Село Гнилое Воронежской области основано в 1684 году казаками Острогожского слободского полка. Здесь сохраняется храм Казанской Божией Матери, строительство которого началось в 1834 году и длилось 40 лет. Это,так сказать, наземная, или даже небесная достопримечательность Гнилого.
А еще в селе Гнилое сохранилось подземелье. Вот - входы в него. Его оставили немецкие оккупанты.
Этот холм - "крыша" подземелья.
Внутри - темно и гниловато. Здесь - множество кирпичных перегородок, которые, говорят, были устроены уже после войны, когда бункер использовался в качестве сельскохозяйственного склада.
Считается, что бункер служил командным пунктом для ветки железной дороги, построенной в 1942 году с использованием рабского труда советских военнопленных, захваченных в боях за Харьков. В соседнем селе Сибирском для пленных был устроен один из концлагерей. Сейчас там поставили монумент с такой информационной плитой.
В планах немцев было осуществлять железнодорожное сообщение от Лисок до Берлина, поэтому дорогу называли "Берлинкой". Шла эта ветка до станции Евдаково, где ныне можно видеть такой знак.
При бегстве оккупанты взорвали железнодорожные линии, но уцелевшие шпалы и рельсы были использованы нашими войсками для возведения ветки Старый Оскол-Ржава в целях снабжения войск в ходе Курской битвы. С "крыши" бункера видны остатки немецкой железной дороги. Две насыпи и пространство между ними. И вот что еще интересно: говорят, железнодорожное полотно пролегало не поверх насыпей, а внизу - промеж них. То ли это было сделано в каких-то маскировочных целях, то ли так у немцев принято делать железные дороги, я так и не разобрался...
Но остатки этих насыпей разной степени сохранности можно наблюдать и сейчас там, где 70 лет назад пролегала "Берлинская железная дорога", и где полегли тысячи советских людей. Их, умиравших от непосильного труда и издевательств, зарывали прямо на месте гибели. И эти насыпи - настоящие могильные курганы...