Всю ночь, завывая, гулял ветер между мачт. К утру он так и не утих, а еще больше набирал обороты. Сегодня можно чуть дольше поваляться в постели нашей маленькой каюты. Этой ночью спала, как убитая. Заметила, что остальные дни обучения яхтингу я спала также - только голова касалась подушки, и сразу отключалась. И не помню ни одного сна. Наверно, потому что за эти две недели жизнь была как сон.
Фото сделано с Дона - моторной яхты Антарес, на которой также ведется обучение капитанов школы Олега Гончаренко. Успела немного радугу запечатлеть, пока ее тучи не закрыли. На часах 8 утра.
Завтракаем в кокпите. С инструктором встречаемся в 9:45 возле ресторана "Турист". Обязательно, как прилежные ученики, проводим процедуру с мокрыми тряпками и проходим по переборкам и пайолам яхты и вымываем гальюн. Утренний кофе под правила МППСС и конфеты "Коровка" от Roshen. Сегодня наши роли меняются. Олег теперь капитан, я, как штурман, на встречу с инструктором должна не забыть карту и прокладочный инструмент, и Галя - боцман.
Понедельник, 21 сентября 2015 года. Черногория, Бар, марина. После утренней проверки двигателя и чашки кофе капитан скомандовал повторить узелки.
Выбленочный узел. Учимся вязать кранцы.
И восьмерки заводить на носовой утке.
- Ниче не будет, если мы тут один муринг снимем с утки, а? - а тут и спрашивать не у кого :) Экспериментируем самостоятельно с мурингом подветренного правого борта.
Ну и так-как мы оказались на носу Мурки, то капитан решил проверить якорную цепь, а то пока дождешься, когда инструктор по плану дойдет до него. Интересно, если мы будем яхту в чартер брать, сколько времени нам дадут на ее осмотр - вряд ли это будет даже день, хоть бы за час всё успеть осмотреть.
Захватываем карту и мусор и под сильный ветер идем в сторону ресторана "Турист". Карту приходится сильно прижимать к себе, чтобы ветром не унесло.
Между причалами 8 и 7.
Олег Самойлов подошел к ресторану "Турист" через 3 минуты и провел к классу школы Олега Гончаренко. У нас урок по навигации.
Почти каждый до практики на яхте учит в школе основы навигации и решает не мало задач с прокладкой на карте. Но методы обучения у всех разные. Сколько людей, столько и мнений, столько и способов передачи информации. Галина обучалась в школе очно, в Праге. И преподавал у них сам Олег Гончаренко. У нее толстая тетрадь формата А4, исписанная вдоль и поперек. У меня было заочное обучение. Теорию я учила сама, фиксируя некоторые моменты в тетрадь. Мое обучение больше сводилось к практике решения навигационных задач и прокладки маршрутов на морской карте. Теперь послушаем Олега Самойлова.
10:00 - звонок на урок - шучу :)
Олег начинает с видов и масштабов карт и плавно переходит к понятиям широты и долготы, делая акцент на их определении, которое мы обязательно записываем в тетради:
Широта φ - угол с вершиной в центре земли между плоскостью экватора и объектом на поверхности земли. Изменяется от 0 до 90 градусов. Бывает южной и северной. Обозначается LAT (Latitude).
Долгота λ - угол с вершиной в центре земли, отложенный в плоскости экватора между нулевым меридианом (Гринвичем) и меридианом с точкой на земле. Изменяется от 0 до 180 градусов. Бывает восточной и западной. Обозначается LON (Longitude).
Даже Википедия таких определений не дает. Но, как сказал брат, это университетские формулировки. Это конечно прекрасно, но как знания определений поможет находить координаты точки? Здесь ведь важны не слова, которыми ты скажешь понятие широты, а понимание значения этого слова и его применение. Это всё равно что спросить, что такое температура. Кто даст определение температуре, не глядя в Википедию? :) Незнание четких определений широты и долготы никак не мешает решать навигационные задачи с картой. А вот на экзамене придется написать полное определение данных понятий и вопрос будет выглядеть просто φ или λ - сочиняйте :)
Переходим к понятиям расстояния и скорости. Здесь всё понятно и просто освежаем память.
1 миля = 1852 м = 1 минуте широты.
1 кабельтов = 1/10 мили, то есть 1 миля = 10 кабельтовых.
Скорость измеряется в узлах. 1 узел = 1 морской миле в час.
Зная такие понятия, могу сказать, что в бассейне проплываю 8,5 кабельтовых за два часа с тремя походами в сауну и делаю это со скоростью в 0,45 узлов :)
Очень интересная тема, которой я не коснулась в теории, - это дальность видимости горизонта в зависимости от высоты наблюдателя. Точнее эта тема была в учебниках, но ее я проскочила. На практике же такие знания могут очень помочь. Особенно в Черногории, когда в море ты начинаешь видеть горы. А горы из-за их высоты видны в Адриатике на расстоянии 60 миль от берега и переть к ним еще не менее 9 часов. Берег бывает не так близко, как его видишь.
Маяк, в описании которого стоит пометка дальность видимости 25М (25 миль), мы увидим на расстоянии 23,3 мили. Как высчитать? Хотите знать больше? Школа Олега Гончаренко вас научит :)
Магнитное склонение, девиация, истинные, магнитные и компасные курс и пеленг, путевой и курсовой углы, угол дрейфа и течения - это всё дает школа Олега Гончаренко на теории и практике. Это всё будет и на экзамене. А еще стоит запомнить схемы перевода курсов из истинных в компасные и наоборот. Этих схем существует как минимум три - графическая, математическая и TVMDC. Останавливаться подробно на них не буду, а то школе нечему будет учить своих учеников :) А вот график выложу, четкий он.
Ну и последнее задание на сегодня до обеда - проложить наш путь на карте от Бара в Котор. И я мысленно обрадовалась, что мы всё-таки пойдем по побережью Черногории и зайдем в Котор. Поэтому рисуем маршрут и отмечаем в таблице ориентиры и места смены курса. Только оказалось, что при прокладке нашего маршрута мы вовсе не учитываем течение и ветровой дрейф. Вся задача сводится к тому, чтобы перевести курс из истинного в компасный. Скучненько :)
Маршрут Бар-Бигово (часть общего маршрута) в таблице у нас выглядел так:
Ну и можно с чувством выполненного долга идти на обед. Инструктор остался завершать еще какие-то дела в классе, Галина ушла в другую сторону. А мы пошли снова в Le Petit Chateau, где нас ждала сочная пицца с ветчиной и грибами под пиво, что даже запечатлеть не успела, как быстро мы ее съели.
После обеда Самойлов наконец-то доходит до внешнего обхода яхты и показывает нам всё то, что я с братом успели осмотреть накануне, только в расширенной версии (
днем ранее).
Стоит запомнить виды якорей. Они бывают разные, а не только привычный с картинок и кадров фильмов и мультфильмов адмиралтейский якорь. Якорь Брюса, Дэнфорта, Холла, плуг. А у нас один из представителей плугов - якорь Дельта и Олег на нем стоит. Неплохо про якоря написано
здесь.
Хмурый, как погода, Олег Самойлов рассказывает про парусишки. От него мы узнаем о двух видах размещения грота - на гике и в мачте. На яхте Виктория грот закручивается в мачту. Вариант размещения на гике тоже делится на два типа - в лейзи-бег, как на Мурке, то есть в сумке, которая закрывается сверху на молнию, и как на Плюс-Минус - классика - чехол сверху, завязывается внизу на шнурочки. Только Плюс-Минус под конец нашего обучения ходил уже без чехла - порвали.
Учимся пользоваться лебедками. В руках Самойлова лебедка выглядит маленькой шпулькой для шитья :) Кстати, коварная штука на яхте. При неправильном использовании можно и пальцы сломать и кисть вывихнуть. Лебедки на яхте - основной источник травм. Об ужасах работы с лебедками - "...лебедки способны при резком возрастании нагрузки просто расплющить ваши пальцы в труху, превратив их в сложновосстановимое месиво из костей и мягких тканей" - можно почитать
здесь :)
Ну и конечно же посмотрим, что за бардак творится в рундуках кокпита. Знакомьтесь - МОБ (оранжевый). Его мы будем швырять в море и пытаться спасти. И железяка буквой Т цвета золота - это аварийный румпель - руль для яхты в случаи поломки штурвала. Еще один якорь, канаты, ведро, совок и перчатки от предыдущих учеников. Да, выбрав один раз муринг, я понимаю, что свои перчатки по окончанию обучения придется тоже здесь оставить.
После обхода яхты обсуждаем правила МППСС и делим следующие по-братски.
Главное событие дня - отправление яхты Виктории в Италию. Выходит экипаж в ночь. Ветер так и не утих за целый день. В среднем скорость ветра 18 узлов, порывы до 25-30 узлов. Опасно при таком ветре идти, учитывая, что школьная яхта может выходить в море при ветре до 12 узлов. Олег Самойлов проверил на Мурке скорость ветра, есть такое оборудование на нашей яхте. Ветер чуть стих. И инструктор Денис принимает решение отчаливать.
Экипаж Виктории быстро собрался и уже отшвартовываются. Кто-то с берега им кричит: "Вы вернетесь другими людьми" :)
Но со следующим порывом ветра яхта Виктория цепляет муринг соседней лодки. Еще немного возни экипажа Дона и инструкторов, которые остались на берегу, и Виктория выходит из марины кормой. Как ребята справятся с ветром? Будем переживать :)
Под конец дня Самойлов показал нам, как пользоваться чартплоттером. И мы прокладываем наш путь Бар-Бигово, Бигово-Страдиоти, Страдиоти-Котор на компьютерной карте, что оказалось удобнее бумажного аналога.
В этот ветреный день мы так и не вышли в море и мысленно позавидовали викторианцам, что они рискнули.
И второе событие за этот день - наконец-то на Плюс-Минус прибывают ученики. Их двое, пара, россияне. Знакомиться уже будем в пути.
Закат в марине Бара.
Вечером у нас еще одна масштабная закупка продуктов для перехода на 4 дня с учетом 4 членов экипажа. В этот раз помагает нам инструктор Андрей. На своей машине с российскими номерами и детскими игрушками на заднем сидении он отвозит нас в большой гипермаркет VOLI и сопровождает во время закупки, давая дельные подсказки. Да уж, инструктора школы умеют закупаться надолго и знают весь товар всех супермаркетов Бара. Хотя что там запоминать, супермаркеты Бара по пальцам можно пересчитать :) Покупаем мясо, сыр, кетчуп, масло, хлеб, пиво, македонское белое сухое, воду и уже не помню что. Сумма чуть превышает 50 евро. И это единственный супермаркет в городе Бар, где нашелся черный чай Lipton. Смотрю, в Черногории дефицит черного чая.
А на ужин Самойлов скомандовал готовить спагетти. Сегодня ужинаем на яхте. Галя, как ответственный боцман, берется за варку спагетти, а Самойлов разнообразит их нашей украинской консервой тунца.
Во время ужина, чтобы нескучно было, Самойлов предлагает поиграть в "города". А если точнее, то в слова, которые связаны с яхтингом. Якорь-рундук-кранец-цепь-пеленг-грот-топ-палуба-ахтерштаг-гик-камбуз-закрутка... Кто ведет? Конечно, Самойлов :) Как-то мало яхтенных слов на букву А, что даже подсказки на телефоне не спасают :) И инструктор показывает учебное пособие и страницу "Устройство парусной яхты", где можно выдрать не мало интересных слов.
Плавно переходим к изучению спел-алфавита. В яхтенной игре в "слова" можно использовать и его.
И ложимся спать уже около 12 ночи. Во время практического обучения нужно быть готовым к тому, что свободного личного времени у вас практически не будет.
В этот ветреный день мы вспомнили теорию, построили маршрут 4-дневного плавания по побережью Черногории и узнали еще не мало яхтенных слов, но так и не вышли в море, чем огорчили сегодняшнего капитана. А еще у меня на работе теперь есть жуткое желание диктовать свой e-mail на спелле - альфа-кило-оскар-танго-сиерра-альфа- ромео и так далее :)
Надеемся, к утру следующего дня ветер утихнет и мы выйдем в море.
Дальше будет...