-то там сделать и исполнится твое заветное желание или недуг покинет. На зарождающийся обычай духовенство посмотрело криво и все входы под волщебную сосну были оперативно перекрыты.
19.
Часовню построили под высоким берегом на месте разрушенной большевиками каменной часовни. Виды на нее и на обширные окрестности открываются прекрасные.
20.
За рекой на многие километры напрочь отсутствует какое либо жилье, заблудиться там можно без особых трудностей. А вот, чтобы найти путь обратно - придется сильно постараться.
21.
22.
P.S.
В честь Великорецкой иконы святителя Николая, по указу царя, был освящен один из приделов строящегося в те годы на Красной площади храма Василия Блаженного.
К слову, Спасская башня московского кремля также была названа в честь вятского образа Спаса Нерукотворного, но это уже совсем другая история.
ВОЗВРАЩЕНИЕ КРЕСТНОГО ХОДА