Беглым взглядом по Уржуму

Sep 05, 2018 08:05

Этим летом решили торжественно покончить с нашим двухгодичным домашним заточением. Младшенькой скоро три, а значит уже пора начинать знакомство с окружающим миром.
Для начала составили не очень сложный маршрут с посещением Казани и Йошкар-Олы, а в пути решили сделать две-три ночевки в районе каких-нибудь интересных природных объектов. По крайней мере и нам, и детям зимой будет о чем вспомнить.

На отпускные купил вторую палатку, и буквально на следующий день без дополнительных сборов мы выехали в направлении Казани, а дальше - куда дорожка приведет.

Первый ночлег запланировали под Уржумом, но пошел дождь, и существенно похолодало, решили переиграть и, делая небольшие остановки, добираться до Казани.

Тем, кто ездил по Казанскому тракту, наверняка запомнилось село Петровское и церковь Петра и Павла.
Здесь мы ненадолго остановились, прогулялись, размяли конечности и отправились дальше, в направлении Уржума.

Чем дальше на юг, тем больше на глаза попадается запоминающихся мест.
За окнами плавно проплывают просто потрясающие картины. Чтобы получить удовольствие и какие-либо свежие впечатления, достаточно отправиться в путешествие по Казанскому тракту, а во время поездки крутить головой во все стороны.
После Нолинска земная поверхность приобретает вид скомканного одеяла, местный ландшафт характеризуется большими перепадами высот.

В последний раз Уржум я посещал вместе со своим классом в начале 80-х. Мы тогда добирались больше 6 часов на автобусе (мост через Вятку только строился).
Как я писал ранее, с погодой не очень повезло, поэтому город, несмотря на нашу очень длительную разлуку, встретил нас довольно хмуро и неприветливо.

Из прошлой поездки запомнилась ночевка в какой-то странной гостинице, где в проемах вместо дверей на гвоздиках болтались старые байковые одеяла. На дворе лютовал один из зимних месяцев, поэтому в номерах было, мягко говоря, прохладно.

С тех пор как будто ничего и не изменилось, лишь улицы заполонила цветастая реклама, а вокруг старинных особняков появилось много нелепой архитектуры.

В советские годы в Уржум ехали туристы лишь за тем, чтобы посетить дом-музей Сергея Мироновича и все то, что связано с его революционной деятельностью.
Спустя годы, путешественников наконец-то начали интересовать объекты, имеющие совершенно противоположную историческую направленность - природа, архитектура, история.

Интересной и старинной архитектуры в Уржуме сохранилось немало. Но всю атмосферу старинного купеческого города напрочь убивают всевозможные вывески, а также неопрятные и запущенные фасады зданий.

Среди прекрасных купеческих особняков, будто нарочно натыканы некрасивые современные каркасные конструкции из стекла и бетона.

Почти бесценное культурное наследие никак не охраняется, и будто никого не интересует. Между тем взгляд любого заезжего путешественника мгновенно привлекает громадное сооружение - это ансамбль Свято-Троицкого Собора.

Купола собора видны практически из любой точки города, а также со всей округи.

За собором сквер, в глубине которого привлекает внимание береговая ротонда. Ротонда установлена на высоком берегу реки Уржумки, и по задумке авторов с этого места должна открываться прекрасная панорама с видом на знаменитые уржумские высоты и крутые речные берега.
Как обычно, за состоянием склонов никто особо не ухаживает, поэтому на данный момент времени с ротонды открываются не менее прекрасные виды на густые облепиховые заросли и на залежалые кучки мусора.

Справедливости ради стоит отметить, что кустарник еще не преодолел в росте свою критическую отметку, поэтому полюбоваться хотя бы верхушками холмов еще не поздно.

По будним дням службы в соборе не проводятся, но по нашей просьбе служители открыли двери Троицкого храма, и мы смогли осмотреть собор изнутри и даже сделать несколько снимков.

Масштабы храма, конечно, впечатляют, но за годы советской власти от былого убранства практически ничего не осталось.
Историкам и краеведам так и не удалось выйти на следы разграбленного убранства и иконостаса.

Можно сказать, я около сорока лет вынашивал в себе идею оказаться здесь снова и обязательно побывать внутри собора, ведь тогда в 80-х, даже сама мысль об этом считалась совершенно крамольной.

Любая прогулка вблизи церковной ограды могла повлечь за собой серьезные неприятности со стороны пионерской или комсомольской организации.

После нашей школьной поездки прошло не так много времени, а впечатления от похода в музей Кирова стерлись из памяти почти сразу же, зато о храме, в котором никогда не бывал, я помнил всю свою жизнь.

И вот, спустя много-много лет, эта моя мечта наконец-то сбылась.
А теперь отправляемся дальше в Татарстан, за воплощением следующей мечты.