Похоже, я пополнил ряды брик-хантеров( охотников за кирпичами). Год назад мой соратник по клубу «Меотида и окрестности» Андрей Соколов опубликовал очерк
«Большое путешествие по маленькому поместью Ефремовых», в котором рассказал о печальном состоянии бывшего усадебного комплекса казаков-помещиков Ефремовых. Мне этот комплекс особо интересен, поскольку я сам раньше
рассказывал о представителе рода Ефремовых, имевшем непосредственное отношение к государственной скрепе, отметившей в этом году 300 лет со дня своего появления на Руси.
И вот экспедиция «Меотиды» - на пути в слободу Ефремово-Степановку, что в 125 верстах от губернского города Р.
Как и следовало ожидать, изменений в лучшую сторону в усадебном хозяйстве Ефремовых не случилось. Но пока все строения еще стоят на своих местах. И это уникальное явление для нашего донского края. Такой цельный усадебный комплекс, тоже, кстати, принадлежавший Ефремовым, остался разве что в Старочеркасской станице, да и то, в последующем старочеркасское поместье Ефремовых стало монастырем. В слободе Ефремово-Степановке храм Стефана архидиакона высится вблизи старинной мощеной дороги.
Через дорогу вполне целы стоят и две старинные усадебные постройки то ли хозяйственного, то ли какого-то иного назначения: одна - не вполне сохранная, другая - даже очень вполне.
А вот сам барский особняк уже и не разглядеть с первого раза за почти полностью поглотившей его дикой порослью.
Наверное, последним из друзей «Меотиды», кто его
созерцал в более-менее «чистом» виде, был, увы, ушедший от нас в иные миры и времена Эмиль Сокольский.
Внутренности панского дома, который в последние свои «живые годы», использовался под школу, явили совсем неприглядную для взора и опасную для жизни картину.
Но и здесь можно заметить следы былой барской роскоши на еще необвалившемся потолке.
И только проведенный с риском для жизни тщательный перебор немаркированных кирпичей, позволил найти тот самый единственный обломок кирпича с клеймом, который видел здесь Андрей год назад!
На кирпичном обломке как бы просматриваются буквы «С» и «Е» ( неужели, «Степан Ефремов»?!). В книге Бориса Талпы «Энциклопедия старинных кирпичей и черепицы» похожее сочетание встречается только на продукции фабриканта Аксенова. Но буква «н» после «е» не просматривается, да и контур перед «с» не похож на «к».
По мнению Андрея Соколова, кирпичи были уложены на доски чердачного помещения для дополнительной теплоизоляции при постройке дома. Когда стал обрушиваться потолок, с него посыпались и кирпичи. Так вот, я рискну высказать предположение, что кирпичи для утепления укладывали не в помещичьи времена, а уже во времена советские, когда в доме была школа. Может быть, когда обкладывали кирпичом изначально цельнодеревянный особняк. Ныне тут не осталось ни дворянского духа, ни духа просвещенья...