Недавно в Пермском крае «всплыл» вот такой «подписной» итальянский котелок М 1930. Но «подписан» он не итальянцами, как это бывает обычно. Судя по всему, над ним «поработала» рука родного русского «ЗэКа».
Надписи на алюминиевом изделии муссолиниевого фашистского военпрома гласят: "Кудa я судьбoй зaброшенный не буду, но мaть poдную нe забуду", "Прощай свoбoда", "1925 гoд."
Можно только предположить, что котелок достался нашему лагернику от кого-нибудь из итальянских военнопленных. Известно, что самым массовым стал приток итальянских солдат в лагеря для интернированных в уральские лагеря в Пермской и Свердловской областях (1 800 км к востоку от Москвы) В этих лагерях смертность была крайне высокой несмотря на то, что лагеря для интернированных оборудовались несколько лучше: там имелись полуразрушенные бараки с соломенными тюфяками и с крышей, кухни, уборные, бани и дезинфекционные пункты. В лагере № 241/1 (Губаши, Пермская обл.), куда были помещены почти 1,5 тыс. итальянцев, уже в апреле их насчитывалось всего шестьсот; 20 июня того же года, когда лагерь перевели в другое место, из этого числа в живых осталась половина.