Яхтинг 2015. Обучение. День седьмой. Солнечный. Тиват - Бар
Dec 15, 2015 10:18
Последний день нашего путешествия на яхте по побережью Черногории. И последний день, когда мы идем на Мурке. В субботу мы сдаем яхту Мур-Мур и переезжаем на Викторию, у которой сломан гик. На ней нам идти в Италию, в Бриндизи. И поведет нас новый инструктор. Кто это будет, пока не известно. Впереди еще целый день работы с инструктором Олегом Самойловым. И ударить в грязь лицом мы не можем. Как-никак инструктор очень много интересного рассказал о яхтинге и доступно предоставил весь необходимый учебный материал. От наших знаний первой недели зависит, как мы войдем в учебный процесс второй и в итоге сдадим экзамен. Расслабляться еще рано.
25 сентября 2015 года, Черногория, Тиват. Ранний подъем в 7 утра и снова повторяем все термины и МППСС. Дождь утром прекратился и погода налаживается.
Плюс-Минус и Мур-Мур в Тивате.
На одном причале стояла сестрица Oceanis 34. У нас под левой краспицей подняты флаги школы, а тут - пиратский :)
Не останавливаясь на завтраке, только кофе с печенькой на скорую руку, и в 8 утра мы отшвартовываемся и выходим из марины Тивата для продолжения пути назад в Бар.
Самойлов "радует" - нас ожидает утренняя зарядка. Из учебной программы осталось отработать спасение человека за бортом. Выделив пару часов, этим мы и займемся утром в Котороском заливе.
Данный процесс представляет собой ряд следующих действий: [Spoiler (click to open)] 1. Человек падает за борт. В нашем случае инструктор "неожиданно и неизвестно в какую сторону" выкидывает за борт МОБ. Нет, не мобильный телефон, и не монстра из компьютерной игры, а красный буй, который сыграет роль тонущего. И правильнее написать MOB, что по английски "Man overboard" - человек за бортом. 2. Тот, кто первый это заметил, кричит "Человек за бортом!" и показывает пальцем в сторону, куда упал МОБ. Другой член экипажа должен сразу же кинуть пострадавшему спасательный круг. И рекомендации от инструктора - за борт выбрасываются предметы, способные держать человека на поверхности - круги, жилеты, кранцы, можно накидать в сторону тонущего кепок, шарфиков, всего, что не жалко и яркое, чтобы лучше заметить выпавшего, пока мы будем совершать на яхте маневры для его спасения. В нашем случае мы шли не под парусами, а на двигателе и на небольшой скорости по сравнению с моторными яхтами, что упрощает задачу спасение человека за бортом. Буквально в считанные секунды мы отошли от МОБа на большое расстояние. Поэтому всё надо делать быстро. 3. Рулевой запоминает текущий курс, например, 90 градусов. Включает на чартплоттере специальную кнопку МОБ и компьютер фиксирует точку, где выпал человек. Вместе с этим рулевой должен сразу же отвернуть на 60 градусов в другую сторону от борта, за который выпал человек. Человек выпал с правого борта, отвернуть надо влево. Таким образом мы отворачиваем винт яхты от тонущего в целях его безопасности. 4. С приходом на новый курс руль перекладывается на противоположный борт, яхта после разворота ложится на контркурс, который и выводит её в точку падения человека. При первоначальном курсе в 90 градусов, мы должны выйти на контркурс 90+180=270 градусов - идем в обратную сторону спасать выпавшего. Такой маневр англичане называют "поворот Вильямсона". 5. В это время третий член экипажа готовит отпорный крюк, чтобы зацепить МОБа и вытащить его на борт. Делается это в районе вант, чтобы одной рукой спасатель мог держаться и самим не выпасть за борт, а второй с помощью крюка зацепить МОБа. 6. К человеку надо подходит носом, а потом подветренным бортом, который защитит тонущего от ветра и волн. 7. И как только до него осталось пол корпуса, тормозим - даем задний ход и переходим в нейтралку. Важно подходить не слишком близко корпусом яхты к человеку за бортом, так как если он без сознания, то мы можем его ударить, а может и еще что хуже. 8. МОБа цепляют крюком и проводят через весь борт яхты, чтобы удобно достать со стороны кормы (транца). Спасенному человеку так будет удобно подниматься на борт яхты.
Каждый выступает в роли впередсмотрящего, рулевого и спасателя с крюком. Маневр сложный, но у всех отлично получается. Только я с третьего захода ловлю своего первого МОБа - не достаю крюком буй и всё. Зато когда начали делать упражнение полностью в одиночку мне удалось и яхту поставить в нужном направлении и с первого раз спасти МОБа. В одиночку я более собранная что ли, выходит.
К 10 утра мы завершаем отработку маневров по спасению человека за бортом и отправляемся по маршруту. Я - капитан, Галина - штурман, и боцман на сегодня - Олег. Ему выпала роль еще и кока. У нас есть сосиски и овощи. Так что, пока я за штурвалом, ждем завтрака от брата.
Погода солнечная, безветренная. Волн нет. Штиль. Идем гладко и ровно. Нас обгоняют другие яхты. Не передать то чувство, когда ты сам можешь управлять яхтой на ровне тех, кого недавно считал счастливчиками. Теперь и мы среди них :)
Украинцы.
Которский залив.
10:30 - Завтрак. И мы на выходе из Которского залива.
11:00 - Проходим остров Мамула. Как-то мы хотели на обратном пути голубые пещеры посетить, но Самойлов сообщил, что к 18:00 ему надо быть в марине Бара. Что тут поделаешь. По нашим расчетам, если строго идти по маршруту прямо, никуда не сворачивая, то мы как раз успеваем доставить инструктора в марину. Поэтому и на обратном пути приходится забыть о достопримечательностях Черногории.
Зря время не теряем - повторяем узелки.
13:30 - Самойлов предложил кофе и чай и сам нас угостил.
Время протекало медленно, как скорость парусной яхты, идущей на двигателе. Но за ним не следишь, а смотришь в горизонт, в голубую гладь в поисках дельфинов и на берег - хоть где-то картина как-то меняется. Идем далеко от берега и рассмотреть достопримечательности не удается даже издалека.
14:00 - проходим Будву, где мы ставили точки места положения яхты ( заметка). И Самойлов напомнил нам, что следует их поставить на карту и свести, определив координаты яхты в тот момент и сравнить с координатами GPS. Мы решили это оставить на вечер.
По пути мы всё время забили учебой карточек МППСС или просто втыкали в море. Терминами инструктор уже не грузил. А карточки упорядочили полученные знания после того, как обсудили нашим экипажем все международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС). В слова уже было не интересно играть. Это фишка больше для новичков. Чем больше ученик набирается новых яхтенных слов, тем менее с ним интересно играть дальше :)
Плавание протекало тихо и спокойно. Город Бар на горизонте. И вот бы уже выйти на курс в марину, как Самойлов предлагает поставить парусишки. Хм, хорошая идея. А то мы их как-то всего два раза ставили. Только инструктор выставил меня из-за штурвала, поставил яхту в левентик, включил автопилот, а сам, закурив сигаретку, сел на корме, облокотившись о кранцы: - Вперед! Сами! Меня здесь нет. - И что нам делать? - Кто помнит, что за чем следует? - Надо расстегнуть молнию на лейзибег, - предлагает Олег.
- Сделано. Что дальше? - Надо скрутку освободить и стаксель-шкот натянуть, - предлагает Галина, усаживаясь возле лебедки стаксель-шкота. - Нет, надо сначала грот поставить, а потом уже стаксель, - вспоминаю я. - Эх, давай, пробуем, - сажусь возле лебедки на рубке и пытаюсь определить, что из всех канатов является грото-фалом, который нужно тянуть для поднятия главного паруса. Светлые канаты сразу убираю, они для рифления. И остается два - темно-темно синего, почти черного цвета, и черного цвета. Логически можно понять, что на лебедку заведен именно нужный канат для поднятия грота, но при натяжке он никак не отреагировал. - Перед тем, как тянуть, надо еще на мачте что-то сделать, - дает подсказки Самойлов, хитро щурясь, наблюдая наши действия. - Олег, Галя, вам же инструктор показывал возле мачты, какой канат надо освободить, пошли, - как капитан, я уже начинаю командовать, так как команда как-то расслабилась и не пытается что-либо вспомнить. Возле мачты: - И??.. Я за штурвалом стояла, когда вам инструктор лично всё показывал. Что надо сделать? - боцман и штурман начали крутиться возле мачты в поисках нужного каната. Нашли, сняли с утки и уже можно поднимать. Еще несколько усилий на лебедке и: - Ура, грот поставлен! Самойлов выводит яхту на курс к ветру. Теперь нужно поставить стаксель. А с этим всё попроще - освободить скрутку и выбрать стаксель-шкот. И напоследок поигрались с поворотами оверштаг и фордевинд. - Ну что, яхта идет на парусах по нужному курсу? - спрашивает инструктор. - Нет. - Что надо сделать? - Убрать паруса! - команда капитана. - Курс в марину Бара, инструктора надо доставить к 18 и есть хочу! :)
17:50 - держим курс в марину Бара.
18:30 - мы зашли в марину, но пришлось делать циркуляцию. На причале еще работали ребята, возможно экзамен сдавали. Круги наматывать скучно, а тут еще и картину маслом хоть пиши. И я, стоя за штурвалом, не удержалась перед фотографированием такого красивого заката. - Не вовремя ты достала телефон, - сделал замечание Самойлов, - заходим на причал.
Все яхты школы уже были пришвартованы. Мы заходили последними. Швартовка кормой, муринги на Олеге и Галине и мытье яхты тоже на них. Но даже будучи капитаном, я стараюсь быть полезной и подключаю яхту к сервисной стойке - электропитание и шланг для воды.
Инструктора все в бегах и в предвкушении - отчитываются, переодеваются, готовятся. Предыдущая группа в оживленном настроении - сдали экзамен и счастливые бегали с паспортами и зачетными ведомостями за подписями инструкторов первой недели. На Виктории планируется небольшое празднование сдачи экзамена.
Экипаж Плюс-Минуса решает уйти переночевать в отель. Галина вроде тоже засобиралась. Как-то грустно. Неделя была наполнена огромным количеством знакомств, новых впечатлений и знаний. И вот всё подошло к концу и снова неизвестность. И даже отметить возвращение не с кем, все свои разбежались. Ну и мы пойдем... в магазин... накупим пива и будем рисовать на карте точки, что снимали компасом-пеленгатором в районе Будвы.
21:05 - в кают-компании. На ужин - мивина (захотелось гадости) и консерва тунца, сладкое, соленое и пиво. Тетрадка с записями, циркуль, плоттер и карандаш.
Сидели мы так с картой и пивом до 23:30. И вот уже все точки нанесены, всё сошлось и мы довольны работой. А тут и Самойлов вернулся на Мурку и оценил наше рисование. Инструктор он самый лучший в школе, и как преподаватель, и как яхтсмен, и как просто человек. Но было бы еще лучше, если бы он озвучивал планы заранее, чтобы можно было и нам планировать свое время. Ведь от яхтинга хочется получать не только знания, но и удовольствие. И не плохо было бы состыковать теорию заочного обучения с практикой. Что-то мне кажется здесь мы решать задачи на пересчет курсов из истинных в магнитные и строить на карте маршруты с учетом ветров и течений не будем. Зато оказывается важно знать определения терминов, чему я не придавала значения во время заочного обучения.
Первая неделя обучения завершена. Мы обкатали чудеснейший маршрут по побережью Черногории от Бара до Котора и назад. Прошли 100 миль, а накатали больше со швартовками и отработкой поворотов на парусах. Мы попрбовали вести яхту в темное время суток и во время дождя. Жаль, ветер был всегда встречный или штиль, что поработать с парусами удалось совсем малость. И учебный график оказался настолько плотным, что отойти от маршрута и посетить места вне учебной программы оказалось нереальным. Завтра переезд с яхты на яхту, а так - свободный день. Хотя нет. Вечером будет знакомство с новым инструктором и промежуточный устный экзамен. Поэтому учимся :)