Накануне 9 мая двумя полноприводными экипажами мы совершили небольшой памятный рейд по местам военных сражений в окрестностях города Горячий Ключ в Краснодарском крае.
Основной целью была гора Фонарь - господствующая над долиной рек Псекупс и Хатыпс вершина, за которую в 1942-1943 годы шли жестокие бои.
Форсировав сходу реку Псекупс мы ринулись в разведку боем.
Но не совсем правильно выбранное направление привело к тому, что взять высоту сразу не удалось. Сели в лужи и грязи одновременно оба экипажа.
Использование различных ручных и подручных средств не привело к желаемому результату.
Ситуация усугублялась тем, что начало стремительно темнеть. Поэтому была применена боевая техника в виде стремительного реечного домкрата.
Не так скоро как хотелось, но все же дело сдвинулось с места.
С помощью с трудом освобожденного Мицубиси без особого труда освободили и УАЗ.
После чего приняли решение отсупить на берег Псекупса, где организовать место отдыха и ночлега.
Утро являло картину.
Проведя за завтраком военный совет, отправились на штурм горы дальше.
Решили, что пойдя верной дорогой через хребет Котх - непременно попадем на Фонарь-гору.
Дорога была, прямо скажем, совсем не прямой. Но наше решение оказалось правильным.
И красивым. Вокруг цвели и благоухали всяческие ландыши и рододендроны.
В итоге гора Фонарь была покорена.
На ее вершине мы увидели памятники, к которым покорители складывают всяческие железные находки, весьма распространенные в здешних местах.
Собратья-джиперы, бывшие до нас - оставили венок. Мы тоже повязали памятную ленточку.
Почтив память героев мы спустились с вершины обратно к реке Псекупс.
Вечер провели у костра.
На следующий день отправились в живописную, но труднопроходимую долину реки Хатыпс.
Это - река Хатыпс и мост через нее.
А это - то что было аулом Хатыпс, существовавшим до 50-ых годов прошлого века. На заднем плане - та самая гора Фонарь.
В бывшем ауле сохранился родник и сооружен мемориальный знак.
С удивлением мы обнаружили и строение, которое вначале приняли за чудом сохранившийся магазин.
Но оказалось, что это - охотничье-гостеприимный домик.
Надобно признать, что посещение памятных мест давалось нам, в общем-то - сытым, обеспеченным техникой и вооруженным уверенностью в завтрашнем мирном дне, не легко.
А ведь и в районе Хатыпса шли тяжелые бои. Так что же пришлось пережить нашим воинам? Почитайте воспоминания rкомандира комендантской роты 395-й шахтерской стрелковой дивизии, сражавшегося в этих горах и долинах Ильи Петровича Клюшника:
"По приказу командира 723-го полка я принял роту. Позиция роты была крайне неудобной. Впереди, справа и слева под сопкой находились фашисты. Сзади нас был обрыв, который заминировали наши саперы, противотанковыми минами на фугас. Об этом узнали только командиры. Отступать нам было некуда. На дороге ниже нас в сторону Афанасиевского- Постика стоял заградотряд из полка НКВД.Окопы были вырыты только по колено, так как глубже был камень, а у нас кроме саперных лопат ничего не было. Углубляли окопы за счет убитых солдат противника. Да и эти неудобные окопы были залиты водой. Это был октябрь- ноябрь 1942 года. Лили беспрерывные дожди с мокрым снегом. К тому же оборона проходила в лесу.Снаряды и мины противника попадая в деревья разрывались и вместе с сучьями выводили из строя красноармейцев еще до атак фашистов. Да еще нам давали в основном новые противотанковые гранаты, и несмотря на предупреждение об их особом действии, красноармейцы бросая их зацепляли за ветки, и они рвались над головой. Правда спустя несколько дней боев лес был уничтожен фашистами, все смешалось с землей. Даже не осталось хорошей щепки чтобы сесть. Поэтому ночами, когда принимали пищу, садились на трупы людей. Ведь чекисты и наши работники СМЕРШ разрешали только два раза в неделю спустить по дороге ниже обороны и похоронить наших убитых, для этого у них были свои люди.От беспрерывной сырости тело блекло, превращалось в сморщенную губку. От постоянного нахождения без движения некоторые красноармейцы не могли уже передвигаться. В нечеловеческих условиях, при отсутствии нашей артиллерии, недостатка боеприпасов, отсутствия питания (кормили раз в сутки), рота вела ожесточенные бои с превосходящими силами противника, отражая по нескольку атак в день. За 29 суток боев, несмотря на пополнения, рота понесла большие потери. К тому же в роте оказалось 13 изменников Родины, которые ушли на сторону врага. Потом со стороны противника выступали в рупоры, уговаривали нас последовать их примеру. Называли по фамилии всех кого звали, кроме политрука и парторга. Командиру роты обещали виллу в Татрах, если сдаст позицию. Наша узкая полоска переднего края просматривалась противником с двух сторон. Справа и слева фашисты располагались на возвышенной по отношению к нашей обороне и так близко, что зачастую в пустую банку от консерв фашист закладывал камень с запиской и свободно добрасывал к нам в окоп. Не было возможности даже передвигаться, так как снайперы сразу же охотились...
... Артиллерия по-существу бездействовала. Все реки и речушки из-за обильных осадков переполнились. Транспорт остановился. За десятки километров все доставлялось людьми на себе. Саперные части предложили устраивать примитивные камнеметы. Выкапывали по ночам, и все это лежа, ямы до твердого грунта. Сторону ямы, которая обращена к противнику грунт срезали на молу. Внизу укладывали взрывчатку, а сверху сколько можно клали камни. Натягивали от взрывателя две-три проволоки до наших окопов, создавая гарантию целостности проволоки при обстреле. Когда фашисты атаковали нас, мы взрывали «камнеметы». Камни летели во все стороны, но больше на фашистов. Эти «камнеметы» очень помогали нам…"
Практически на поверхности в этих местах до сих пор валяется много всяческого "добра" военных времен. При этом обращает на себя внимание, что германского настрела значительно больше чем нашего. Это - зримое свидетельство того, что боеприпасами наши части снабжались зачительно хуже вражеских, т.е. это подтверждает всю страшную правду о камнеметах. Но ведь наши солдаты выдержали и не пропустили врага к Туапсе, а потом и прогнали его с насиженных вершин!
Как хорошо теперь наслаждаться здесь миром и спокойствием!