Дорога, ведущая к храму. Часть 3

Feb 18, 2011 20:28

В прошлый раз мы одолели очередные два квартала по Спасской и остановились на пересечении с улицей Никитской. Сегодня, это банальный перекресток, а когда-то по этому самому месту проходила крепостная стена, за которой начинался Хлыновский посад. Таким образом, мы оказались под самыми стенами древнего града Хлынова.



Где-то слева грозно возвышалась Московская башня, справа, под холмом - башня Никитская, а прямо перед нами продолжение улицы Спасской, которая уводит нас в седую глубину веков, через древний Хлынов, в старую Вятку, прямиком к стенам Хлыновского кремля.
Время неумолимо, оно разрушает не только стены, но сровняло с землей, и глубокий ров, и крутой вал, давно исчезли укрепления и высокие башни, а вместо грозных часовых вход в город теперь охраняют вполне дружелюбные дымковские персонажи: милая барышня с младенцем, мальчуган со свистулькой да веселый гармонист с собачкой.
2.


Преодолеем невидимые крепостные укрепления.
Здесь наша улица начинает круто уходить под гору, неожиданно открывая манящие вятские просторы, синеющие дали и далекие горизонты. Сосновый бор заречного парка, словно мираж, кажется настолько близким, что возникает чувство, будто наша Спасская где-то там и заканчивается, между соснами-исполинами, со всеми своими фонарями, вывесками и пешеходами. Между тем до ближайших деревьев почти три версты, а еще путь разрывает пойма Хлыновицы да русло некогда полноводной реки Вятки.
Око видит, да зуб неймет: остается только любоваться недосягаемым холмистым заречьем.
3.


Как я уже говорил, далее продолжается Вятка - купеческая, хотя она по сути дела купеческой и остается, но я бы скорее ее назвал Вяткой блистательной! Здесь, архитектурного ампира мы, наверное, не увидим, но сам дух, сама окружающая нас атмосфера, она какая-то Питерская что ли, до краев наполненная неким столичным шиком, самодостаточностью и великолепием, конечно, на сколько это было возможным для провинции.

Первый дом, который встречается на нашем пути - дом купцов Калининых, позднее ставший главной резиденцией вятских губернаторов (1788-1795 г.г.). В наше время губернаторский дом занимает областное судилище.
4.


Дом связан со многими известными всем именами, а чтобы не быть голословным, пожалуй, перечислю некоторых из них: начнем с самого создателя, архитектора Ф.Рослякова (его же творение - дом Аршаулова, который я описывал во второй части), здесь бывал и жил по соседству еще один знаменитый столичный архитектор - А.Витберг, также служили Салтыков-Щедрин и Герцен, еще дом связан с именем вдовы Пушкина Ланской.
В 1855 г. сюда дважды заезжал швед Альфред Нобель, во время своего путешествия из Петербурга в Екатеринбург.
Осенью 1824 г. здесь останавливался Император Александр I, царь 4 раза выходил на балкон и кланялся восхищенной публике, заполнившей собой весь парк Аполло, тот самый парк, где ровно сто лет спустя танцовщица Айседора Дункан пыталась очаровать публику, танцуя почти без нижнего белья, впрочем, безуспешно.
5.


А теперь одна из обещаных легенд, которая напрямую связанна с приездом в Вятку Императора Александра I.
В 1821 году вятскому губернатору в Петербурге было сообщено высочайшее повеление: купить маленький домик для жительства одного из чинов с семейством (для кого именно и для каких целей, так и осталось тайной). С высочайшего разрешения императора был куплен небольшой полукаменный дом на южной стороне ул. Спасской рядом с мед. училищем (о котором я рассказывал в 1 части).
Неожиданно в 1825 году в Таганроге царь умирает, а в 1856 году в Пермской губернии появляется загадочный старец Федор Кузьмич, очень образованный, говорящий на нескольких языках, не имеющий ни семьи ни денег, учил крестьянских детей и внешне был очень похож на императора Александра I. Так появилась легенда о том, что царь вовсе не умер, а еще около 10-ти лет, до своего появления в Пермской глубинке, жил инкогнито в полюбившейся ему тихой, провинциальной Вятке.

Напротив губернаторского дома теперь, можно сказать, пустырь или останки какого-то незавершенного строительства.
6.


А ведь это место не менее известно и знаменито. Здесь еще совсем недавно стоял деревянный особняк с колоннами - главный дом усадьбы Жмакиных, более известный среди горожан, как "дом Витберга" (так и будем его величать). Странно, а ведь сам Витберг прожил в этм доме всего-ничего, один только год.
7.


Усадьба занимала добрую половину квартала, в глубине которого и был выстроен в 1815 году наш "дом Витберга". В наше время от усадьбы почти ничего не осталось, дом перенес несколько реставраций, а в начале 2000-х дом окончательно разломали, обещая его реконструировать, но, как говорится - а воз и ныне там... Обещанная реконструкция застопорилась на стадии возведения фундамента.
8.


От всей усадьбы остались всего лишь два флигеля, которые и выходят на красную линию улицы Спасской, один справа, другой слева от центрального входа.
9.


Флигели давно приватизированы, говоря простым языком - их прибрали к рукам. В том что справа находится пивнушка, в другом - офис одной из коммерческих фирм. Конечно, хотелось бы увидеть полностью восстановленную усадьбу и березовую рощу за домом, но реально ли это?

10.


Далее следует дом генерала Шестакова, с надстроенным третьим этажом. Кстати, архитектор все тот же Росляков, а украшает ли надстройка его творение, не знаю, не мне судить. По-моему, неплохо, в общем тяжеловато, но из стиля не выбивается.

11.


Снова перейдем через Спасскую, к дому напротив. Да и не дом это, а очередная усадьба, на этот раз купцов Сунцовых.
О Сунцовых достаточно сказать, что вышли они из крестьянского рода, успешно миновали мещанство, а затем поднялись до купечества. Основали торговый дом Сунцовых, занимались разнообразными видами деятельности, имели на Вятке клееваренный и мыловаренный заводы, а так же множество разной недвижимости. Мы скоро окажемся около еще одного из домов Сунцовых, он совсем рядом, тоже на Спасской, там и продолжу.

12.


Дом с мезонином (1809 г.) в 1833 году он был куплен золотых и серебряных дел мастером Д.И.Агафоновым. Многие вятские храмы украшались при участии купцов Агафоновых, ну а все их золото после революции, как и водится, бесследно исчезло.
Кстати, Агафоновы проживали в домике попроще, по соседству, а этот особняк сдавали внаем.

13.


Рядом еще один особняк, построенный по проекту Ф.М.Рослякова (1806 г.). Со временем владельцем дома стал известный купец и меценат П.П. Клабуков, который открыл в нем "дом трудолюбия", а в дальнейшем передал сию недвижимость попечительству о слепых Марии Фёдоровны (императрицы). В этом доме в двадцатых годах жил талантливый инженер М.И.Кошкин, тот самый Кошкин, под руководством которого был создан наш легендарный средний танк Т-34 по своим боевым и техническим качествам намного превосходивший известные в то время танки этого класса.

14.


Вспоминаем Сунцовых. Этот небольшой домик за каменной оградой снова их владения. Домик неприметный, фасад украшен скромным декором, а история богатая. В доме десяток лет обитала Вятская публичная библиотека, которая и стала своеобразной предтечей нашей знаменитой Герценки.

15.


Сейчас это простой жилой дом, довольно ветхий и неприметный с уютным солнечным двором и если бы не заросли вездесущего американского клена, вид на город из этого двора был бы просто потрясающий.
И еще немножко о бывших хозяевах. Брат С.Сунцова Михаил 26 лет прожил на Соловецких островах, из них 13 лет управлял обителью. За геройское отражение нападения эскадры Английских кораблей был удостоен золотым наперстным крестом на Георгиевской ленте.
Другой брат Владимир Сунцов, почетный гражданин и владелец завода на Вятке, в составе вятской делегации присутствовал на коронации императора Николая II. Делегация вручила царственной чете солонку и поднос из чистого золота, выполненные по эскизам В.М.Васнецова и И.А.Чарушина, а так же икону с изображением преподобного Трифона Вятского, выполненную в мастерской Васнецова в золотом киоте.

Вот мы добрались и до следующего перекрестка улиц Спасской и Царево-Константиновской, в простонародии - Царевской, а по современному - Свободы (против свободы ничего не имею, только вот свободы от кого или от чего, от вредных привычек?).
И по традиции квартал вправо, квартал влево.
Налево далеко не пойдем, чуть поднимемся в гору и окажемся около Царево-Константиновского храма.
16.


Деревянная Царево-Константиновская церковь была построена в 1688 году, но всего через восемь лет ее уничтожил пожар, сгорело практически все, остался после пожара лишь образ Знамения Пресвятой Богородицы, неизвестно кем спасённый от огня. Церковь восстановили, но уже каменную. Строил церковь «своим коштом» крестьянин «Гаврила Петров» Машковцев, незадолго до этого переселившийся в град Хлынов из села Кстинино.

17.


В 1778 году обновлённый храм освятили в честь иконы «Знамения Пресвятой Богородицы», той самой, что уцелела в пожаре 1696 года. С этого момента церковь стала называться Знаменской, а улицу все равно назвали в честь царя Константина, по старой народной памяти.
Церковная колокольня получилась настолько высокой, что какое-то время она служила пожарной каланчей, пока не была построена настоящая пожарная каланча, на той же Царевской улице.
В тридцатые годы храм был почти полностью разрушен, а в уцелевших помещениях долгие годы хозяйничали гаражи и автосервисы. Храм запечатали со всех сторон сталинками и хрущевками, да так плотно, что сфотографировать его целиком почти невозможно.
В начале нового тысячелетия началось восстановление храма. Сегодня храм восстановлен, на колокольню подняты колокола, а внутри ведутся реставрационные работы.

18.


В фасаде с южной стороны храма я обнаружил вмонтированое надгробие, отправил фотографии своим друзьям, и нам удалось прочитать то, что здесь написано.
Далее вариант прочтения нашего историка и краеведа А.Мусихина,
надпись вот такая:
"Во имя отца и сына и святаго духа. Аминь. На семъ месте положено тело города Вятки купца Исидора Елесеева сына Мо(с)квитино-
ва. Родился 1737 года (?). Тезоименитство ево было маия 14 дня.А преставися 1767 года сентябрия (?) 12 дня. Всего жития его было 30 летъ."

Выходит, что под ней был в 1767 г. захоронен 30-летний купец Исидор Елисеев Москвитинов (потомок Исака Москвитинова, одного из строителей храма в 1697г.).
А вот что пишет В.А. Любимов:
МОСКВИТИНОВЫ - вятские мещане, купцы из посадских, владельцы многих домов, в частности, каменного трёхэтажного у Полицейского моста г. Вятки - ныне ул. Герцена, 1, прихожане Царёво-Константиновской (Знаменской) церкви.

Возвращаемся к дому Сунцовых пересекаем Спасскую и идем дальше, под гору по Царевской. Здесь тоже много всяких интересностей.
19.


Рядом красивый деревянный дом, так же относящийся к Сунцовской усадьбе.
А через дорогу начинается еще одна, бывшая усадьба первейшего вятского почетного гражданина И.С.Машковцева.
По этим же тротуарам когда-то спешил в свою гимназию Костя Циолковский.

20.


Это необычное здание, почти дворец и есть та знаменитая Вятская мужская гимназия, в которой учился будущий отец русской космонавтики, построенная в 1905 г. на пожертвования еще одного замечательного вятского купца Т.Ф.Булычева.
Тихон Булычев: владелец заводов, известный вятский судовладелец и меценат, к началу XX века имел около двадцати пароходов, стал миллионером. В 1918 году, после национализации флота остался без всего и закончил свою жизнь в полной нищете.
21.


Здание очень красивое и не удивительно, ведь архитектором является И.А.Чарушин.
Внутри я не бывал, но, говорят, там тесновато ведь гимназический корпус возводился как пансион всего на 70-100 человек, не более.

22.


Во дворе гимназии школьный стадион, в моем детстве - неплохой каток, а когда-то это был обширный английский парк-сад с беседкой и прудом с рыбой, а еще здесь была оранжерея, в которой выращивались ананасы, теперь трудно в это поверить. Возможно, выращенный именно здесь ананас и был преподнесен Александру I во время его визита на Вятку.
Можно уходить все дальше и дальше, прямо за стадионом, в глубине квартала виднеется еще один интересный старинный особняк - дом Перминова (1755 г.) и очередная усадьба, но так мы уйдем от нашей Спасской совсем в другую сторону, поэтому поспешим вернуться обратно.

23.


Территория гимназии стадионом не ограничивается, когда-то она занимала большую половину квартала. Двигаясь вдоль гимназических корпусов с Царевской, заворачиваем снова на Спасскую.
Перед нами вырастает особняк в классическом стиле со статуей гимназиста в алькове. Это и есть бывший дом купца Машковцева. Стиль выдает любителя классики - Рослякова.

24.


Вся гимназия выросла из небольшого одноэтажного дома (1811 г.) по Царевской, но со временем места стало не хватать и в 1841 г. казной был приобретен дом купца Машковцева на Спасской улице. Получается, что в этом году наша гимназия будет праздновать свое 200 летие.
Хочется отметить, что это было единственное учебное учреждение, где на Вятке можно было получить среднее образование. Думаю, всех ее знаменитых выпускников перечислять бессмысленно, просто поверьте мне на слово, очень многие из них в свое время "прогремели" на всю Россию.

25.


В наше время здесь обосновался дом детского творчества, что-то типа дворца пионеров на современный лад, теперь по вечерам из окон дома Машковцева на всю улицу раздаются народные песнопения с залихватскими прихлопами и притопами. Это "зажигает" наш знаменитый ансамбль песни и пляски "Дымка". В общем, проходя мимо, ощущается наплыв веселья, а ноги сами собой норовят уловить замысловатый такт. В реальность нас возвращает следующая обшарпанная пятиэтажка, на которую даже смотреть не хочется, поэтому поскорее перебегаем на другую сторону.

26.


Ровно через сто лет, в тот же год когда наша гимназия праздновала свой первый прожитый век, на противоположной стороне улицы по проекту нашего великого вятского зодчего И.А.Чарушина было построено еще одно замечательное здание для "Банка внешней торговли".

27.


Здание долго достраивалось, то слева, то справа, то прирастало новыми этажами, получилось шикарно и красиво. До наших дней оно не изменило своего профиля, по этому адресу прописался Сбербанк России.
28.


Еще через два года в 1913 году, бок о бок с "Банком внешней торговли" вырос еще один банк - "Общественный банк имени Ф. Веретенникова" и опять Чарушин. К тому времени банк Веретенникова уже справил свой пятидесятилетний юбилей, так что на этой улице он совсем не новичок.
Нашему поколению это здание известно как "Дом офицеров".
29.


Бог любит троицу - следом за вторым, третий банк "Сибирский". А до банка здесь были номера "Центральные". И так далее, сплошная стена из разнокалиберных домов, практически без разрывов опоясывает почти весь квартал.
30.


Изредка встречаются узкие арки, ведущие в свои таинственные дворы. А с изнанки, все великолепие превращается в полную противоположность.
31.


Убогие и обшарпанные стены, выбитые кое-где окна и мрачноватые закоулки. Но и здесь есть свои тайны, достаточно приглядеться повнимательнее.
32.


Скрытые от глаз территории: дворы, чердаки и подъезды, в большинстве своем, ускользнули от внимания строителей светлого будущего. И теперь они могут рассказать нам намного больше, чем оштукатуренные парадные фасады.
33.


За обшарпанной и увешанной тенетами дверью одного из подъездов меня ждала настоящая сенсация. Здесь безалаберность совдеповских коммунальщиков пришлась совсем кстати. Дома не видели ремонта, пожалуй, с того самого дня, когда выгнали отсюда настоящих хозяев и заехали новые, неискушенные роскошью, непривередливые, непривыкшие к чистоте и удобствам. Вот тогда и побелили стены подъезда, видимо, в первый и последний раз.
34.


Со временем тонкий слой штукатурки начал крошиться и осыпаться, обнажив под собой интересные фрагменты росписи стен.
35.


Сложно понять, что было изображено на стенах, скорее всего это виды старой Вятки.
Есть мнение, что здесь поработал вятский художник Л.А.Казенин.
36.


Слой побелки настолько тонок, что его легко можно снять, не повредив изображения.
37.


Здесь хотелось бы обратиться к неравнодушным, заинтересованным или к компетентным людям, чтобы обратили на это свое внимание. Пройдет еще немного времени и, скорее всего, фрески навсегда будут утрачены.
Для начала прошу отписаться, может, прямо здесь найдем какое-нибудь приемлимое решение.
38.


Будет очень обидно, если мы потеряем и этот памятник, так же как ежедневно теряем сотни других ему подобных, а потом кусаем локти, что не уберегли вовремя.
Тем временем, малолетние вандалы уже оставили свои следы, да не на штукатурке, а на росписях. В ход пошли баллончики с краской, которую возможно уже и не смыть.

39.


Незаметно мы оказались у следующего перекрестка Спасской и Вознесенской. Кое-кто, узнав это место, скажет: "и не Спасская это вовсе, и не Вознесенская, а Ленина и Дрелевского!", ну, знать ему виднее, спорить не буду, пока так...

40.


От этого места до Спасского собора совсем рукой подать, но торопиться не будем, нас и здесь окружают интереснейшие дома, людские судьбы и великие события.
До встречи на противоположной стороне Вознесенской.

Дорога, ведущая к храму. Часть 1.
Дорога, ведущая к храму. Часть 2.

Киров, Вятка, Спасская

Previous post Next post
Up
[]