В боевых действиях против СССР принимали участие и так называемые «нейтральные государства». Правда, делали они это хитро - через формально неподотчетных им «добровольцев», поступавших на службу в германский Вермахт. Разумеется, «волонтеры» не были ни разу коллаборантами, хотя и были в их числе русские из эмигрантов,ни разу не бывшие гражданами СССР. «Хитрыми» странами были фашистские «нейтралы» Испания и Португалия, из подданных и граждан которых была сформирована 250-ая дивизия Вермахта, прозванная «Голубой» или «Синей» ( Azul Division).
Отправляясь из Испанского королевства в Германию добровольцы уже были практически готовым военизированным подразделением, экипированным по нормам, схожим с испанскими королевскими вооруженными силами, ходившим по улицам Мадрида организованным парадным маршем. В отличие от испанской армии, в память о Гражданской войне, испанцы носили красные береты карлистов и синие (голубые) рубашки фалангистов, из-за чего 250-я дивизия и получила свое голубое прозвище. В Германии им выдали обмундирование, вооружение и снаряжение Вермахта ( в том числе и котелки немецкого образца 1931 г.).
С чем испанцы и прибыли в СССР через территорию временно оккупированной Белоруссии, чтобы с оружием в руках бороться с коммунизмом.
Испанцам и португальцам ( последних было немного - человек 150) пришлось сражаться в основном под Ленинградом и под Новгородом. В октябре 1943 года «Синие» были расформированы.
Свои германские котелки испанцы любили подписывать и разукрашивать, в том числе - фалангистской символикой. Такие котелки обнаруживались копателями в зонах действия «Синей» дивизии.
Испанцы прихватили с собой на фронт и кое-что из своего родного испанского имущества и снаряжения. Попадаются в России и испанские уставные фляги.
Их испанцы зачастую предпочитали носить вместо германских или наряду с ними.
Выкапывают и испанские кружечки-манерки.
А вот притащили ли с собой испанцы на русский фронт родные уставные котелки - большой вопрос. Но с чисто испанскими котелками того периода, благодаря форуму
Smolbattle, вроде, ясно хотя бы, как они выглядели.
А вот с португальскими уставными котелками оказалось не просто. Изучение фотоснимков времен Первой мировой войны показывает, что португальские котелки очень напоминали австро-венгерскую модель 1912 года.
Были и котелки более похожие на какую-то коробочку.
На одном из португальскоязычных ресурсов отыскались предметы, про которые написано, что это - португальские котелки, в том числе 40-ых годов.
Любопытно, что уже после Второй мировой войны в снаряжение португальского бойца входил котелок американского образца.
Вот он висит слева внизу на стенке в экспозиции музея Португальской национальной гвардии.
Время от времени в СМИ и сети появляются сведения об участии солдат «Синей дивизии» в Сталинградской битве. Даже в Испании 4 ноября 1942 года вышел журнал, в котором приводились фотографии, снабженные текстом о том, что это - храбрые испанские добровольцы в Сталинграде. Вот что пишут: "Голубая дивизия ведет бой вместе немецкими войсками против советских войск, обороняющих Сталинград. На первой из фотографий этой страницы видно, как наши солдаты-телефонисты во время боя восстанавливают прерванную связь; на второй изображен солдат, отчитывающийся перед офицером об итогах разведывательной операции. (Фото: Orbis)" Но, судя по всему, журналисты по свойственной им вековечной простоте перепутали Ленинград со Сталинградом. В Испании до сих пор путают эти разные города: им все-равно - что Ленин, что Сталин...
Не отстала в записи испанцев в ряды участников Сталинградской битвы и российская пресса. Приведу часть текста покойного ныне волгоградского журналиста Ивана Барыкина из журнала «Тайны 20-го века» №18 за май 2012 года в рубрике «Эхо войны»:
«Долгое время считалось, что под Сталинградом испанских солдат из «Голубой дивизии» не было. Они воевали на Волховском и Ленинградском фронтах. Но академик A.M. Самсонов в своей монографии «Сталинградская битва» приводит свидетельства: под Сталинградом и Котельниково в ноябре 1942 года находился 269-й испанский полк. Участие в боевых действиях испанцев не афишировалось - ведь Франко на словах держал нейтралитет. Но самое интересное автору статьи удалось узнать от уроженца хутора Семичного Котельнического района Волгоградской области Ивана Петровича Атарщикова. Вот его рассказ.
- В 1942 году я был ещё мальчонкой. К нам в дом как-то зашли испанские солдаты. Они отличались от недавно побывавших у нас румын, одеты были в голубые шинели, говорили на певучем наречии. Один из них сказал моей перепуганной матери на ломаном русском о том, что в тридцать шестом воевал против Франко, теперь же воюет за него, потому что за это платят деньги - дома остались голодные дети. Матушка моя согласно кивала, а сама думала - хоть бы пронесло! Румыны забрали у нас все подчистую, удалось спрятать только одну курицу. Вот за неё она и волновалась. Протянула незваным гостям сухари и последний шмат сала. Но испанцы ничего не взяли. Спросили, нет ли на хуторе партизан, которых сильно боялись. Матушка отрицательно покачала головой, и солдаты ушли. Пробыли испанцы на хуторе недолго, но оставили о себе недобрую память. В отличие от тех, что заходили к нам, остальные вели себя нагло. Забрали у соседки телёнка. Переловили в хуторе всех кур, что не успели перебить румыны. В первый же день появления на нашем хуторе солдаты перепились, начали горланить песни и угомонились только под утро. Я видел, как их офицер со шрамом через щёку хлестал наотмашь по лицу солдата, самовольно покинувшего пост…
- Прошло много лет, я уже работал на Волгоградском тракторном заводе, - продолжал Иван Петрович. - В середине 1960-х меня командировали в Испанию по линии Трактороэкспорта. В Севилье (а объездил я немало испанских городов, рекламируя наши трактора) я зашёл как-то в кабачок. Пожилой испанец со шрамом через щёку, перед которым на столе стояло несколько бокалов пива, вдруг уставился на меня: - Руссо? - А потом ударил себя кулаком в грудь: - Сталинград, Котельниково, Франко… И я понял: передо мной офицер, лупивший на нашем хуторе солдата. Вряд ли он узнал во мне мальчишку, наблюдавшего за экзекуцией. Я не стал вступать в разговор, несмотря на желание расспросить бывшего офицера, что привело их тогда в Котельниково. Об этом я узнал позже - командир дивизии послал под Котельниково батальон, чтобы перенять у немцев опыт борьбы с партизанами...»
Любят испанскую антибольшевистскую тему и художники. Изображают они и испанцев с котелками. Вот - «идиллический» пример:
А вот - пример «боевой»...
В русской земле осталось много котелков, касок, оружия и другого снаряжения испанских вояк Вермахта, да и косточек самих испанцев. Пусть будет их пример другим наукой.
Справедливости ради, следует упомянуть, что все-таки испанцы одного рода войск точно воевали в Сталинграде: это были летчики «Голубой эскадрильи», которые дислоцировались какое-то время и в советском черноземье - в Орле. Вот у них то и была форма Люфтваффе - голубоватого оттенка.