Об одном непоставленном рекорде

Jul 13, 2011 21:23

Занесло меня в автодорожный университет, и в фойе набрела на любопытный стенд. Оказывается, в лаборатории скоростных автомобилей при тогда еще ХАДИ, а не ХНАДУ, совместными усилиями преподавателей и студентов разрабатывались и выпускались в жизнь отличные гоночные автомобили. Начиная с 60х годов, на этих автомобилях при испытаниях достигалась скорость до 400 км/час и ставились рекорды как всесоюзные, так и международные. Но от одной модели на этом стенде я просто прифигела: ХАДИ-9, с двигателем на реактивной тяге, максимальная скорость 1200 км/час, завершение разработки - 1978 год. Взятие сверхзвукового барьера на автомобиле, созданном в моем родном городе в конце 70х годов - честно говоря, чувство гордости расперло будь здоров :)

Оказалось, что такая модель действительно была построена и действительно могла претендовать если не на заявленную скорость, то на 800 км/час, но в СССР банально не нашлось испытательной площадки... Все взлетно-посадочные полосы оказались коротковаты, а озеро Баскунчак, на котором такого рода испытания и проводились, уже было разбуровлено соледобытчиками так, что для такой машины достаточной нетронутой площади не нашлось.

Американцы в то же время занимались подобными разработками и предложили привезти ХАДИ-9 за свой счет(!) на озеро Бонневиль (в данном контексте то же, что и Баскунчак, только получше :)), но наши там, наверху, решили, что бесплатный сыр за чужой счет - некомильфо, а своей валюты у института не оказалось.

Потом эта машинка засветилась в фильме "Скорость", снимался фильм на Баскунчаке, после съемок ее не отмыли от соли, и в считанные несколько лет от нее осталась груда ржавчины. Так что сверхзвуковой барьер был взят только через 20 лет, англичанином Энди Грином.

Обидно, что прорыв не состоялся не по техническим причинам, а из-за вот такой мелочи. 

белая полярная лисичка, мимолетом

Previous post Next post
Up