Совершил стремительное путешествие по провинциальным глубинкам российского черноземья и
в который раз подивился, как в этих в общем то тихих местах небывало перемешались и перемещались исторические реалии и персоналии...
Но начнем не со светских львов, а с простых лиц духовного звания - монахов. Первая остановка была сделана в селе Старая Хворостань, что в устье речки Хворостанка на левом берегу Дона. Раньше я всегда проезжал Старую Хворостань, не задерживаясь, так как спешил переправиться через Дон по понтонному мосту, который находится в этом селе. А тут все-таки решил заглянуть в центр села. И не пожалел! Выяснилось, что раньше речка и село назывались Форосан, и это название - персидское по происхождению: искаженное Хороссан! Ну, вот сразу и Есенин припомнился: «Ну, а этой за движенья стана, что лицом похожа на зарю, Подарю я шаль из Хороссана, и ковер ширазский подарю…» Или такие строки: «В Хороссане есть такие двери, Где обсыпан розами порог…»
Из надписи у креста, что возле церкви, я с удивлением узнал, что здесь, было монастырское кладбище!
Раньше село принадлежало Воронежскому Покровскому монастырю. И Покровская церковь в Хворостани - это уменьшенная копия главного монастырского храма! От монастырской жизни сейчас, кроме восстанавливаемого храма ничего не осталось.
Несмотря на это, в селе нынче живут люди духовно развитые и даже - креативные: это видно по тому, как они оформляют свои жилища.
Переправившись по понтонному мосту на другой берег Дона, и проследовав через село Титчиха, оказываемся на месте славянского городища Х века, которое сейчас осеняет православный крест. С крутого холма открывается панорамный вид на Титчиху и Задонье, в том числе и на Старую Хворостань.
Тут же неподалеку располагаются и многочисленные меловые пещерки. Считается, что это каменоломни, существуют они с незапамятных времен.
К сожалению, с каждым годом они обрушаются сильнее и сильнее. Но кто-то их все-равно раскапывает.
А в знаменитом Титчихинском лесу мы неожиданно обнаруживаем скопление запасов продовольствия - грибов дубовиков, что решает положительно вопрос об остановке в лесу на ночь.
Пробудившись утром, собираемся и трогаемся в путь. Едем и любуемся Сторожевскими пейзажами.
Мы направляемся в гости к ее Высочеству принцессе Евгении Ольденбургской, которая обитала со своим принцем в настоящем замке, что в нынешнем райцентре Воронежской области - Рамони.
На помещенном в заглавии фото можно видеть дочь Евгении Ольденбургской - Ольгу в компании с ее мужем и другими личностями, Они сидят за столом где-то в окрестностях своего замка и также как и мы по-царски проводят свое время.В Рамони кроме замка принцессы сохранилось множество других следов обитания царственных особ. Обо всем этом я обязательно сделаю отдельный рассказ. Но и без «их высочеств» в Рамони достаточно достойных достопримечательностей. Например, памятник местному уроженцу - оружейному конструктору генералу русской армии Мосину, по фамилии которого и названа знаменитая винтовка-трехлинейка.
На центральной площади Рамони можно полюбоваться памятником-корабликом в ознаменование пребывания здесь создателя русского флота царя Петра Первого.
Между прочим, кораблик установлен на месте, где раньше были храм и кладбище. Современное здание воспроизводит церковь Николая Чудотворца поблизости.
Из центра Рамони направляемся к донскому притоку - реке Воронеж.
Воронеж здесь - река не только глубокая, но и чистая!
Остановиться на ночевку мы решили на живописной поляне на противоположном от Рамони берегу. Если я не ошибаюсь, на местном диалекте зовется это место Колено.
Здесь нас посещали всяческие представители воронежской фауны.
Но кто сделал наше пребывание на берегах Воронежа по-настоящему домашним, так это местный представитель царственного семейства кошачьих.
Собранные вчера в лесу грибочки весьма пригодились и на следующий день!
Тепло простившись с воронежским котом консервой мясного паштета, мы отправились бороздить просторы царства Воронежско-Липецкой флоры и фауны - Государственного заповедника имени писателя и журналиста Василия Пескова, который родился тут неподалеку в селении Орлово. Но прежде нам предстояло побывать в Графской.
Графская - это узловая железнодорожная станция.
При этом оформлено здание вокзала аристократичеки изысканно!
Тыльная сторона здания не такая нарядная, но зато не вызывает никаких сомнений то, что эта часть здания помнит и князей и графов.
К созданию станции приложили руку опять же Ольденбургские, которым требовалось железнодорожное сообщение для отправки поставок сахарной свеклы. А содержал железнодорожную ветку никто иной, как наш земляк-магнат Яков Поляков,и который тоже имел немалый интерес в свекольном производстве. Любопытно, что станция Графская сохраняла свое противное советскому менталитету название и все послереволюционные годы. Она была названа так не в честь графа Толстого, но не Льва, а Ивана, который был почтовым министром в царском правительстве, и «крышевал» Полякова. А вот еще что привлекло внимание на станции.
Прибываем к центральному офису заповедника, и отправляемся бродить по его территории.
Заповедник знаменит своей бобровой фермой.
Потрясающе, но разводить здесь бобров тоже начала принцесса Ольденбургская. В годы Советской власти великокняжеское дело поддержали и развили.
Замечательно, что в бобронариуме заповедника бобров можно не только посмотреть, но и потрогать!
А еще на территории заповедника можно увидеть волков.
Удивительное растение липодуб.
А также можно встретить и монахов, соприкоснуться с церковной стариной. Вернее, монашек. Ибо в заповеднике стоит Спасо-Преображенский Толшевский женский монастырь.
Изначально монастырь был мужским, но сейчас поменял ориентацию.
Здесь тоже было монатыркое кладбище.
Теперь здесь у монашек цветник и огород.
Еще в заповеднике кроме леса зеленеет речка Усманка.
Много еще чего интересного в заповеднике. За один день посмотреть невозможно....
Простившись с заповедником, совершаем бросок на территорию Белгородской области, в ту ее часть, которая до 1954 года относилась к Воронежской области. Не мог отказать себе в том, чтобы не навестить славный городок Алексеевку, откуда тянутся корни нашего нынешнего Премьер Министра - прошлого Президента Дмитрия Анатольевича Медведева. О его отношении к Алексеевке я уже рассказывал здесь:
http://ankol1.livejournal.com/92380.html Однако к желтому домику нынче просто так не подкатишь!
Вокруг него ведутся масштабные раскопки. Копают! То ли что-то ищут, то ли прячут?
Кроме этого домика, в Алексеевке много и других домиков - более старых и более красивых. Например, вот таких.
И краеведческий музей Алексеевки расположен в красивом домике.
Внутри музея и в его дворе можно обнаружить любопытные экспозиции и экспонаты.
Во дворике музея существует небольшая скульптурная галерея, созданная из статуй некогда почитавшихся, а ныне ниспровергнутых в Алексеевке вождей.
А вот памятник партийно-правительственному уроженцу этих мест члену Политбюро и ЦК КПСС Андрею Кириленко еще не перенсли во дворик музея. Благополучно стоит он по сей день в городском сквере.
Что еще умилило в Алексеевке, так это то, что водопроводные колонки здесь заботливо покрыты крышей и возле них - лавочки.
Возможно, это плоды заботы главы районной администрации, который во время нашего визита прибыл на открытие после реконструкции Алексеевской библиотеки, расположенной в домике.
Кроме библиотеки - в Алекссевке три церкви. В том числе и имени Димитрия Ростовского. А до революции церквей было аж четыре!
В окрестностях Алексеевки в так называемом Калиновом Яру на берегу притока Тихого Дона - речки с названием Тихая Сосна соседствуют святой источник и купальня.
Но место это знаменательно еще и тем, что здесь в Калиновом Яру окончил свой жизненный путь вице-регент Венгерского королевства и сын регента Миклоша Хорти - Иштван Хорти.
Будучи летчиком в составе ограниченного контингента венгерских войск, вместе с коллегами из Германии отстаивавшими европейские ценности на советской земле, Хорти дислоцировался на расположенном рядом с Алексеевкой венгерском аэродроме.
20 августа 1942 Хорти с учебно-тренировочными целями поднялся в небо на своем истребителе, выпущенном в Венгрии по итальянской лицензии. Неожиданно в районе опушки леса самолет клюнул носом и врезался в землю, Хорти погиб. Тело его было со всяческими почестями отправлено в Венгрию, где и было предано земле. Гибель венгерского вице-регента считалась загадочной. Причины назывались всякие: от технических до политических. В том числе ходила версия и о том, что немцы специально подстроили катастрофу, так как считали Хорти-младшего, высказывавшегося против войны Венгрии с СССР, вредным элементом. Моя же версия такова: Хорти просто засмотрелся на красоты окружающих пейзажей, зазевался и совершил смертельный маневр.
А может быть, даже сделал это умышленно, поскольку догадывался, что венгров как оккупантов скоро погонят русские, а он навсегда хотел остаться среди всей этой красоты…