Казачий дом

Nov 01, 2022 00:45





Для казака дом - это курень и Дон. Дон всегда один.





А курени разные: большие и малые, богатые и бедные, старые и...  «Новые» не напишешь, потому что нет новых куреней...



Казачий курень - это не только жилище, это история. Вот  казачье подворье  в одной из станиц Нижнего Дона. По всему видать, казаки были обеспеченные: курень кирпичный, большой.



Но ведь и заслуг у этого казачьего рода перед Отечеством было немало. Вот например, на фото 1913 года, сделанном в Каменец Подольском, во 2-м ряду, 3-й справа  сидит Макар Капитонович.



Пожалован Его Императорским Величеством Государем Императором за проявленные им подвиги мужества и храбрости в боях с неприятелем в октябре 1914 года. За отличие в бою 11.12.1914 у сел. Ветржно, во время конной атаки на неприятельские окопы, когда под градом пуль ворвался одним из первых, переколол пикой австрийцев, занимавших весь левый фланг. Кресты получены в звании урядника 16 Донского казачьего полка.



Его старший сын Михаил Макарович, родился в 1918 году. Прошел Великую Отечественную войну, в 1945 году : Гвардии капитан, командир батареи гаубиц 3-й Гвардейской отдельной Ордена Ленина Краснознаменной Брестской противотанковой истребительной артиллерийской бригады РГК, 1-й Белорусский фронт;  Награды: 2 Ордена Красного Знамени, Орден  Отечественной войны 1 ст.,  медали За освобождение Варшавы, За взятие Берлина, За победу над Германией.



Другой сын Николай Макарович родился в 1921 году. Участник Великой Отечественной войны: инженер-капитан, награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью «За взятие Кенигсберга», медалью «За победу над Японией».



А таким был Василий Петрович.  Тоже участвовал в Первой Мировой.   В 1915 войсковое звание: младший урядник 33-го Донского казачьего полка, награжден Георгиевским крестом 4 ст. В Гражданскую участвовал в Белом движении, в  Донской армии. В 1920 г. ранен, эвакуирован из Новороссийска на корабле "Херсон".



И похоже, что события истории также корежили или наоборот укрепляли курени, как и их хозяев. Вот и сейчас стоят уцелевшие курени: какие-то  раненые, но еще живые,  какие-то -  обновленные, приспособленные к новой жизни, но уже потерявшие свой изначальный облик. А многих уже давно и нет в живых.



Только Дон то прибывает, то убывает, но течет неизменно.



война, Дон, Елизаветинская, Азовский район, фото, казаки, архитектура

Previous post Next post
Up