Дорога в город мертвых

Oct 06, 2016 21:55

Лучше гор могут быть только горы, хотя море тоже неплохо, но в нашем случае были только они, далекие горные вершины со сверкающими снежными макушками.
Северная Осетия находится в самой серединке между Черным и Каспийским морями, поэтому, гуляя по улицам Владикавказа, мы от души наслаждались грандиозными видами скалистых кавказских хребтов.
1.



Большую часть времени мы отдавались созерцанию незабываемого зрелища того, как чудесным образом преображаются далекие вершины, меняя свой облик до неузнаваемости.
Удивительные метаморфозы происходили постоянно. В зависимости от своего изменчивого настроения вершины окрашивались во всевозможные оттенки от ласковых нежно-розовых и полупрозрачных дымчато- голубых до мрачных и насыщенных цветов, а иногда горные склоны становились угрюмыми неприветливыми и почти черными.

Само собой, нас, словно магнитом, тянуло заглянуть за таинственные перевалы, на ту сторону, которая скрыта от глаз равнинного наблюдателя.
2.



Выбрали один из свободных дней, наняли машину, и в путь.
Маршрут совсем не обсуждали. Единственное желание: увидеть нечто особенное, благо на Кавказе таких диковинок существует множество и на любой вкус.
3.



Мы долго ехали по идеально ровной местности. По левую руку тянулась, то приближаясь, то удаляясь, возвышающаяся до небес бесконечная и сплошная гряда Кавказских гор, но сворачивать в это каменное царство таксист почему-то не спешил.
Я уже начал скучать, как вдруг, выехав на одну из развязок, мы резко сменили направление. Как по волшебству слева и справа от нас выросли огромные каменные великаны.
4.


Словно через ворота мы въехали в совершенно другой мир, живущий по своим собственным законам и даже, наверное, в ином измерении.
5.



На первый взгляд местные горы значительно выше и скалистее тех, что я видел вдоль черноморского побережья. Зато туристов здесь в разы меньше. Я бы не сказал, что они полностью отсутствуют, скорее местные красоты посещают отдельные группы искателей приключений вроде нас. Поэтому фотографироваться и наслаждаться одиночеством здесь можно совершенно спокойно, без лишней суеты и тем более без очереди.
6.



Между тем дорога увлекала нас все выше, временами закладывало уши, и захватывало дух от увиденного.
7.



Само собой, в пути мы делали множество остановок. Очень порадовал тот момент, что нигде не видно тех идиотских ленточек, лоскутков и бантиков, которыми пестрят более туристические районы Кавказа. Кругом нетронутая природа.
8.



Очередная остановка. Попадаем в импровизированный зоопарк. Вход всего 50 руб. Это даже не зоопарк, а горная тропа со смотровыми площадками в самых живописных местах.
9.



На входе нас встречают очаровательные мишки, а в конце маршрута клетка с замечательным леопардом.
10.



Дорога к леопарду проходит вдоль глубокого и живописного ущелья.
11.



Глубоко на дне шумит и пенится горная река.
12.



К одной из скал приделана большая красная кнопка.
Ее предназначение осталось для меня загадкой, нажать на нее я не рискнул, а спросить было не у кого.
13.



Вдоволь налюбовавшись природой, попадаем к никем не охраняемой клетке с хищной зверюгой. Народ, пользуясь отсутствием строгих правил, подкармливает хищника. Один из посетителей приволок целую огромную курицу и, разорвав на куски по частям, затолкал ее в клетку.
14.



Большая кошка свирепо набросилась на угощение.
15.



В клыкастой пасти курица исчезла в один миг.
16.



Едем дальше.
У меня изрядно ломило шею от того, что я постоянно выворачивал голову, делая попытки выглядывать из салона авто. Тем не менее, большая часть великолепия проносилась над нашими головами.
Неожиданно водитель, совсем уж по-кавказски не сбавляя скорости, резко вывернул руль влево, и мы с гладкого асфальта буквально влетели на примыкающую к трассе каменистую дорогу.
17.



С этого места путь наш приобрел ярко выраженные оттенки горного экстрима с привкусом дорожной пыли.
Поскрипывая песком на зубах, мы получили еще одну возможность любоваться теми же самыми пейзажами, но уже с полутора километровой высоты.
18.



Далеко внизу я разглядел дорогу, она стала похожей на тоненькую ниточку.
Рядом по дну ущелья извивается горная река, похожая на ленточку чуть пошире.
19.


Серпантин, по которому мы петляли, никак не хотел заканчиваться и увлекал нас все выше и выше. Временами на особенно крутых участках колеса пробуксовывали по щебенке, особенно на поворотах, и тогда вся машина содрогалась, но продолжала ехать. Водителя, казалось, этот факт нисколько не беспокоил, напротив, он уверенно прибавлял ходу и в самых страшных местах норовил пойти на обгон. Время от времени сквозь пробки в ушах до моего слуха пробивался истошный рев двигателя.
20.


Честно говоря, я все время ждал, когда же мы пойдем на снижение. Наконец, перед нашими взорами открылась долина, на дне которой рассыпалось несколько микроскопических домиков.
21.


На нашем пути стали чаще попадаться каменные полуразрушенные башни.
22.



Вдоль дороги по-хозяйски разгуливали и размахивали хвостами, словно веревками, скучающие коровы. Ближе к селению заметил отару овец.
23.



Долина постепенно росла, расширялась, увеличивалась в размерах и превращалась в очень большое и необъятное пространство.
24.



Окружающие нас со всех сторон горные хребты возвышались словно стены, подпирали небо и делали это место совершенно особенным, каким-то театральным.
Временами возникало ощущение того, что из этого гигантского амфитеатра совсем нет выхода.
25.



И время и даже река здесь словно остановились. Весь мир сконцентрировался в долине, ограниченной лишь горными пиками по сторонам.
26.



Дорога привела нас в Гизельдонское ущелье, в местечко под названием Даргавс.
Впереди гора Раминыраг.
Мы примерно представляли, что должны увидеть нечто необычное, но то, что нам открылось, превзошло все наши ожидания.
27.


К одному из пологих склонов густо прилепились множество маленьких домиков с треугольными и пирамидальными каменными крышами.
28.



Над дорогой нависла целая сказочная деревенька, а еще выше, чуть в сторонке, возвышается огромная башня из камня, но о ней позже.
29.



Увиденные нами строения даже домиками не назовешь - хоббитские избушки, да и только. Впечатление усиливают местные названия, в которых есть нечто эльфийское: Гизельдон, Даргавс, Мидаграбиндон, Читжитыхох, Табилдон…
30.



Более живописное место, пожалуй, трудно себе представить.
На самом деле все оказалось не так радужно, скорее наоборот.
Говоря научным языком, дорога привела нас к одному из осетинских некрополей XIV - XVIII в.
31.



Выражаясь простым языком, мы оказались в городе мертвых или по-осетински - в Даргавсе. Да и путь, по которому мы ехали, именуется не менее ужасно - дорога мертвых (знал бы, ни за что бы по ней не поехал!).
32.



В общем, мы попали в селение, в котором никто не живет, точнее все давно уже умерли, а единственные обитатели этих мест - покойники, которые к тому же еще и прокляты.
33.



Строения, которые я поначалу принял за домики, на деле оказались каменными склепами. К тому же усыпальницы доверху набиты человеческими костями. Самое страшное то, что останки эти, буквально, можно потрогать руками.
34.



В переводе с осетинского Даргавс, по одной из версий, означает «привратник или защитник ущелья». Раз привратник, значит и ворота есть, и врата эти ведут явно не куда-нибудь, а в саму преисподнюю, в кромешный Ад.
А теперь легенда, связанная с этим местом, про которую я сам узнал чуть позже, а если бы услышал ее раньше, убежал бы отсюда не оглядываясь.

35.



Когда-то давным-давно группа джигитов встретила девушку невероятной красоты. Каждый из юношей пожелал жениться на этой девушке, но они не смогли договориться и найти общий язык. Джигиты начали ругаться и спорить. В итоге, им пришлось обратиться к старцам, чтобы те рассудили их спор. Но когда старцы увидели красоту этой девушки, они тоже влюбились в нее, как юноши, и ссора разгорелась с новой силой.
36.



Эта любовь грозила перерасти в братоубийственную войну, поэтому старцы приняли единственное решение - убить девушку, чтобы она не досталась никому. И как только они выполнили свое черное дело, на головы жителей обрушилось страшное проклятие, мясо и плоть стали отваливаться от всех живущих на этой земле.
Многие пытались прятаться в соседних аулах, но проклятие настигало их и там. Когда пытались хоронить мертвых, то сама земля выталкивала их трупы наружу, и похоронить их не было никакой возможности. Тогда кости мертвецов стали обкладывать камнями и стали получаться склепы.
37.



В той же легенде есть предостережение, что тех, кто осмелится потревожить прах мертвых постигнет то же самое проклятие. Поэтому местные жители предпочитают обходить это место стороной и без необходимости здесь не появляться. Мало ли что может случиться.
38.



Я бы и сам в эти байки не очень поверил, но, заглянув в первое попавшееся окошко, увидел груды костей и человеческие черепа. Оказалось, каждая гробница битком набита высохшими трупами.
Туристам эти истории, чаще всего бывают неизвестны, поэтому многие с удовольствием фотографируются на фоне человеческих останков.
Ученые же выяснили, что видимая часть усыпальниц лишь часть айсберга, под каждым из этих домиков существуют глубокие колодцы, в которые, буквально штабелями укладывались мертвецы. В некоторых из таких колодцев находили до сотни трупов.
39.



На деле, устройство таких гробниц имеет глубоко прагматичный смысл. Дело в том, что плодородные земли в этих краях - редкая роскошь. Поэтому захоронения лучше делать не в ширь, а вглубь. В каждой из усыпальниц делались окна и система вентиляции таким образом, чтобы останки не разлагались, а мумифицировались. А еще бушевавшие когда-то в этих краях эпидемии оспы уносили с собой жизни целых селений, поэтому, чтобы не копать новых могил, когда на это не останется сил, заранее сооружалась одна большая семейная усыпальница в виде колодца, куда уходили умирать обреченные, порой целыми семьями. Вот такой карантин по-осетински.
40.



По внешнему виду таких склепов можно судить о достатке семьи. Богатые семейства могли себе позволить построить большое захоронение с пирамидальной крышей, а те что победнее, обходились треугольной. Совсем бедные ограничивались складыванием камней вокруг тела. Есть еще одна загадка, которая не дает покоя умам исследователей, это найденные в склепах деревянные лодки с телами покойных. В этих краях нет ни больших рек, ни озер, ни каких-либо других крупных водоемов. Возможно, обычай хоронить в лодке связан с каким-то другим древним культом и представлении Аланов о загробной жизни.
41.



Как бы то ни было, но всем этим слухам и мистическим домыслам есть вполне реальное и трагическое подтверждение. В сентябре 2002 года произошел сход ледника Колка, накрывшего Кармадонское ущелье и унесшего жизни съемочной группы Сергея Бодрова. До сих пор считаются пропавшими без вести 117 человек и еще было найдено 17 тел.
Этот случай не единственный, ледник Колка сходит с периодичностью в несколько десятилетий и каждый раз несет с собой смерти и разрушения.
42.


Фото предоставлено zonovalexey

Единственная дорога, ведущая в Даргавс, была уничтожена, а теперь, чтобы попасть сюда нужно добираться довольно длинным, туманным и опасным серпантином через Фиагдонское ущелье, по которому прибыли и мы.
43.



В сотне метров от некрополя возвышается еще одна достопримечательность, это высоченная пятнадцати метровая родовая башня семьи Мамсуровых.
Данное сооружение является самым высоким в Осетии.
44.


Подобные башни в этих краях встречаются довольно часто. Это семейные сооружения и предназначены они для того, чтобы можно было укрыться от неприятеля. Лично я с трудом себе представляю, зачем нужно было замуровывать себя заживо, и какой от этого смысл. Ведь из башни не сбежишь и в магазин не сходишь.
45.



На башню никакие заклятия не наложены, существует только запрет залезать внутрь. Туристы принципиально игнорируют запреты и карабкаются до самого верха по лестницам, которые вопреки здравому смыслу установлены внутри башни.
Добравшись до последнего яруса, я оказался один на один с отверстием в потолке на двухметровой высоте. Пока размышлял что да как, из отверстия высунулась спасительная дружественная ручища, которая буквально втянула меня на самый верх.
На крыше башни ветер валит с ног, и открывается неописуемая красота на все вокруг. Вся долина, как на ладони, а под ногами суетятся маленькие человечки.
46.


В надежде, что не навлекли на себя страшные проклятия, возвращаемся по той же адской дороге, по которой приехали.
Продолжаем путешествие.
47.



Впереди еще одна остановка, в Куртатинском ущелье, на этот раз под стенами Аланского Успенского мужского монастыря.
48.



Еще в народе монастырь называется Фиагдонским, по названию реки Фиагдон, вдоль которой мы сегодня путешествовали. На многих кадрах вы ее уже видели.
49.



Монастырь не такой древний, как хотелось бы, даже слишком молодой. Дата постройки начало 2000 г. Зато он построен в строгом соответствии с канонами аланского зодчества и является точной копией древних осетинских храмов.
Издалека храм очень смахивает на крепость.
50.



Не смотря на свою молодость, обитель имеет ряд особенностей. Мало того, что это очень красивое сооружение, оно еще является и самым высокогорным православным монастырем на территории России. И еще, это самая южная обитель в России.
51.



Гора напротив, на которую открывается вид с монастырской террасы, необычная. На ней размещены три креста. Места расположения этих крестов указали солнечные лучи, образующие пирамиду с вершиной на купольном кресте храма. Гора - место необычайной силы.
52.



Под горой несет свои бурные воды река Фиагдон.
53.



Около берега река образует небольшую заводь. Это место используется для устройства крещенской купели.
54.



Я привык к тому, что Крещенские купания накрепко связаны с январскими морозами и прорубями во льду. Здесь же, глядя на южную благоухающую природу, мои стереотипы один за другим рушатся. Хотя, водичка в реке холодненькая, можно сказать, даже ледяная.
55.



Рядом с лестницей, ведущей в монастырь, расположен храм во имя Иконы Иверской Божией Матери.
56.



В этом месте так же полно туристов и паломников.
57.



От Владикавказа мы уехали достаточно далеко, за спиной более сотни километров. Темнеет в этих местах очень быстро, как бы нам не хотелось остаться, но пора возвращаться.
58.


На обратном пути заглянули в придорожное кафе. Отведали там знаменитых осетинских пирогов и шашлыка.
Заметил одну особенность местного общепита - блюда здесь подают не просто большими, а огромными порциями, все необыкновенно вкусно, но и цены соответствующие, так что экономить на еде вряд ли получится.
Если вы закажете четвертинку лепешки и 200 гр. шашлыка, скорее всего вас не поймут. Едят здесь килограммами!
59.

Путешествия, Алания, Город мертвых, Северная Осетия

Previous post Next post
Up