Горный поселок Мезмай всегда славился своей труднодоступностью. Автомобильным путем сюда можно проникнуть либо через поселок Каменномосткий Майкопского района Адыгейской республики ( этой дорогой не всякая легковая автомашина пройдет), либо через станицу Нижегородскую Апшеронского района Краснодарского края ( только недавно существовавшую там горную грунтовку прилично благоустроили). Однако в случае каких-нибудь климатических потрясений и сейчас поселок на какое-то время становится отрезанным от остального мира.
К моменту нашего прибытия сюда горная трасса от Нижегородской до Мезмая была расчищена, однако, последствия снегопада делали невозможным доступ к ряду окрестных достопримечательностей.
Да и в самом поселке не все улицы - вполне проезжие.
Более-менее свободно передвигается только внедорожная техника.
Еще действует полужелезнодорожное сообщение Гуамка-Мезмай. На вокзале в хуторе Гуамка можно сесть в поезд.
Локомотив медленно ходит по однопутной узкоколейной железной дороге, проложенной через живописное Гуамское ущелье.
Путь проложен вдоль протекающей по дну ущелья быстрой речки с немного внедорожным названием Курджипс.
Настоящие лондонские часы Гуамского вокзала показывают местное московское время.
Состав состоит всего из трех или четырех вагонов, но зато все они - купейные.
Дальше конечной остановки - станции «Кафе 1707» , которая находится менее чем на половине пути до Мезмая, поезд не идет.
Обратным ходом состав движется в Гуамку. Кто не хочет в Мезмай, едет поездом, а кто хочет - идет пешком.
Собственно, поэтому я и назвал сообщение между Гуамкой и Мезмаем «полужелезнодорожным».
Пешеходный путь практически идет «по шпалам» заснеженного железнодорожного пути, который иногда рельефно выделяется. Третья «борозда» - это пешеходная тропка.
В пути можно подробно рассмотреть множество достопримечательностей, среди которых, например, остановочные площадки.
Напоминания о героическом прошлом.
Железнодорожные мосты.
Встречаются то ли природные, то ли рукотворные объекты, как например, эта одиноко торчащая посреди ущелья небольшая скала. Одни зовут ее «Ошибкой инженера».
Другие - «Жандармом».
Звенят живые водопады.
Вдопады полуживые - полузамершие.
Водопады зАмершие - замерзшие.
Мимо горы «Пирамида» и непонятного каменного сооружения у подножия слоеных, как пирог «Наполеон» Ленинских скал, дорога постепенно приводит в Мезмай.
А дальше - всё! Железнодорожные пути заканчиваются. А нам дальше и не надо.
Мы - «дома» в Мезмае. И скоро - ужин!
Вообще, мне показалось, что в Гуамском ущелье и других окрестностях Мезмая - какой-то заповедник или музей ледяных сосулек. Здесь они и одиночные, и групповые, и толстые и тонкие, и большие, и малые. Представлено все многообразие их разновидностей.
Иногда их каскады становятся похожи на органные трубы, которые гудят хвалебную песнь великой силе, вольной творить такую грандиозную красоту.
Это не в Гуамском ущелье, но неподалеку. Потоки струй Чинарского (он же -Школьный) водопада, смерзлись в единую гигантскую сосульку.
Но кое-где изредка обнаруживают себя зимние диссиденты - фиалки - первоцветы. Они напоминают о скором уходе снежно-ледяного царства в небытие ... В горах весна - уже не за горами!
За это и выпить - не грех!
Ну, за Мезмай!
Добавлю, что в ходе наших путешествий ни одно животное не пострадало.