Так уж сложилось, обделила природа наш вятский край солнечными деньками. Если в летние месяцы нам приходится за солнцем гоняться, то о зиме и говорить нечего. Погода нам отмеряет солнечное тепло скудными порциями, а мы и тому рады. С последней моей поездки прошло два месяца, шел бесконечный моросящий дождь, а я месил грязь по пути
в село Горохово. С тех пор, солнца как не было, так и нет, только нудные дожди незаметно превратились в зимние метели, а осенняя слякоть укрылась под глубокими сугробами.
Тем сложнее было угадать именно тот момент, когда среди пасмурных декабрьских будней случится хоть один единственный солнечный денек.
И вот такой день настал, но вопреки здравому смыслу я помчался не за солнцем, а от него. Мой путь лежал на север по Юрьянскому тракту в направлении сел Пышак и Верховино.
2.
Мы выехали еще затемно, и большую часть пути я с надеждой и сомнением поглядывал на светлеющее небо. Синоптикам верить нельзя, а если и доверять, то с большой осторожностью.
В какой-то момент ночная синева стала слабо мерцать, насыщаться нежно-розовыми оттенками, затем на востоке появилась узенькая багровая полоска света, которая, тлея, словно уголек на ветру, стала быстро набирать силу, ярче и ярче разгораться и, наконец, заполыхала во все огромное небо не дожидаясь прихода солнца, поглощая ночной мрак и звезды.
3.
Оставив за спиной мост через Великую, мы свернули с трассы. Теперь зарево растянулось вдоль всего горизонта. На фоне восходящего пожарища гигантские липы кажутся черными одинокими силуэтами, они снова и снова выгорают до тла среди бушующего света, но приходит новый день и великаны воскресают, наполняются свежими силами и жизнью. Под могучими кронами не осталось ни домов, ни деревень, они давно сгинули в бесконечных зарницах и пламени закатов, превратились в прах и пеплом разлетелись вместе с ветрами.
4.
В полумраке едва различимы редкие деревеньки, точнее, их осталось всего две-три, а когда-то в этих краях деревень было больше десятка больших и малых. Теперь кое-где виднеются лишь осевшие крыши и полуразвалившиеся крестьянские избы.
5.
Все предыдущие дни погода билась, мучая нас, то продолжительными оттепелями, то заморозками и снегопадами. Сегодня ночью всю сырость изрядно подморозило, лед на дороге схватился, превратившись в белоснежное глянцевое покрытие, похожее на подплавленное стекло. Мы бесстрашно ныряем с увала на увал, а наш тормозной путь, в случае чего, растягивается на десятки метров.
6.
Впереди последняя на нашем пути деревня Ежи. Последняя - звучит насмешливо, в этом кроется какая-то злая ирония. С возвышенности уже хорошо видно село Пышак (бывшее Пышакское), над домами, словно свечки, полыхнули в утренних лучах купола далекой Богоявленской церкви.
7.
На въезде в село показалась полуразвалившаяся хибарка, сквозь заросли виднеется следующая.
8.
Около дороги доживает свой век не то бывшее почтовое отделение, не то сельская библиотека, разрушающаяся сама собой за ненадобностью.
9.
Надо сказать, первое впечатление обманчивое, я и дальше ожидал увидеть нечто подобное, но брошенные дома быстро закончились, и началась вполне благополучная деревенская улица.
10.
В центре села возвышается главная его достопримечательность - Богоявленская церковь, с сохранившимися зданиями сторожки и церковно-приходской школы.
Своим возникновением село Пышак обязано знаменитому на всю Россию соседу-
селу Великорецкому. По прямой до Великорецкого всего с десяток километров, именно поэтому в непосредственной близости от Великорецкой святыни некие боголюбивые люди решили организовать монастырь.
Когда обитель достаточно разрослась, здесь была построена первая деревянная церковь.
11.
В девяностых годах 16-го века несколько старцев во главе с настоятелем монастыря отправились в Москву к царю и патриарху. В те годы правил последний сын Ивана Грозного Федор Иоаннович.
Царь Федор радушно принял вятчан и пожаловал им Раифский образ Божией Матери, а так же вручил грамоту на земли.
Образ Раифской Божией Матери оказался не простой, а подлинной иконой, написанной в Афонском монастыре.
Храм был освящен в честь иконы и с тех пор монастырь стал называться Раифско-Богоявленской пустошью.
12.
С Раифским образом Богородицы на Вятке связана следующая легенда.
Совсем скоро во времена великой смуты на Вятской земле, как и по всей России, развелось великое множество разбойников, бунтовщиков и другого нечестивого люда. Многочисленные разбойничьи шайки и банды в вятских лесах промышляли воровством и разбоем, разоряли села, жгли и грабили монастыри. Не обошли невзгоды стороной и Раифскую пустошь.
13.
По этому поводу существуют две схожие легенды. Как потом выяснилось, одна из них относится к соседнему селу Верховино, там мы еще побываем, а другая история как раз о нашем Пышаке.
14.
Во время одного из налетов, монахи Раифского монастыря заперлись от нападающих и усердно молились перед своей иконой. Неожиданно осаждающих поразила слепота, бандиты были испуганы и обескуражены, в итоге разбойники раскаялись и даже захотели принять святое крещение (это важный момент, я в последствии к нему вернусь).
15.
После обряда крещения к раскаявшимся бандитам вернулось зрение, а на том самом месте, где случилось это чудо, забил источник. Над родником в последствии была поставлена часовня, которая стала называться "Часовней над кладезем".
16.
Постепенно весть о чудотворной Раифской иконе Божией Матери разнеслась по всей Вятке. Впрочем, эти места удивительно богаты на святые места с чудотворными образами и целебными источниками возвращающими зрение, это и Пышак, и Горохово, в котором мы недавно побывали, и Верховино, куда мы еще заглянем.
17.
Многие верующие, совершая паломничество в село Великорецкое, непременно старались побывать и в Раифском монастыре, чтобы поклониться чудотворной святыне. Иные и вовсе стали селиться поближе к обители. Через какое-то время рядом с пустынью возникло новое поселение называемое "Заоградной слободкой". Из этой слободки, в последствии, выросло большое село, которое и стало называться Пышакским.
18.
Было интересно понять, откуда вообще взялось такое странное и нетипичное для наших мест название села, ведь Пышак - это вид среднеазиатских ножей, в частности такие ножи распространены в современном Казахстане. Какая же связь между Средней Азией и вятской северной глубинкой?
19.
А теперь вернемся к нашим ослепленным "романтикам с большой дороги", которые, раскаявшись и приняв христианство, смогли снова прозреть. Можно предположить, что грабители были язычниками и скорее всего черемисами, либо татарами, скорее всего они и были вооружены подобными ножами. После крещения раскаявшиеся остались жить при монастыре и еще долгое время пользовались своими пышаками в быту и обиходе. Возможно, местные жители так и прозвали пришельцев - Пышаками, а село Пышацким.
Это всего лишь мое предположение, и его можно не принимать всерьез, возможно, есть и другое объяснение.
20.
Со временем в этих местах стало слишком многолюдно, а монахи в поисках уединения стали расходиться по другим монастырям. Позднее случился большой пожар, в огне которого сгорела главная монастырская церковь, к счастью, икона в этом пожаре уцелела.
21.
Монахи были переведены в Хлыновский Богословский монастырь, Раифскую икону было решено забрать туда же.
8 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы пришло время переносить образ, но его даже не смогли сдвинуть с места. После этого чудесного события было решено оставить Раифский образ в селе Пышак навсегда, а пустынь упразднить.
Так к 1764 году Раифско-Богословский монастырь прекратил свое существование, а село Пышак осталось.
22.
В 1770 году в селе была построена новая церковь, но вопреки обету ее освятили не в честь Раифской иконы, а в честь Тихвинской.
В 1807 году началось строительство каменного храма, которое растянулось на целых сорок лет.
В 1818 году Раифский образ вновь о себе напомнил - деревянная церковь сгорела и снова после пожара уцелела только Раифская икона. В связи с этим чудесным спасением было решено освятить один из пределов нового каменного храма, хотя изначально этого не планировалось, а 8 сентября сделали днем празднования Раифского образа.
23.
15 июля 1935 года советской властью было решено закрыть храм, формально за долги по неуплате налогов. В дальнейшем следы иконы Раифской Божией Матери бесследно теряются.
24.
Я внимательно осмотрел храм, но так и не увидел, ни попыток восстановления или ремонта, ни вообще какого-либо присутствия человека. Везде мусор, битый кирпич, обрушающиеся потолки и стены.
25.
На колокольню подняться не удалось, через второй ярус я вышел на крышу. Здесь и встретил восходящее солнце.
Надеюсь, впереди у Богоявленского храма еще многие сотни таких восходов, а так же прекрасных закатов и еще хочется верить в то, что ни один из них не станет для храма последним.
26.
С приходом советской власти были разорены и уничтожены многие удивительные и святые места. Огромные территории, раскинувшиеся в пойме реки Великой, их можно по праву называть одним из главных центров Вятской духовной жизни.
27.
В местах былого средоточения православия, советская власть начала активно строить свой "новый и светлый мир", называемый в официальных бумагах Зоной Медянского района. Были и другие глобальные планы, например, создать в районе села Ложкари полигон по уничтожению радиоактивных отходов и химического оружия, к счастью, эти планы воплотить в жизнь так и не удалось.
Сейчас ведутся разговоры о разработке в этих местах песчаных карьеров, надеюсь, и эти инициативы останутся лишь на бумаге.
28.
Во времена ВОВ многие жители Пышака ковали победу для нашей Родины, многие из них не вернулись с фронта.
29.
Те, кто остались, принимали у себя дома эвакуированных. В 42-м году в Пышак переехал детский сад № 20 Дзержинского р-на из блокадного Ленинграда с 56 детьми и их заведующей Котовой.
30.
До источника я так и не добрался, но у меня осталось время прогуляться по селу.
31.
Храм, как и водится, стоит на самой высокой точке, а далее дорога круто ныряет куда-то вниз под гору, в направлении реки Великой, до нее уже рукой подать.
32.
Солнце уже встало, щедро озолотило верхушки деревьев, торчащие над заборами скворечники и кромку леса.
Черные телеграфные столбы стали бронзовыми, а свисающие на дорогой провода превратились в паутинки густо усыпанные каплями утренней росы, сверкающей словно тысячи бриллиантов.
33.
Стих ветер и сразу стало по-весеннему тепло.
В солнечных лучах мгновенно подтаял иней на ветках и стволах деревьев, и все вокруг заблестело, заиграло, веточки, будто стеклянные, начали весело переливаться и искриться.
34.
Алые солнечные зайчики резво запрыгали по окнам, разбежались по избам, по петушкам на крышах, по кустам, разбиваясь о ветки, разлетаясь искрами, осыпая белоснежные сугробы праздничным конфетти и сверкающей мишурой.
35.
В каждом селе есть своя изюминка, особенность и, можно сказать, мода на украшения. Где-то окна обрамлены великолепными ставнями и наличниками, где-то присутствует искусная резьба на фасадах и фронтонах, а в Пышаке соседи стараются перещеголять друг друга петушками-флюгерами, которых усаживают на шпили и коньки крыш.
36.
Дорога, постепенно сужаясь, привела нас в тупик, далее сквозь заснеженную улицу уходила узенькая тропинка. Здесь начинаются владения дачников, тех, которые приезжают в Пышак только летом.
37.
Я, почти не проваливаясь в снег, смог уйти по крепкому насту довольно далеко, почти до края деревни.
38.
Наверное, хорошо сидеть теплым летним вечером на высоком крылечке, мечтать, глядя на пушистые облака и пить травяной чай из настоящего самовара.
39.
Старинные избы вполне крепки и основательны, пока у них есть хозяева, они будут жить еще долго-предолго.
40.
Пока мы гуляли по селу, солнце окончательно взошло. Храм уже не казался мрачной громадиной на фоне полыхающего рассвета, он сиял и дарил всей округе какое-то свое отеческое тепло.
41.
Посещая новое место, каждый раз ловлю себя на мысли, что влюбляюсь в эти места по уши, а очередное село, непременно, кажется лучше предыдущего. Это, конечно, самообман - за спиной десятки сел и деревень и везде божественная и неописуемая красота, а бок о бок с красотой неотступно следует по нашим селам грусть-печаль бесконечная и бездонная.
42.
Впереди село Верховино, там мы тоже поищем, что-нибудь интересное, а так же постараемся разобраться, почему Верховинскую икону Спаса Преображения прозвали "Спасом Колотым".
В своем рассказе я использовал информацию из книги А.В. Маркелова "Всемiрная радость. Четыре образа Богородицы в судьбе Вятской земли", за что автору огромное человеческое спасибо!
Часть 1. Село Горохово.