УМО - это не учебно-метидический отдел, а ОВД - это не отдел внутренних дел и не Организация Варшавского договора. Это Усть Медведицкий округ Области Войска Донского. Так когда-то называлась часть территории теперешней Волгоградской области, куда мы прибыли после покатушек по Ростовской Сахаре и стояния на реке Песковатке.
Километров 50 по Волгоградской области проехали, не видя ни одного живого населенного пункта! Да и прибыли мы туда, где давно никто не живет. Лишь зелено и золотисто колыхается степной океан с редкими деревянными атоллами.
Лишь волнуются отрожистые байрачные балки, подернутые легкой ковыльной сединой.
Лишь высятся стойкие неприступные холмы с остроконечными вершинами, походящие на таинственные Египетские пирамиды.
Каждый раз удивляюсь «строительной смеси» из которой они сделаны: пескоглина красного охристого оттенка. Правда, сейчас она уже сильно покрыта слоем защитной травяной зелени, из-под которой местами еще выглядывает ярко и обжигающе.
А на склонах среди зелени дико цветут и пахнут живые краски. Тоже - красные - душистого горошка.
Розовеет степная гвоздика.
Иногда - белеет.
Благоухает целебный чабрец.
И вот на чабрецовой поляне обнаруживается кучка черной земли. Копал кто-то, что-ли здесь? Но кто, что и зачем?
И тут выясняется, что земля - твердая! Твердая, как камень. И вообще это - камень! Я, конечно, не геолог, и мне кажется удивительным черный цвет здешнего камня - песчаника (кварцита).
В размышлениях о природе такового явления я и отправляюсь туда, где копают, и я знаю, кто, что и зачем. Это - мои друзья из поискового отряда, которые работают не покладая лопат, в волгоградской знойной степи при тридцатиградусной жаре. А ведь одно из самых замечательных занятий - это смотреть, как другие работают ( это - шутка)! 80 лет назад здесь было не до шуток, потому что проходила военная операция «Уран», и бойцы 3-го гвардейского кавалерийского корпуса громили резервы 6-й армии Паулюса. В земле нередко попадаются предметы армейского снаряжения, в том числе и посуды. Вот поисковик извлекает из раскопа румынскую флягу.
А вот - пехотную лопатку в чехле.
Попадаются и излюбленные мною котелки, при чем весьма неплохой сохранности. Как эти эмалированный «румын» и алюминиевый «немец».
Били здесь, в основном, румынскую королевскую армию, поэтому и имущество соответствующее. Маленький румынский натюрморт ( «Красное и белое»).
Тысяча подков на счастье ( от крошечного до гигантского).
Поисковый тотем.
Погостив немного у друзей, прощаемся с Волгоградской действительностью.
И вот уже - родная ростовская земля, где приветливо машут своими нелепыми ветрогенераторными крыльями чудища не оставляющей никакого другого выбора альтернативной энергетики.