Мудрые люди стараются не наступать на одни и те же грабли дважды. Называйте меня, как хотите, но я решился приложиться к этому поучительному инструменту и в третий раз.
Жизнь меня уж точно ничему не учит. Зная, что в июне на праздничные выходные, как правило, приходит резкое похолодание с мерзкими и затяжными дождями, я все-таки снова решил рискнуть и на этот раз отправился на байдарках покорять р.Чепцу.
1.
Наш маршрут начинался в районе с. Волчье и заканчивался в г. Кирово-Чепецке. Звучит немножко по Жюль Верновски - 80 км за 3 дня.
Сначала мы планировали совершить свой подвиг вдвоем на резиновой лодке, но затем нарисовались еще желающие, и в итоге мы отправились путешествовать в составе из пяти человек на трех разнокалиберных байдарках.
2.
Местные мужики над нами посмеивались и отправлялись браконьерить куда-то в верха, при этом, не решаясь спускаться вниз по течению, опасаясь за свои допотопные "Вихри". Если мотор заглохнет, домой уже не вернешься.
3.
Есть у меня друг родом из Волчьего, очень хотелось для него поснимать родные места, но электричка нас высадила на скучном полустанке, который ничем не отличался от сотен ему подобных.
Все, что мог сделать, это сфотографировал Волчью гору, под которой это село и находится.
4.
Погода не подвела, уже с утра небо начало хмуриться и брызнули первые капли.
Я понял, что правило граблей все же сработало, я опять получу по лбу. Третий год подряд в один и тот же день я буду жестоко мерзнуть, насквозь промокший, накрепко связанный одной целью со своим тесным суденышком.
5.
Мрачные тучи сползались со всех сторон, а потом дружно навалились на нас всей своей массой, словно пытаясь раздавить, как жалких букашек. Вскоре поднялся шквалистый ветер, и дождь превратился в ливень, но мы уже готовы к таким ситуациям.
Не по-туристски, конечно, но зонтики очень нам пригодились!
6.
Не успели отчалить от берега, как обнаружили еще одну беду. Наша одноместная "Ласточка" давала течь, и ее правый баллон совсем не хотел держать воздух.
Приходилось очень часто останавливаться, чтобы вычерпывать воду и подкачивать.
7.
"Ласточку" мы тут же окрестили "Собакой" за ее вертлявый и непредсказуемый характер. Она шипела, булькала и пускала пузыри сквозь пробитую шкуру. Кроме этого, наше одичавшее животное оказалось совершенно неуправляемым, а один из героев тут же умудрился перевернуться, утопив фотоаппарат и карту.
Другое дело остальные байдарки: быстроходная "Варзуга" и менее управляемая, но легкая и устойчивая "Щука".
Мы постоянно менялись местами, и мне удалось попробовать "на вкус" и оценить все имеющиеся в нашем арсенале плавсредства.
8.
Злоключения продолжались, и я даже начал сомневаться в удачном исходе нашего предприятия.
Мы первое время были увлечены борьбой со стихией, приноравливались к своим байдаркам и приспосабливались друг к другу, поэтому растянулись по всей реке на большое расстояние.
В этом месте Чепца делает многокилометровую излучину, и в какой-то момент мы оказались одни - за поворотом скрылся первый экипаж, а позади, безнадежно трепыхаясь, отставала подбитая "Ласточка".
9.
Кое-как нагнали авангардный экипаж и стали дожидаться отстающего, но он все не появлялся. Спустя какое-то время, отправили "Варзугу" назад на поиски. Еще через полчаса, к нашему удивлению, появилась "Ласточка", но уже с противоположного направления.
10.
Оказалось, наш отважный Следопыт решил срезать длинный путь посуху и перетащил "Ласточку" на себе через самое узкое место излучины, тем самым оказался намного ниже по течению того места, где мы его ожидали.
Началась путаница. На этот раз пропала "Варзуга", а за ней отправились и мы, оставив "Ласточку" на пляже.
11.
Поиски друг друга продолжались около трех часов, за это время мы почти вернулись к месту отплытия, двигаясь против течения, потом я высадился на берег и продолжал поиски на суше.
В итоге, все нашлись, вдоволь набегавшись, намахавшись веслами, и готовые поубивать друг друга, намотав при этом около семи лишних километров.
"Ласточку"-собаку привязали к "Варзуге", чтобы опять не убежала, и наше путешествие началось снова, почти сначала, но уже без сил.
12.
К вечеру погода стала налаживаться, вопреки моим ожиданиям стало тепло, и выглянуло солнце. Этот день закончился на 20-м километре в очень красивом месте.
Вероятно, здесь когда-то была деревня. Теперь это пустой некошеный луг, который украшают пара гигантских тополей. Корни одного из исполинов не выдержали старости, и стволы рухнули, развалились точнехонько на три стороны света, указывая на север, юг и запад.
13.
В течение небольшого отрезка времени я сделал серию снимков примерно с одного и того же места, чтобы можно было проследить за тем, как заходит солнце.
14.
Заходящее светило почему-то очень сильно злило местных комаров, и свою обиду они всецело старались выместить на наших изможденных телах.
15.
Быстро холодало. Постепенно по ямкам и низинкам стал растекаться густой туман. Он, словно волшебное варево, бурлил и выплескивался из своего котелка, злил комаров, превращая их в злобных кровососущих монстров, расслаивался и клубился, обволакивал и дурманил. Пришлось пятиться, отступая к спасительному огню, чтобы не оказаться один на один в обществе пляшущих русалок и таинственных лесных духов.
16.
Утро!
Вампиры исчезли, а ночные фурии превратились в бабочек.
17.
Нас встретил полный штиль и прекрасная солнечная погода.
Как я долго ждал этого момента, чтобы скинуть надоевшую одежду и целый день принимать жаркие солнечные ванны!
18.
По пути заглянули в деревню Низовцы, чтобы отдохнуть и набрать ключевой воды. В деревне царит строгий порядок, по одну сторону дороги стройные ряды домов, а по другую (вдоль высокого берега) выстроились неказистые баньки, все как на подбор, по одной на каждую избу.
19.
Несколько слов о самой Чепце.
Вопреки моим ожиданиям река оказалась очень широкой и полноводной. К тому же, после проливных дождей уровень воды хорошо поднялся. Затонули островки и пропали отмели, ни порогов, ни перекатов - тишь да гладь.
20.
Нас окружали почти безлюдные места, ни рыбаков, ни деревень. И только однажды на нашем пути попалось одинокое коровье стадо.
21.
Круглобокие животные нас провожали грустными взглядами. Им, наверное, очень хотелось отправиться вслед за нами, но явно не хватало решимости, чтобы, плюнув на пастуха, весело задрать к небу рогатые головы и помчаться вдоль берега вслед за уплывающими байдарками.
22.
Если в первый день пути речное русло пролегало среди возвышенностей и высоких берегов, что делало пейзажи более или менее живописными и примечательными, то чем дальше, тем окружающий ландшафт становился более плоским и однообразным.
23.
Сосновые и еловые леса, украшающие высокие яры и утесы, постепенно уступили место лугам и кустарникам, а река сделалась еще шире.
24.
Со стоянками стали возникать проблемы. Из-за высокой травы и глинистых берегов приходилось труднее искать подходящие места для высадки.
25.
Нижнее течение Чепцы проходит среди торфяников и болот, поэтому там, где удавалось делать привалы, от комаров не было отбоя.
26.
Весь этот день мы нагоняли предыдущие непройденные километры, в итоге отмахали тридцатку. Для меня, с непривычки и после долгого зимнего прозябания, такой переход дался очень нелегко. К вечеру сил уже не было, ни на погоню за ночными туманами, ни на то, чтобы просто осмотреться на местности.
Знакомство с необитаемыми берегами отложил до утра, а когда встало солнышко, был просто восхищен. Такие красивые участки попадаются очень редко. Словно оказался не в лесу, а в парке, где все выстроено по тонкому замыслу ландшафтного дизайнера.
27.
Живописный луг ограничивался рощицей из молодых сосенок, а вокруг разбросаны целые россыпи полевых цветов: сиреневые люпины и голубые васильки, белоснежная ромашка и цветущая земляника. На розовых соцветиях лесной гвоздики колыхались кружевные бабочки. В центре, над всей этой сказочной идиллией главенствовал древний осокорь, окруженный свитой из молодых березок в бахроме из цветущего розового шиповника.
28.
На рыбалку были возложены большие надежды, но с этим делом, что-то не задалось.
29.
За вечер натаскали множество некрупной уклейки, но и этот небогатый улов удалось превратить в настоящий деликатес.
30.
Шаклея весело шкворчала на сковородке и покрывалась румяной корочкой.
31.
Следующая наша остановка запланирована в селе Ильинское. От этого села до Чепецка рукой подать, по реке путь, конечно, длиннее. Наконец, стали появляться рыбаки, да и редкие отдыхающие.
32.
Ильинское раскинулось на высоком берегу с отличной бухтой, куда могут заходить суда и покрупнее наших.
33.
Второй день стояла неимоверная жара, солнце, которому я поначалу так радовался, жестоко жарило и обжигало. Спрятаться от его лучей было решительно некуда, и мы все обгорели.
Руки и плечи нещадно полыхали огнем, а лица у всех приобрели ярко-красный оттенок.
Я не знал, куда деваться и приходилось только терпеть, в надежде на то, что моя опаленная кожа слезет не сейчас, а хотя бы потерпит до дома.
К этому времени запасы питьевой воды у нас снова закончились, и мы отправились на ее поиски.
34.
Здесь проходит линия фронта бесконечной войны с борщевиком. Люди с кровопролитными боями постепенно отступают, а борщевик неуклонно захватывает все новые территории.
35.
Ильинское предстало перед нашими глазами в виде небольшого дачного поселка, хотя я ожидал увидеть большое старинное село.
36.
Мы долго петляли по узким улочкам среди гофрированных заборов в поисках сельского магазина. Встречающиеся дачники долго и сбивчиво объясняли нам, как до него добраться.
37.
Среди обычных садовых домиков часто встречались вполне оригинальные, абсурдные и совсем уж нелепые постройки.
Фантазия некоторых Самоделкиных-оригиналов не знает пределов.
38.
Весь маршрут складывался из множественных направо и налево, иногда нужно было идти прямо и что-то огибать.
Наконец, на самой дальней окраине села мы обнаружили искомую продуктовую лавку.
39.
Магазин "Продукты", он же - автостанция, он же и почта.
40.
Тут же расклеены очень странные объявления. Остается собственноручно заполнить пустующее поле и позвонить.
41.
После Ильинского я пересел в норовистую "Ласточку". Во время посадки я уронил фотоаппарат в реку, вместе с навигатором и телефоном. Ничего из техники не пострадало, но я был вынужден сдать рюкзак на хранение в более надежные руки, так что на участке от Ильинского до Кирово-Чепецка съемку прекращаю, тем более, что и снимать на этом однообразном отрезке, в принципе, нечего.
Чепца в этом месте разлилась еще шире, почти догнав в этом Вятку. Начались длинные чайные плесы, а речные берега превратились в скучные заросли из ивового кустарника.
42.
До Чепецка мы добрались без особых приключений. Слева медленно проплывала Чепецкая колония, над нашими головами мост-узкоколейка, а моя "Ласточка" неуклонно тонула, вместе с ней погружался и я, опускаясь своей пятой точкой в холодную воду.
43.
В назначенное место мы прибыли точно к сроку, впереди разборка снаряжения и продолжительный подъем в гору. Чепецк, как и Киров, раскинулся на высоком берегу в месте слияния двух рек Чепцы и Вятки. Город имеет красивую, но неухоженную набережную с прекрасным видом на горизонты.
В этом месте Чепца закончила свое существование, соединившись с Вяткой, а мы, попрощавшись с гостеприимной рекой, начали свою финальную высадку.
44.
Из прибрежных зарослей раздавались невнятные крики. Народ вовсю праздновал День Независимости, а как известно, без пьянки у нас праздников не бывает. С горы, к нам навстречу летели пустые бутылки, а вслед за ними по каменистой тропинке скатывались невменяемые личности.
45.
Вся активная городская жизнь переместилась поближе к воде, а на улочках царствовало полнейшее затишье. Три праздничных дня пролетели мимо нас единым потоком, и совсем не верилось в то, что завтра опять на работу.
Мы, уставшие и изможденные, брели к автостанции, а где-то за нашими спинами лежала покоренная Чепца навсегда породнившаяся с Вяткой.