Яхтинг 2015. Обучение. День пятый. Швартовка лагом. Бигово - Котор
Nov 12, 2015 10:21
Ночь была тихой. Луна появилась из-за холма со стороны моря и освещала причал в Бигово и парусные яхты, стоящие на якоре. Лунная дорожка расстилалась по ровной глади бухты к нашей Мурке и Плюс-Минусу. Уставшие после первой части перехода Бар-Котор, крепко спим ( Первая часть пути). Ни новое место стоянки, ни звуки бегущей под днищем яхты воды, ни скрип кранцев по правому борту не могут нас потревожить. И тут раздается громкий незнакомый пищащий звук. Он разбудил меня, что я выскочила в кают-компанию, с перепугу ища источник звука во всех углах. Инструктор тоже проснулся. Звук раздавался от приборной панели над штурманским столиком. Самойлов то ли с грустью, то ли с долей пофигизма сказал, что аккумулятор сел. Три часа ночи. Недолго он продержался. Но мобильный я успела зарядить на 100%. Самойлов быстро понажимал какие-то кнопочки на приборе и мы пошли досматривать сны.
23 сентября 2015 года, среда. Черногория, причал в Бигово. В Бигово нет возможности заправить яхту пресной водой. Экономим. Утренняя мокрая уборка внутри яхты отменяется. Сервисной тумбы для подключения яхты к электричеству нет. Зарядить и даже включить электроприборы не получится, пока не заведем двигатель. Еду придется готовить на газу или снова в дорогой ресторан. Сегодня я боцман и это обязанность падет на меня - готовить, убирать, ремонтировать. Ну а пока об этом не думаю. Доброе утро, Черногория и Бигово!
08:07 - солнце уже встало и осветило нашу стоянку в Бигово. Вокруг тишина. На небе ни облачка. Тепленько. Люди купаются. С берега в воду заходят "сухопутные крысы", как принято у моряков называть тех, кто предпочитает отель на берегу :)
Наши яхты стоят. Все еще спят или не признаются, что спят, а зубрят МППСС :)
Просыпаются экипажи яхт, стоящих на якорной стоянке. Чистейшая, прозрачная вода в заливе так и манит покупаться. Некоторые экипажи состоят из одних мужчин, поэтому они, не боясь, прыгают с яхты в воду в чем мать родила :)
08:10 - бросаю мобилу, одеваю купальник и купаться :) Что удобно в путешествии на яхте, так это возможность оставить все вещи на самой яхте. И плавай сколько хочешь, куда хочешь и не надо постоянно оборачиваться на берег, беспокоясь о вещах. А если нужен душ, так на яхте он всегда под рукой - есть на корме и внутри. Но воду экономим.
Плаваешь. Тихо. Дно видно, рыбок и водоросли на камнях. Но вспомнив какашечку, проплывающую возле яхты и приманивающую рыбок, как-то не хочется близко к нашим подплывать - вдруг еще у кого утренний стул :)
08:39 - Просыпается сегодняшний штурман - Олег. Он всё еще надеется, что будет возможность покупаться в море. Но, как оказалось, это был последний шанс и он его упустил.
Бигово - городок или поселок с населением всего сто человек. Основная деятельность местных жителей - это рыбалка. Ну и конечно же туризм. Отдыхающим здесь предложат неплохие номера с видом на залив, рестораны со свежайшими морепродуктами и достопримечательность в виде церкви Святого Николая. Но меня здесь привлекает тишина и полная расслабленность. Идеальное место для отдыха. Один из уютных уголков этой планеты.
Ресторан Грисполис. Дорого, но вкусно. Всегда свежие морепродукты и отличная чорба. Колоритное место в духе моряков.
Кстати, некоторые випы Черногории предпочитают уединяться именно в Бигово, где имеют свои виллы. И да, здесь нет пляжа в привычном для нас понимании. Купаются здесь с так называемой набережной. Но прозрачность воды - это всё.
Залив Траште. Там выход в море.
Плюс-Минус.
Мур-Мур.
09:31 - время завтрака. У нас были яйца и Галина, не смотря на то, что сегодня она капитан, вызвалась приготовить вкуснейший омлет. А я нарезаю салат из огурцов и помидор и почему бы и лук не добавить. Лук с утра - эх лук-лучек, золотая луковица... :) Омлет и салат пошли на ура и всё было сметено до крошки.
10:00 - начинаем урок по швартовке лагом. А в то время экипаж Плюс-Минуса пытается ловить рыбу. Их инструктор Андрей не только гуру морских узлов, но и заядлый рыбак. Да и другие рыбаки с удочками обступили наши яхты. Утренние какашечки привлекли не только морскую живность ))))
Самойлов командует экипажу Плюс-Минуса сворачивать удочки и готовится отрабатывать швартовку. Подходим к причалу по очереди, сначала Мур-Мур, потом Плюс-Минус. Один отшвартовывается, второй пришвартовывается. И наши головокружения начались.
Первую швартовку лагом Самойлов показывает сам, но при этом швартовы отдаем я и Олег. Один из элементов при отдачи швартовых - это оттолкнуть яхту в районе вант как можно дальше. Олег довольно сильно и быстро это сделал, что я не успела запрыгнуть и осталась на причале. Первый круг пошел без меня.
А потом записываем и запоминаем шаги: [Spoiler (click to open)] 1. направляем нос яхты под углом 45 градусов к ближнему углу причала, уменьшаем ход. 2. когда остается расстояние в один корпус яхты до причала прицеливаемся на его середину, включаем нейтраль. Яхта по инерции продолжает идти вперед. Рулевой отдает команду "Приготовить швартовы!". 3. когда остается полкорпуса, даем малый назад и прижимаем скулу яхты к причалу. 4. добавляем еще немного назад, ставим нейтраль. Рулевой командует "Отдать швартовы!".
Отрабатываем швартовку сначала в команде. Галина, как капитан, - за штурвалом. Олег и я - на швартовых, носовом и кормовом. Все описанные выше действия выполняет рулевой. Действия матросов на швартовых следующие: [Spoiler (click to open)] 1. Подготовить швартовы. Мы решили, каким бортом будем швартоваться и готовимся. Носовой швартов заводим на носовую утку, обводим с внешней стороны борта, чтобы не цеплялся ни за что, формируем в бухту и кладем в районе вант (середина корпуса яхты). Кормовой швартов заводим на кормовую утку, также проводим с внешней стороны борта и бухтой размещаем в районе вант. 2. при команде "Приготовить швартовы!" члены экипажа берут бухту в руку и, держась за ванты, переступают через леера. Матросы готовятся по команде спрыгнуть на берег. 3. после команды "Отдать швартовы!", мы спрыгиваем на берег и бежим каждый к своей тумбе фиксировать канат. 4. делаем несколько оборотов вокруг тумбы и фиксируем канат штыком со шлагами. Вспоминаем, как это делается :)
Важно, чтобы яхта была хорошо зафиксирована, стояла посередине причала и с нее можно было выйти на берег, не навернувшись в воду :) При прижимном ветре яхта хорошо сама прижимается к причалу. Но необходимо учесть изменения ветра на отжимной и следить за швартовыми. Их, как показывает практика, всегда можно натянуть, ослабить, завести в шпринги. Жить то всё равно приходится на яхте.
Отшвартовываемся. Команда рулевого: [Spoiler (click to open)] - На швартовых приготовиться! - и смотрит, куда ветер дует и какой швартов удобнее отдать первым. Ветер дует в нос, отдаем первым кормовой швартов. Матросы на швартовых развязывают узлы и оставляют на кнехте один полуоборот каната, чтобы можно было удерживать яхту. - Носовой швартов готов! - Кормовой швартов готов! - Отдать кормовой швартов! Подтянуть корму! - командует рулевой. Матрос снимает канат с тумбы, подтягивает корму яхты к причалу и бежит в район вант, где первым делом бросает швартов на яхту. Потом, держась за ванты, готовится отталкивать яхту от берега. - Отдать носовой швартов! Оттолкнуть нос! - матрос на носовом швартове также снимает канат с кнехта, в районе носа или скулы яхты отталкивает судно от причала и кидает швартовы в районе вант на борт судна.
Оба матроса максимально стараются оттолкнуть яхту от берега и не забывают запрыгнуть на борт. Мне с моими короткими ногами приходится запрыгивать раньше, чтобы не повторить первый опыт. А то так всё время меня будут забывать на берегу :)
Олег готов отдать носовой швартов. Ветер прижимной и без натяжения швартова нос от причала не отходит, а прижимается к берегу.
И пошли по кругу меняться. Следующим за штурвал становится штурман Олег, потом я. И так еще три круга со сменой ролей. Каждый постоял за штурвалом по четыре раза, целясь носом в причал. А всего намотали 12 кругов и один инструкторский.
Ветер у нас был слабый, поэтому почувствовать полноту действия при швартовке нам было не дано. А вот здесь можно найти разные варианты при швартовке лагом http://amcsailing.ru/article/221.html
После отрабатываем швартовку вдвоем. - Так сложились обстоятельства, что вас, трезвых и толковых, на яхте всего двое. Остальные - безграмотные напившиеся пассажиры с морской болезнью, - рисует нам картину Самойлов. - Надо пришвартовать яхту. Один становится за штурвал, второй - на оба швартовых.
Задача рулевого остается прежней. А вот со швартовыми действия следующие: [Spoiler (click to open)] 1. подготовить швартовы - проверить канаты, не цепляются ли они за такелаж яхты, провести их с внешней стороны борта в район вант, сложить в аккуратные бухты и положить на рубку. 2. по команде "Приготовить швартовы!" согласовать с рулевым, какой заводим первым, чтобы яхта не ушла при швартовке. Допустим носовой, если ветер в нос. Его берем последним. А пока кормовой в руку и, держась за ванты, переступаем через леера. В данном случае стоять лучше спиной к берегу, чтобы потом взять носовой швартов. "Швартовы готовы!". 3. по команде рулевого "Отдать швартовы!" кидаем на берег подальше кормовой швартов так, чтобы он не свалился в воду. Берем носовой швартов и сходим на берег. Заводим носовой швартов за тумбу, закрепляя его штыком со шлагом. Тут можно не сильно заморачиваться, так как при вязании узла корма яхты может уже сильно отойти от берега. Можно сделать несколько оборотов вокруг тумбы и бежать крепить кормовой швартов.
Яхта стоит, ее не уносит. Всё замечательно.
Повторяем и этот урок по 4 раза каждый за штурвалом. Но уже после 10 круга с учетом инструкторского, Самойлов подводит предварительный итог и переходим к следующему уроку.
Швартовка в одно лицо. Самойлов начинает со страшилок: - Так случилось, что у всего экипажа и пассажиров морская болезнь или того хуже. Вы - один. Подходите к марине. Как ни крути, не вечно же в море ходить - надо швартоваться. Показываю, - и демонстрирует швартовку в одно лицо. - Ну, вроде ничего страшного :) - немного вымотавшиеся после первых 23 кругов, отвечаем мы. Действия такие же, как и в команде, только всё делаешь один. Швартовы надо приготовить до процесса подхода к причалу и положить на рубку в районе вант. Когда яхта заметно остановилась у причала, нужно не забыть переключиться на нейтралку и поставить руль в ДП. А потом один швартовый кинуть на берег, а со вторым сойти на причал. Сходим на причал с тем швартовым, который нужно завести первым в зависимости от направления ветра.
И еще по три раза каждый швартуется в одно лицо. По очереди - Галя-Олег-я.
11:44 - 25-й круг захода к причалу. Голова кружится от циркуляций, которые мы делали на свободном участке залива в ожидании своей очереди швартовки к причалу после экипажа Плюс-Минус. Одна и та же картина прокручивается у нас перед глазами уже сотый раз. Зато теперь я знаю, что яхта делает один оборот вокруг своей оси на малом ходу за 1 минуту и 9 секунд. Видео залива и Бигово на 360 градусов:
И пока, я сижу не удел в ожидании своей очереди швартовки в одно лицо, еще пару фото с яхты на берег:
Экипаж Плюс-Минуса состоит всего из двух учеников, поэтому со швартовками они быстрее заканчивают. Отчитываются перед Самойловым о проделанной работе и отправляются работать с картами в ближайшее недорогое кафе. Урок по навигации ребята пропустили, поэтому им придется догонять. А мы швартуемся следом за ними и еще ни один раз.
Даже при отработке элементов управления яхтой не забываем включать навигацию и радиосвязь. И слышим на 16 канале вызов нашей яхты на русском языке. Вызывал кто-то поблизости, с яхты, наблюдавшей наши мучения. Самойлов принял сообщение: - Яхта Мур-Мур! Это яхта... (не помню название). Просим вызвать с берега тузик. Мы желаем пообедать в ресторане.
При следующей швартовке Самойлов послал меня на берег в ресторан Грисполис попросить выслать тузик к этой яхте. Очередной раз убеждаюсь, что общаться с местными удобнее на русском. А сама мысленно подумала, что тоже хочу есть. Время обеда. Однако впереди еще швартовки-швартовки-швартовки.
Тузик отправился к вызывающей яхте. А потом, проплывая назад мимо нас, все пассажиры махали нам руками и кричали "спасибо!" :)
Ну и еще несколько заходов. И в одно лицо мы делаем по 2 швартовки каждый. Самойлов делает вывод, что нам достаточно этого и предлагает отработать постановку на буй.
В Бигово пришвартоваться к причалу может всего две гостевые яхты. Всем остальным предлагается возможность стать на бочку. В бухте установлены бетонные блоки, якорные цепи и канаты со швартовочными буями, плавающими на поверхности воды. Это такой же мертвый якорь, как и муринг, только на воде, а не возле причала. Такой способ распространён в том случае, когда стоит вопрос о сохранности и чистоте морского дна, например, в заповедниках.
"С помощью дуплиня судно крепят на бочке за рым бриделя следующим образом." - и я закрываю эту статью, где уже в одном предложении встречается сразу три незнакомых слова :)
Наши действия согласно моей девичьей памяти (если наш инструктор читает эти записи, то прошу поправить): [Spoiler (click to open)] 1. Подходим к бочке против ветра. 2. Готовим отпорный крюк (багор), чтобы подцепить буй, а точнее канатики, которые привязаны к нему. 3. На носу стоит кто-то из экипажа и показывает вытянутой рукой, где буй, а также может выкрикивать расстояние до него. 4. Как только до буя остался метр, включаем нейтралку и можно дать малый назад для торможения. 5. Крюком подтягиваем буй, выбираем канат и заводим на носовую утку. Всё. Вроде так.
Сам процесс я и Олег уже плохо помним - устали. И проделали мы этот фокус всего один раз. Самойлов сказал, что это просто и повторять не стоит, хотя я просила :)
И это еще не всё. А в животе уже бурчит. Дальнейшая информация выплывает как из тумана обрывками из памяти.
Следующий урок - швартовка задним ходом к причалу с отдачей якоря.
Якорь мы уже бросали. Технологию помним. Только в данном случае нужно рассчитать расстояние, откуда необходимо начинать отдачу якоря, чтобы его хватило на вытравку необходимой длины якоря. Якорную цепь вытравливаем на 5 глубин. Глубина 3 метра.
[Spoiler (click to open)] "По команде шкипера носовой матрос быстро вытравливает якорь вплоть до касания грунта. За несколько метров до подхода к причалу отдачу якорь-цепи следует слегка притормаживать, чтобы якорь начал зарываться в грунт. Как только кормовой швартов с наветренной стороны будет принят и закреплен, шкипер снова сдает вперед по крайней мере на половину длины лодки, цепь слегка подбирается лебедкой, после чего задним ходом вновь добиваются того, чтобы якорь надежнее засел. После этого заводят второй кормовой швартов и окончательно крепят и обтягивают все концы." - это гугл, а не память.
Я стояла на носу и нажимала на пульте кнопки по команде, не слыша, что объясняется на корме. Как якорь шлепнулся на дно, я не почувствовала. Просто по отметке вытравила 15 метров цепи. А потом мне сказали поднимать якорь. И уже швартуемся на обед.
14:40 - ааа, вымотал Самойлов, высосав всю кровь и забрав всю энергию :) Позади 12 швартовок лагом в команде, 9 швартовок вдвоем, 6 швартовок в одно лицо. Всего 30 рабочих кругов с тремя инструкторскими, а сколько еще было намотано кругов в циркуляции и ожидании.
Потные, грязные. Надо быстро бежать обедать. Какой там душ. Только переодеться успели. И только отходим от яхты, как подбегает к нам официант Грисполиса и спрашивает, когда планируем покинуть причал. Ну что еще?
Оказалось, что в Бигово заходит большая моторная яхта и надо освободить место на причале. Самойлов командует швартовку лагом к Плюс-Минусу. Блиииииин!
Одно порадовало, что инструктор сам взялся за штурвал, а нам скомандовал приготовиться принять швартовы на Плюс-Минусе. Еще несколько минут мучений с бурчанием в животе и наконец можно идти обедать.
Прибыл виновник наших мучений.
Швартовочка лагом к другой яхте.
15:10 - идем на обед в ресторан выше. Там экипаж Плюс-Минуса работает с картой, делая прокладку дальнейшего нашего пути. Заведение называется Pod Volat.
Заказ выполняли довольно долго, хотя все заказали одинаковые блюда. Немного отдышавшись и расслабив булки после швартовок, можно хоть обратить внимание на красоты, которые открываются с точек повыше причала. С горных склонов вокруг Бигово открываются просто потрясающие виды на залив, море, окрестные деревни. Жаль, у нас было совсем мало времени для прогулок по этому месту. Загонял нас Самойлов ;)
До подачи еды инструктор решает еще погонять наш мозг по МППСС. И так выжаты, как лимон. Но осиливаем очередное обсуждение правил. В это время экипаж Плюс-Минуса завершает работу с картой и сообщают, что отправятся в Котор впереди нас. Мы: - А вы попробуйте, без нас вы никуда не пойдете :)
15:42 - подали блины с мороженным и пиво, 11 евро за двоих. Блины, как домашние. А в жару с мороженным - то, что надо для охлаждения организма после физических нагрузок.
16:26 - покидаем ресторан. Пора в путь. Что-то мы задержались в Бигово.
17:23 - выходим из залива Траште. Позади идет Плюс-Минус.
Штурман заносит в судовой журнал смену курса, пройденное расстояние по лагу, текущие координаты, время и отличительные особенности пути.
17:52 - лайнер впереди. До него далеко, так что можно не беспокоиться о расхождении.
18:07 - где-то по пути должны быть голубые пещеры. Самойлов обещал, что если будет время, то подойдем ближе и посмотрим. Но все уставшие, что даже нет никакого желания делать лишние телодвижения. - На обратном пути? - На обратном пути.
Голубая пещера - это большой грот площадью 300 кв.м., высотой 9 метров и глубиной 4 метра, образованный морскими водами. Он имеет неповторимый голубой цвет со сказочным освещением. Все желающие могут окунуться в голубую гладь прямо с борта прогулочных и экскурсионных катеров.
И пока еще светло инструктору взбрело в голову добить нас окончательно. Он решил пройтись по терминам, которые вычитывал в понедельник на лекции. Естественно, что мы к ним после лекции не возвращались. Ведь экзамен еще не скоро и будет время подготовиться. Сейчас еле времени хватило свой кусок правил МППСС почитать, чтобы за обедом рассказать. А тут надо напрячь память и вспоминать определения широты, долготы, курсов, пеленгов и другой морской терминологии. Я обычно люблю встревать с ответами на вопросы, а тут на меня нашел приступ молчания. При чем этот приступ был похоже у всех, кроме инструктора. - Аня, а ну ты мне скажи, что такое широта? - Самойлов с легкой улыбкой обращается ко мне. А меня окончательно переклинило и я молчу. Не могу даже мозг напрячь и выдавить из себя хоть первое, что туда пришло. А не приходит в мозг уже ничего, заснул мозг :) И я отвечаю: - Я понимаю, что такое широта, но сказать не могу. - Это как собака - понимает, а сказать не может, - отшутился Самойлов. Обидно. Я выдавила последние силы и огрызнулась: - Я не понимаю, зачем знать определение терминов, если умеешь ими пользоваться. Никто же не спрашивает вас дать определение температуры, и по работе я у клиентов не спрашиваю, знают ли они определение слову "реклама" или "маркетинг", - и по ходу этим оскорбила выпускника географического факультета Московского Университета имени Ломоносова. - У вас в субботу будет предварительный экзамен по теории, который проведет новый инструктор, - изменившись в лице, строго сказал Самойлов. Возможно он хотел разбавить наше молчание, но с помощью умственной нагрузки это оказалось не совсем кстати. Все были вымотаны швартовками. После этого остаток пути - молчание, ни шуток, ни интересных историй и только команды: огни, курс.
18:24 - идем на остров Мамула.
18:29 - проходим остров Мамула. На острове выстроена крепость, которая использовалась в двух Мировых войнах как оборонительное сооружение. Также здесь был лагерь для военнопленных. Остров находится на границе Черногории и Хорватии. На остров можно высадиться и погулять по крепости, заросшей бурьяном.
18:35 - остров Мамула позади. К вахте за штурвалом становится Олег. Плюс-Минус идет строго за нами и не нарывается на неприятности, как днем ранее. Самойлов по ходу отчитал инструктора Андрея за отхождение от курса, движение на опасный буй и скалы.
18:54 - зашли в Которский залив. Солнце село. Заметили огни на берегу и зажигаем свои. От первоначального курса на остров Страдиотти мы отклоняемся и идем прямо в Котор.
19:30 - на вахту заступаю я. Мне выпал самый сложный участок. Впереди узкий канал. Темно. С берега в глаза светит огромное количество фонарей - улиц, стройки, маяков, буев, домов, машин и других судов. Различить среди них зеленый и красный свет буев практически невозможно. Они просто теряются. А за маяк с проблесками вполне можно принять свет фар автомобилей на дороге. Фары встречных автомобилей мешают не только на дороге, но и в море. И хоть бы движение паромов проскочить, которые курсируют между двух берегов узкого канала с частой периодичностью.
Управление яхтой в темное время суток втройне сложнее, чем днем. Под напряжением не только руки и ноги, но и голова и зрение. У яхты нет фар ближнего и дальнего света, как у автомобиля. Путь себе не осветишь. Ориентируемся по огням на берегу и отслеживаем путь по чартплоттеру. Огни на берегу, в особенности дальний свет фар автомобилей, режут глаза как ножом.
Где-то среди массы всех огней можно было бы различить город Тиват и морской порт. Проходя канал, меня только одно впечатляло. Темные стены гор с двух сторон от яхты и огни на высоте в несколько десятков метров. Согласно карте, это освещаются церкви и соборы. Надеюсь, на обратном пути мы сможем оценить эту картину при дневном свете. После прохождения канала мы должны были увидеть старинный город Пераст и одну из известных достопримечательностей Черногории - острова Богородицы на Рифе и Святого Георгия. Огни этих мест тонули во мраке неба и моря.
Где-то на подходе к Котору мы чуть не нашли на другую яхту, дрейфующую в заливе, по причине того, что ее экипаж забыл про элементарное правило включать огни после захода солнца и скорее всего уже забухал. Инструктор вовремя их заметил в темноте и посветил на них фонарем. После чего на яхте зажгли огни и мы их благополучно прошли. Хотя хотелось обматерить на весь 16-й канал :)
20:47 - подходим к Котору. Штурвал принимает капитан Галя. Отличительные огни города - это крепостная стена, уходящая в гору на 280 метров. Видно ее издалека и ни с чем не спутаешь (желтые огни впереди). Буи фарватера видны слабо и больше ориентируемся по огням на горе.
Швартовка будет кормой. Я и Олег вывешиваем кранцы с двух бортов яхты и готовим швартовы. Как-то так получилось, что Плюс-Минус первым занял место на причале. И когда они успели нас обойти. Швартуемся рядом с ними прямо на городской набережной, по которой прогуливаются туристы, рядом с автомобильной дорогой. - Отдать швартовы! - команда капитана. Мы спрыгиваем на причал и заводим восьмерки на битенге. Да, здесь другое швартовное устройство, поблескивающее от городских огней новизной.
И остаются только муринги. А вот они не блещут. Канаты поросли острыми мелкими ракушками и странными мягкими наростами, которые лопались при прикосновении. Канат надо выбрать до натяжения, а это не один метр из воды вытащить. И на всей длине каната были эти наросты морской живности. Гадость! Хочется всё бросить и бежать мыть руки, ибо места пореза ракушками теперь невыносимо пекут. Тут перчатки дубовые нужны. Терпим. Носовая утка перед глазами и канат с толстенным наростом гадости в руках. И как это завести восьмерками на маленькую чистенькую уточку яхты? Ааа, гадость! По ходу сегодня не мой день. Олег пришел и помог это сделать.
Но наши мучения еще не закончились. Тут хочется как можно быстрее отмыть руки, однако все-таки мы должны первой вымыть яхту от морской соли. С завистью смотрим на приготовления экипажа Плюс-Минуса к ужину, который не заморачивался мойкой яхты в столь позднее время.
Муринги в Которе ужасные, грязные, с наростами, что яхту чуть ли не драить надо от их следов. И снова мытье яхты выпадает мне и Олегу, а капитан Галина уже вся в белом, настрогала салат с огурцами и помидорами и готова идти на Плюс-Минус, который приглашает всех на стейк и вино.
После всего у меня было только одно желание - принять ванну, съесть стейк и спать. Но снова что-то пошло не так. Безумно ноет палец после мурингов. Успела только руки помыть. Переодеваться не буду, а вот переобуться стоит, так как тапки мокрые и я разношу воду по всей кают-компании. И пол от луж вытереть. Поставить швабру в гальюн, открыть кингстоны и все люки для поступления воздуха в каюты. Оба Олега на перекуре на берегу: - Положи шланг для воды в рундук. - Подай воды попить. - Выключи навигацию и радиосвязь. - Положи кепку. - Выключи огни. - Сверни флаги, чтоб на ветру не трепались. Они дорогие. - Повесь перчатки сушиться и тапки положи, - а от тапок брата вонь неимоверная, их еще вымыть надо. И замечаю на одежде коричневые пятна от мурингов. Как в этом можно идти на ужин? Надо переодеться и застирать по быстрому, а то к утру эта гадость засохнет. Галина оставила салат на столе и ее слышно уже на яхте Плюс-Минус. Она не возьмет его с собой? Или мне это надо сделать? А я чувствую, как дрожат ноги и руки, и понимаю, что не смогу пройти по трапу. Все ушли на Плюс-Минус, а у меня уже не было сил выйти из каюты. Как сидела на пастели, переодеваясь, так одетая и легла. А ведь стейк всё-равно хочется, но усталость победила и я отрубилась немного в обиде за то, что всем было наплевать. Ну да, им больше мяса достанется.
Было уже где-то 23 часа. Самый сложный день обучения яхтингу позади. День был плодотворный, мы научились швартоваться лагом и не боимся это делать в одиночку. Но также это день и разочарований. Мы не успели прогуляться по Бигово, не подошли к Голубым пещерам, не зашли на планируемую якорную стоянку возле острова Страдиоти, где еще можно было покупаться, и неизвестно сможем ли при такой учебной программе элементарно Котор посмотреть. Нас загоняли физически и пытались добить умственно. Сил не хватало, чтобы выйти на берег и раздеться перед сном. Сквозь сон слышу, что утром ребята Плюс-Минуса планируют подниматься на гору. Я тоже хочу. И снится мне стейк. Может хоть кусочек оставят...
Наше обучение в школе Олега Гончаренко продолжается.