Путешествие по Юрьевским пещерам и заброшенным штольням

Oct 20, 2018 20:29

Пока суть да дело, время незаметно перевалило за полдень. Погода окончательно налаживалась, и уже ничего не напоминало о предыдущем кратковременном ненастье.
Наша финальная автобусная поездка по улицам Казани и короткие сборы отняли от убывающего дня еще пару часов драгоценного времени.

Наконец-то мы снова несемся по трассе, оставляя последние казанские высотки далеко за спиной.
Следующая остановка до поры до времени окутана густым туманом неизвестности.

Казань постепенно растворялась в вечерней дымке, медленно превращаясь в ломаную пиксельную черту на краешке горизонта. Солнце переместилось за правый борт, а по левую руку засеребрилась безбрежная водная гладь. Мы двигались строго на юг вдоль правого берега Волги.

Пару лет назад у меня случилась встреча с нашим общим очень хорошим товарищем по былым речным путешествиям, который с восторгом рассказывал об одной своей чудесной поездке на берега Волго-Камского водохранилища. Он в красках описывал свой поход в Юрьевские пещеры и заброшенные штольни, затем указал место на карте, где мне советовал непременно побывать.
Прошло лето, за ним еще одно, а наш разговор все не выходил у меня из головы. И вот, как только младшенькая наконец-то слезла с рук и начала уверенно без посторонней помощи семенить ножками, я засобирался в путь.
Надо сказать, мы несколько сумбурно представляли себе, где находится и как будет выглядеть место нашего будущего ночлега, поэтому на всякий случай внимательно разглядывали окрестности, проносящиеся за окнами машины. Надо отметить, посмотреть было на что, а живописных мест вдоль Волги хоть отбавляй. Глаза радовались, настроение было прекрасное, а нога уверенно давила на газ.

От Казани до искомого места, чуть больше сотни километров плюс отличная дорога, поэтому мчались с ветерком. Но, как не спеши, а за солнцем все равно не угонишься, оно неутомимо скатывалось за горизонт.
Наконец, уже почти в сумерках, съехали с трассы в районе какой-то одинокой остановки. Ориентиром послужили многочисленные накатанные колеи вдоль дороги, которые словно ручьи стекались с разных сторон в одном месте около лесной опушки, формируя вполне наезженную грунтовую дорогу. Дорога уходила куда-то в глубь леса с постепенным уклоном под гору.

Съезд становился все круче, дорога все уже, а лес превратился в густые заросли. Волжский берег давно скрылся из виду за макушками высоких деревьев, а подходящей стоянкой и не пахло. Нами начали обуревать сомнения и лёгкое разочарование - за спиной осталось множество красивейших мест, а мы продираемся через какой-то бурелом, да ещё в потемках.
Наконец, впереди что-то прояснилось, и мы выкатили на открытое пространство. Уровнем ниже виделась обширная поляна с несколькими мусорными контейнерами посередине. Рядом кем-то оставленные автомобили, значит, мы здесь не одни.
Место до сих пор не вызывало желания оставаться, прежде всего трупным запахом, исходящим от переполненных контейнеров, и отсутствием какого-либо маломальского радующего глаз вида.
Вышли осмотреться и хоть как-то привести свои мысли и планы в порядок. Тут же встретили группу туристов, которые поднимались по лесной тропинке из-под горы. Туристы нам объяснили, что машину лучше оставить здесь, а удобные места для лагеря имеются ещё ниже, куда лучше спуститься пешком, потому что склон становился все круче и круче.

Честно говоря, жена и дети уже готовы были меня съесть с потрохами за то, что я их завез в такую глухомань да ещё на ночь глядя.
Мы с сыном отправились по одной из тропинок на разведку в указанном направлении. Не пройдя и сотни метров, сквозь расступившиеся перед нами деревья мы увидели скалистый речной берег и несколько вполне пригодных для жизни обособленных полянок с покинутыми кострищами.

Перед нашими глазами раскинулась во всей своей красе безбрежная Волга. Я не преувеличиваю сказав, что она безбрежная - это, действительно, так, мы оказались на самой стрелке, где Волга сливается с Камой образуя Волго-Камское водохранилище.

Противоположных берегов местами совсем не видно и можно подумать, что ты стоишь на вершине утеса где-нибудь в Крыму, а под твоими ногами плещется бескрайнее Чёрное море.

Я был почти реабилитирован, оставалось доставить наш объемный скарб от машины до стоянки.
Таскали вещи и ставили палатки почти в темноте, поэтому я не видел тех колючих взглядов, которые на меня бросала уставшая от дороги супруга. Но, когда мы насобирали хвороста, разожгли костёр и сварили кофе, я получил окончательное прощение.

Нашими соседями оказались молодые люди, видимо, студенты, они занимали соседнюю полянку неподалеку. В ночной тишине я прекрасно слышал их заумные разговоры на темы психологии, мироздания и бытия, перерастающие из неспешных обсуждений в ожесточенные споры.
По другую сторону, кто-то из припозднившихся в кромешной темноте с налобными фонариками ставил палатку.
В ночи по стволам деревьев беспорядочно прыгали лучики света от фонарей, в тусклой подсветке, то проявлялись, то пропадали очертания смутных силуэтов, и эта картина очень напоминала кадры из фильма про пришельцев.
В десятке метрах от нашего лагеря начинался крутой обрыв, это был провал в чернеющую, поросшую лесом бездонную пропасть. На противоположном склоне оврага в лунном свете белела одинокая скала. От подножия скалы куда-то вдаль по водной глади уходила лунная дорожка. На черной воде она загадочно струилась и мерцала, уводя взгляд далеко от нашего берега в то место, где должен был быть противоположный берег. Иногда лунную дорожку с приглушенным гулом медленно пересекали освещенные разноцветными огнями корабли. Некоторые шли натужно и молчаливо, нехотя перемигиваясь сигнальными огнями, толкая перед собой груженые баржи. Другие проходили быстро, весело и легкомысленно сияя под музыку разноцветными гирляндами и разбрызгивая по воде вокруг себя миллионы люминесцирующих искр.
И уж совсем далеко, где-то у самого горизонта, им вторили запоздалым эхом еле заметные всполохи праздничного салюта.
Корабли растворялись в ночной темноте, но тишины не наступало.
Где-то в вышине среди крон высоченных и стройных осин гулял шальной ветер. Шелест листьев создавал такой шум, что казалось, будто над нашими головами бушует настоящий ураган. Прячась под ненадежным пологом палатки, от этих звуков становилось немножко не по себе.
Утро.
Длинные тени, которые наш берег отбрасывал на Волгу, уползли куда-то обратно в лес. На траве засеребрились капли росы, а розовеющее солнце зависло низко над рекой. Его лучи с лёгкостью просачивались между тощими осиновыми стволами.
За ночь, мимо нашего лагеря несколько раз проходили группы туристов. Все они, увешанные веревками и снаряжением, держали путь по тропинкам в направлении оврага, который в темноте показался нам пропастью.
Правильные туристы, в отличии от буйных отдыхающих, ведут себя вполне спокойно и чинно, ночной тишины не нарушают и об их близком присутствии можно догадываться лишь по приглашённым голосам да по звукам шагов.
Поочередно исчезая в овраге, назад туристы больше не возвращались.

На дно ущелья вела узенькая и крутая тропа, по которой и мы отважились спуститься вслед за предыдущими партиями смельчаков.
Вдоль тропы была кем-то предусмотрительно натянута веревка, поэтому держась за неё, спуск становился не таким уж и сложным.

Первый сюрприз ждал на самом дне. Здесь мы тут же обнаружили вход в те самые Юрьевские пещеры, о которых рассказывал мой знакомый.

У провала в породе кем-то заботливо была оставлена целая гора перчаток.

Проход сразу же раздваивается и, проникнув сквозь одно из узких отверстий, мы оказались в первом гроте.

И сразу же со всех сторон нас обступила сырая темнота.

Как вы понимаете, мы далеко не альпинисты и уж тем более не спелеологи, но для расширения собственного кругозора иногда полезно заглянуть туда, куда в общем-то заглядывать совсем не следует.

В пещере сразу же становится очень темно, сыро и холодно.
На скользкой глине можно запросто поскользнуться и уехать на пятой точке в черную глубину провала.

Естественно, пещеру никто не строил и не благоустраивал, поэтому здесь не существует таких понятий, как пол, по которому удобно ходить или потолок находящийся на комфортной высоте. Иногда то, что у вас под ногами, может быть менее проходимым, чем то, что у вас над головой.

Я так полагаю, если и существуют какие-либо мифические подземные жители, то представители этих рас уж никак не должны быть похожими строением своего тела на людей. Скорее всего гуманоиды этого вида должны иметь гибкие и вытянутые тела и быть похожими на каких-нибудь сороконожек. Но это я так, отвлекся, а нам пора на свет божий.

Юрьевская пещера находится в начале оврага в его самой верхней части, а если продолжать движение в сторону реки, мы снова начнём постепенный спуск и дальше, опять карабкаясь по камням и цепляясь за спасительную веревку, можно либо спуститься к реке, либо начать подъем на скалы.

Здесь дорога раздваивается. Постояв на распутье, нам пришлось сделать сложный выбор.

Разумеется, в столь жаркий день сначала всех потянуло к водичке.

По нашей семейной традиции, оказавшись на берегу нового водоема, нужно в нем искупаться. Но это не обязательно, кто не хочет принимать водные процедуры, тот обязан хотя бы помочить ноги.

Волжская вода имеет красивый бирюзовый цвет. Но при ближайшем рассмотрении видно, что она насыщена мелкими водорослями и другим планктоном, что и придает ей подобный оттенок.

Где-то читал, что с экологией здесь не очень. На берегах водохранилища построено множество промышленных гигантов, которые его активно засоряют. В местной воде себя прекрасно чувствуют разнообразные болезнетворные микроорганизмы, поэтому почти вся рыба, обитающая в этих водах заражена какими-то паразитами и инфекциями. Такой улов желательно не употреблять в пищу.

Выполнив ритуал омовения, извилистыми козьими тропами мы попытались вскарабкаться на самый верх.

Восхождение совершали очень долго, но до вершины так и не добрались. Гора становилась все круче, тропинка все уже, а виды, открывающиеся с такой высоты, - все грандиознее.

Сланцы не совсем подходящая обувь для подобного рода прогулок, поэтому решили остановиться на достигнутом и свернули на уходящую в сторону тропинку. Она тянулась вдоль берега на высоте примерно в 20-30 метров от воды, и по этой тропке можно было более-менее уверенно передвигаться без риска сорваться вниз.

Тропинка уводила нас все дальше и дальше, а интерес подгонял.

После того, как мы сделали несколько поворотов, за очередным выступом, нас ждал очередной сюрприз.

В скале мы обнаружили внушительное отверстие ведущее в таинственную темноту.

Чтобы войти, не требовалось карабкаться и даже наклонять голову. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что вход в пещеру рукотворный да и само подземелье так же не природного происхождения.

Оказывается, мы обнаружили те самые заброшенные штольни, о которых упоминал мой знакомый.

Штольни представляют собой сеть длинных коридоров, вырубленных когда-то в скале. Эти туннели тянутся вдоль речного берега и где они заканчиваются, нам выяснить не удалось.

Временами подземные галереи превращаются в узкие коридоры с высоченными потолками, в какой-то момент стены расступаются, образуя просторные залы.

От основной пещеры вглубь скалы уходят второстепенные ответвления.
Через определённые расстояния, словно остановки метрополитена наружу пробиты проходы, через которые в темные глубины штольни частично проникают лучи солнечного света.

Невольно вспомнился роман Жюля Верна «Таинственный остров», зачитанный мною в детстве до дыр. В нем описывается, как группа путешественников приспособила под свое комфортное жильё подобную пещеру. Здесь все, как в той книге, и даже кострище имеется.

Не могу сказать, как долго мы пробыли под землёй, здесь время тянется совершенно иначе.

Нам показалось, что мы преодолели две-три сотни метров, но до конца штолен нам добраться так и не удалось.

На полу и стенах виднеются отметины, словно от когтей какого-то гигантского и очень хищного пещерного животного.

В конце концов мы выбрались наружу через один из боковых лазов.

Кто и когда создал эти штольни, почему они Юрьевские, и как вывозили руду из этих штолен осталось для нас загадкой. Наверное, это было еще до того, когда образовалось Волго-Камское водохранилище.

Зато мы обнаружили некоторые фрагменты наскальной живописи с изображением первопроходцев.

По той же петляющей тропинке отправились в обратный путь.

У нас сложилась еще одна традиция, на этот раз мы прихватили из штольни в качестве сувениров пару огромных булыжников.
Теперь они красуются на нашей клумбе в компании с камнями привезенными с Западной Двины,
Урала и из других далеких мест.
Как мы смогли их дотащить до машины, это отдельная история.

Ну, а наш поход на этом, разумеется, не заканчивается.