Ремни и пояса в мою коллекцию всё прибывают, а время, чтобы написать продолжение
начатой темы убывает. Но недавно мне попалась достойная статья
в одном белорусском издании, в которой компактно, системно и достаточно полно описывается история поясных ремней, использовавшихся Красной Армией во времена Великой Отечественной войны. Для начала позволю себе воспроизвести ее текст почти без изменений:
«...Путь к введению в Красной армии нескольких образцов ремней начался с упорядочивания ношения амуниции пехотинца после хаоса Гражданской войны. Чтобы все предметы экипировки воина были на своих местах, нужно было позаботиться о «платформе», на которой они должны крепиться. Точкой отсчета стал июль 1932 года, когда военнослужащие получили полноценную портупею, названную в приказе Реввоенсовета СССР №220 частью единого походного снаряжения. Главным ее элементом, кроме наплечного ремня на левое (через три года - через правое) плечо, стал ремень, охватывающий поясницу военнослужащего, поэтому именуемый поясным. В 1932 году в войска поступила Инструкция по пригонке, сборке и сбережению единого походного снаряжения начсостава РККА. Описанные в ней требования к ремням потом перекочевали в аналогичные наставления, касающиеся рядовых. Предусматривались три номера размеров, от которых зависела длина ремня: 1-й - 950 мм (талия 70-82 см), 2-й - 1050 мм (80-92 см) и 3-й - 1150 мм (90-102 см). Самым массовым среди бойцов и сержантов было схожее с гражданским кожаное (из телячьей непрессованной кожи) изделие, производимое на ряде предприятий легкой промышленности СССР с конца 1920-х годов. Коричневый материал имел разные оттенки, пряжка была выполнена из белого металла, который мог черниться или оцинковываться. Его пряжка рамочного типа носила один шпенек (зуб, продеваемый в отверстия), ширина - около 35 мм.
Первый вариант поясного ремня для комсостава (образца 1932 года) имел ширину 50 мм, толщину 2,5 мм, внешне отличался характерной фигурной прострочкой и главной особенностью - пряжкой на двух шпеньках.
Ремни были самых разных оттенков - от темно-коричневых до красно-коричневых и охристых. Черный вариант шел к автобронетанковым комбинезонам - суконному стального (позже - синего) цвета и кожаному черному. Вскоре в войска поступил еще один образец - командирский ремень, порожденный приказом НКО № 176 (декабрь 1935 года). Он был тех же пропорций, но композитный, из двух склеенных слоев натуральной кожи около 3 мм каждый. Слои проклеивались с тщательной заделкой места соединения во избежание расслаивания изделия. Конструктивной особенностью ремня стала бесшпеньковая пряжка сложной формы - из латунной рамки (6 х 5 см) с вписанной в нее прорезной звездой. Вещь застегивалась на латунный шарик (в просторечье - бобышку), снабжалась полукольцами под плечевые ремни, украшалась фигурной прострочкой. В 1940 году шпенек убрали.
В военное время «…Текстильная и легкая промышленность были исключены из перечня предприятий, где бронируется рабочая сила на время войны… не было достаточно… резервов топлива. Транспорт у этих отраслей промышленности… мобилизован в армию, а запасы материалов нормировались… днями… при этих условиях легкая и текстильная промышленность очень быстро «почувствовали» войну», - так описывал трудности в отраслях начальник Главного управления тыла РККА Андрей Хрулев в рукописи неизданной книги «Записки интенданта». Проблемы в производстве кожизделий срочно закрывались: на вооружение поступали запасы из тыловых складов, в том числе ремни выделки дореволюционного времени. Также стали массово изготавливаться поясные ремни фронтового времени: например, брезентовый образца 1941 года с кожаным усилением. Он вырос в длине - до 1200 мм, но похудел до 1 мм в толщину.
Середина изделия была из брезента, а его концы - с отверстиями и креплением под пряжку, что в первую очередь подвергалось износу, дополнялось полосами сыромятной кожи. В 1941-м в войска массово пошли полностью брезентовые ремни длиной 115 см: быстро приходящие в негодность, они оперативно восполнялись.
Сырья же для кожизделий, по свидетельству Андрея Хрулева, сильно не хватало: «В 1940 году наша промышленность производила около 40 тысяч тонн дубителей, а в 1944-м выпуск составил всего 10 тыс. тонн». Постепенно кризис преодолели за счет перехода на другое сырье и поставку выделанных кож по ленд-лизу, к осени 1943 года рост военных заказов к общему валовому выпуску кожевенно-галантерейных изделий составил 85,2%.
Ремни из телячьей кожи делались как на гражданских производствах, перепрофилированных под выпуск военной продукции, так и в фронтовых мастерских. Длина - 1200 мм, ширина - 35 мм, толщина - около 2,7 мм. Рамка пряжки снабжена трубочкой, что позволяет уменьшить износ ремня во время его затягивания: дудочка крутится, но материал изделия о планку не вытирается, без усилия проскальзывая в нужную сторону. Край, охватывающий стальные рамку и шпенек, пришит к материалу ремня тремя крупными горизонтальными швами. Зачем, казалось бы, так много, хватило бы и одного?! Станет понятно, когда понадобится подпоясаться в ночной тьме. Место на ремне, за которое удобно ухватиться при затягивании на талии, прекрасно определяется благодаря тактильным ощущениям: суровая нить, бугрясь крупными стежками, сигнализирует - браться нужно здесь.
На фронте ситуативный недостаток ремней восполнялся трофеями: германские, румынские, итальянские довоенной выделки, а также производства 1939-1941 годов запомнились качеством и износостойкостью. Начиная с 1942-го качество материала немецкого (самого массового) ремня стало падать: буйволиную кожу заменила телячья, смешиваемая при выделке с эрзацем из древесных шлаков. Советские солдаты носили трофейные ремни с алюминиевыми пряжками и надписью Gott mit uns («С нами Бог»), без символики или с ней, только с переделкой: зачастую пробивали в пряжке дыру. Она часто закрывалась поверх большой красноармейской звездочкой крупного (зимнего) образца, продетой в отверстие и закрепленной поверх свастики. Такой коллаж нес символичный посыл - звезда одолела свастику.
Во время войны благодаря ленд-лизу в Красной армии появились ремни американского образца с квадратной латунной, оцинкованной одношпеньковой пряжкой.Они отличались креплением шпенька посередине, а не на задней рамке, как это практиковалось и в СССР.
Ветераны вспоминают (из сборников интервью проекта «Я помню» Артема Драбкина):
Ирина Яворская, медсестра:
- Я помню, что ватные штаны, которые выдали зимой, мне были страшно велики: провалилась, как в комбинезон, и узкий брючный ремень этих штанов у меня был выше груди, под мышками затягивала. Поверх этого надевала гимнастерку и на талии затягивала обычный широкий ремень.Мукуч Бекчан, фронтовой разведчик:
- Финский нож носили всегда: продевали его в ремень. Изделия довоенного изготовления были хорошие - со временем не растягивались, никогда не трескались и уж тем более не рвались.
Александр Бондарь, танкист:
- Когда я шел в атаку, люк был закрыт, но не на защелку. Один конец брючного ремня я цеплял за защелку люка, а другой пару раз обматывал вокруг крюка, державшего боеприпасы на башне, чтобы если что - головой ударил, ремень соскочит, и ты выскочишь из горящей машины.
Татьяна Самохвалова, медсестра:
- Звание мне присвоили - старшина медслужбы. Попала я под Стрельну в тот момент, когда моряки шли в рукопашную в лесу. В двух руках были ремни пряжками наружу, и ими они дрались с немцами. Это было жуткое зрелище.
Алексей Калабин, связист:
- В ночь с 1 на 2 октября нам был дан приказ форсировать Днепр. Наша лодка была подбита. Ничего не оставалось, как вплавь добираться до берега. У меня за ремнем - телефонный провод, с помощью которого должны связь тянуть. Выскочили на берег и пошли в атаку.»
Автор - Андрей Мегас,«Минская правда».
На вышеприведенном снимке в центре стоит офицер, подпоясанный кожаным поясным ремнем для комсостава РККА образца 1932 года с двухшпеньковой пряжкой. У бойцов рядом - комбинированные ремни с одношпеньковой пряжкой.
Всем известный советский ремень с массивной бесшпеньковой латунной пряжкой (бляхой) с изображением пятиконечной звезды тоже использовался в годы войны. Такие ремни были введены в РККА 3 декабря 1935 года, согласно приказу НКО СССР №176 для для рядовых и младшего командного состава. Но носили их в основном курсанты военных училищ.
Согласно приказу НКО СССР №287 от 21.09.1943 года была введена форма одежды для воспитанников суворовских военных училищ, состоящая, помимо прочего из чёрного кожаного ремня с латунной бесшпеньковой форменной пряжкой. Этот тип ремня и стал классикой Советской Армии. В заключение предлагаю посмотреть видео о дополнительных возможностях этого советского изделия от российского блогера «Коли Советского», который справедливо называет его «Супероружием СССР». Современные российские ремни ВКПО такими возможностями, увы, не обладают.
Click to view
PS Отмечу, что аналогичный классический советский флотский ремень с изображением якоря со звездой на латунной пряжке ( как на заглавном снимке: 4-й снизу, 6-й сверху), был веден еще раньше по приказу РВС СССР от 6 января 1925 г. №6. Поясной ремень рядового и старшинского состава ВМФ изготавливался из черной глянцевой кожи длиной 1040 мм, шириной - 45 мм, толщиной - 2,5 мм. Приказом РВС СССР от 21 февраля 1925 г. №206 было объявлено подробное описание поясного ремня и пряжки. При этом отмечалось, что пряжки для плавчастей ВМФ - желтого цвета (полированные), а для остальных частей - белого цвета (стальные высеребряные гальваническим путем или горячим оцинкованием).