Первый день нового года каждый проводит по своему, но чаще всего в похмелье и в очередном застолье. Какое же было наше удивление, когда мы увидели большое количество пассажиров в аэропорту Сингапура. Первый день года многие все-таки проводят иначе - в путешествии. И на самом деле, это приятное ощущение, когда покидая одну страну, ты летишь на встречу новым впечатлениям в следующий пункт своего путешествия. Первого января 2014 года нам удается побывать сразу в двух странах, в двух мегаполисах. Мы летим из Сингапура в Куала-Лумпур - столицу Малайзии. И первый же план в этом городе - подняться на башни Петронас - самые высокие башни-близнецы в мире. Бронь билетов у нас уже есть, еще будучи дома мы сделали оплату на сайте башен и распечатали подтверждение. Но успеем ли мы к назначенному времени?
Завтраки в отеле мы пропустили. Захотелось подольше поваляться в постели после
встречи Нового года. Тем более во время покупки билетов на самолет на сайте
AirAsia мы добавили в список перекус - покушать еще успеем. А пока - чемодан в сборе, мы в сборе - покидаем отель Арденс.
Между станцией метро Changi Airport и терминалами международных перелетов курсируют вот такие вагончики Skytrain. Проезд бесплатный. Это не рельсовый транспорт. Он движется на колесах и складывается ощущение будто едешь в автобусе. Да, и водителя там нет - транспорт автоматизированный.
Как всегда мы прибыли в аэропорт заранее, чуть меньше чем за 3 часа. Регистрации на наш рейс еще нет. Ждем. Остается 2 часа до вылета. Регистрация все не начинается. Подходим к дядечке, он говорит: "ждите". Олег вспоминает, что у AirAsia есть возможность регистрироваться онлайн и в аэропорту должны быть терминалы для самостоятельного получения посадочных билетов. Но после первого прохода по залу, мы их не находим. Когда оставалось полтора часа до вылета, я запаниковала и целенаправленно пошла искать возможность зарегистрироваться. Терминал "удачно" запрятали в темный угол и сразу не понятно, что это стойки для самостоятельной регистрации. Людей возле них не было и пронаблюдать за их действием не было возможности. Пробуем и получаем свои посадочные талоны. С посадочными для сдачи багажа работает отдельная стойка.
Из-за непоняток с регистрацией и получением посадочных у нас совсем мало времени остается на погулять в зоне дьюти-фри Сингапура. Поэтому то, что успели увидеть, - это лошадь (символ года), Губка Боб с Патриком и интерактивный стенд, на который можно разместить фото своего фейса.
Внутри аэропорта много интересных магазинов, которые мы благополучно пропускаем. Брат скомандовал сразу проходить в зал ожидания, откуда потом даже в туалет не выйдешь. В зале скучно, маленькие окна, но кое-что увидеть можно. Фирменные самолеты AirAsia - Now Everyone Can Fly - вдохновляющий на путешествия слоган компании, который крупно выделяется на фоне красного корпуса самолета.
Или сотый юбилейный самолет компании, раскрашенный по-особенному - дракон по всему корпусу.
Но вот из иллюминатора такого классного аирбаса вид на Сингапурский аэропорт Чанги удручает - серое здание с маленькими окнами. Такого страшненького фасада крупного международного аэропорта мы еще не видели.
И как я уже писала выше, в самолете нам подают еду. Лететь всего час с копейкой. Как только самолет набрал высоту, стюарды прошлись по всем пассажирам, проверяя в билетах наличие питания. От борт питания можно отказаться, тогда цена билета будет дешевле. Но мы ради интереса взяли на пробу лаваш с острым тунцом, chiken satay и кокосы. Острый тунец в лаваше хоть и холодный, но вкусный. Чикен сатэй или куриный шашлычок - не похоже на цельные куски куриного мяса и такое ощущение, что там есть и кожа. Пока разбиралась с первым, стюарды пошли собирать мусор - скоро посадка. А у нас еще кокосы остались. Белую мякоть сверху можно есть. К кокосам выдают пластмассовые ложечку и трубочку. Ложкой вообще невозможно что-то отколупнуть. Трубочкой же протыкается мякоть, чтобы достать кокосовый сок. Вот только мякоть застревает в трубочке и можно еще долго мучаться, продувая ее. Не советуем брать еду в самолетах AirAsia при полетах по самой Азии. Не успеете спокойно поесть, да и еда немного сомнительна.
Самолеты AirAsia прилетают в другой аэропорт нежели международные рейсы - в LCC Terminal. Отсюда нет привычного для нас транспорта до центра города - метро. Только автобусы SkyBus. На автобус билет мы купили заранее на сайте AirAsia и он прописан в электронном билете на самолет. Теперь бы найти нужный автобус. Это в принципе легко - узнаем по красному цвету. Показываем водителю листок с указанием оплаты за проезд и проходим.
Ехать час с немногим в самый центр до KL Sentral. По пути ничего примечательного, кроме плантаций пальм и левостороннего движения. И подъезжая к городу, уже вдалеке видны башни Петронас. Следующий пункт - найти станцию монорельса - KL Monorail. Автобус прибыл в подземную станцию. Так что сориентироваться быстро не получится. Идем за толпой и по знакам, которые выводят на улицу, на непонятно узкий тротуар, по которому неудобно катить чемодан, а по дороге рядом то автобусы, то такси проезжают очень близко.
Вот как здесь узнать, где станция монорельса?
Запутавшись, мы возвращаемся назад на подземную станцию и еще раз смотрим на знаки, которые теперь выводят нас на эскалатор и второй уровень здания. В этот момент я вспоминаю своего начальника, который любит запутанные и кривые стрелочки для навигаций в торговых центрах.
Второй уровень здания больше похож на вокзал с невероятным количеством мимо проходящих людей, с чемоданами и без. Много магазинов и закусочных. Страшные аппараты по продаже билетов на поезда. И пропускные пункты на станции поездов и метро. Но нет монорельса. Таки не туда. Спускаемся снова вниз на подземную станцию автобусов и уже от автобуса по знакам пытаемся выйти к монорельсу. Наш красненький aerobus, на котором мы приехали, стоит позади.
Оказалось, что первый раз мы шли правильно. Только спугнуло то, что выходили мы в город с интенсивным движением транспорта, мопедистами, пешеходами, уличными закусочными и уличными базарами на тротуарах. Ну в общем, как у нас на вокзале. Одним словом - хаос. В этом всем беспорядке еще рядом проходит стройка, ограждение забором, непонятные обходы и вот что-то похожее на знак монорельсовой дороги. Хотя нет. Как здесь можно увидеть хоть какой-то знак? А знак доллара таки указывает в нужное направление.
Ступени. У нас чемодан на колесах. Брату приходится его поднимать. А на ступенях сидят местные и совершают какую-то сделку, подписывая бумаги. Дальше билет надо купить. Я помечала себе, что в КЛ можно купить проездной, как мы делали в Синге. Спрашиваю на кассе - тут такие не продаются, их можно купить только на станции метро и поездов, куда мы случайно поднимались несколько минут назад. Крутяк. Нет, назад не возвращаемся. Мало времени осталось до посещения башен Петронас. Надо купить билеты. Автоматы по продаже билетов имеются и вроде все понятно, но...
Автомат принимает только мелкие деньги, а нам в аэропорту поменяли доллары на один крупняк. На улице жарко, брат истекает потом. Решаем менять крупные купюры, купив холодной воды в автомате, но там не осталось ни одной бутылки. Значит, все-таки в кассу и на пальцах. Проезд на монорельсе дороже стоимости проезда на метро и поезде. А нам придется этим видом транспорта пользоваться часто.
Станция поражает своей незавершенностью. Будто шла стройка, не успевали; чтобы не откладывать дату открытия, запустили первый монорельс как есть, и забросили стройку. Забросили на 10 лет. Вот в таком полунезаконченном состоянии находятся все станции монорельса.
Успеваем занять только одно сидячее место - вагоны забиты. Ехать станций шесть. И в вагоне попадется на глаза таракан, бегущий в сторону нашего чемодана. Неплохое начало малайзийского путешествия. Остановка, заходит иностранец и ставит на пол рюкзак. Таракан - в сторону рюкзака и исчезает. А мы на следующей станции уже выходим.
Эстакада, по которой проходит монорельс. Рекламы Макдональдса и KFC в КЛ много.
Наша станция Raja Chulan. На станции мы не нашли сразу эскалатор, а только лифт и лестницу. Лифт благополучно не работал. После всего увиденного, я и не ожидала, что он будет в рабочем состоянии. Поэтому с тяжелым чемоданом спускаемся вниз и чуть ли не попадаем на дорогу с интенсивным движением. Тротуар очень узкий, с разбитым бордюром. Тут чемодан только на руках нести. Складывается общее впечатление, будто всё здесь построено не 10 лет тому назад, а еще при нашей Советской власти и уже давно запущено.
А дальше - перекресток с интенсивным движением и переход дороги. Светофор для пешеходов имеется. Стоим. Проехали автомобили в одном направлении, потом в другом, потом все пошло по второму кругу, а зеленый свет светофора для пешеходов не загорается. К нам успели присоединиться еще пара пешеходов. И тут кто-то из водителей сигнализирует и машет рукой типа проходите. Только после этого приглашения мы пошли.
На другой стороне дороги под светофором для пешеходов нас ожидал бомж. И это в нескольких шагах от гостиницы. Подход к отелю не удобен и не понятен пешему туристу. Сюда только на такси, наверно, можно подъехать. Поэтому мы делаем лишний круг. И какой же пафос нас встречает. Контраст на лицо. На улице бомжи, тараканы и полуразруха. А в отеле все блестит и сверкает, консьержи тебе двери открывают, помогают подвезти чемодан. А на стойке регистрации встречают дамы в национальной бело-золотистой одежде с росписью и дают карточку от номера на 7-м этаже, предусмотрительно уточнив, курящий нам номер или нет. Хотя на букинге этот отель числился как для некурящих, о чем брат очень переживал, что и в КЛ ему не расслабиться, выкурив пару сигарет в номере под банку пива.
Нам дали шикарный номер с отличным видом, хоть и на 7-м этаже. У нас была ванная комната с двумя умывальниками, душевой кабинкой и отдельной ванной. Это номер с самой большой ванной комнатой на этаже. Но рассматривать всё это времени нет (подробнее было
здесь), даже переобуться некогда. Бросаем вещи, бежим в туалет и быстро на выход в сторону башен Петронас.
От отеля до башен можно добраться пешком (1 км) или на монорельсе. Монорельс мы сразу же отклонили, вспомнив, что ждать придется неизвестно сколько и нет эскалаторов наверх. Тут мы конечно еще не знали, что эскалатор на самом деле был, только вокруг него развернули уличный базар по продаже тряпок. И идем к башням пешком, стараясь не упускать их из виду и ориентируясь по навигатору на айфоне.
Дошли быстро - минут за 20. Нашли вход и кассу, где можно получить билеты. Успели вовремя. На самом деле я планировала все четко, так, чтобы в гостинице у нас оставался еще час. Но самолет задержали на полчаса плюс поиски станции монорельса. Всё это уменьшило время заселения в номер и ускорило пробежку к башням.
Самостоятельное посещение смотровых площадок не предусмотрено. Но несмотря на то, что в Википедии написано, что смотровые работают с 9:00 до 17:00, на самом деле мы на башни попали в 20:00, а работают они до 21:00. Следите за режимом работы на
сайте башен.
Всех посетителей смотровой площадки делили на красную, синию и еще одну команды, которые запускали по очереди. Красные были первыми и мы успешно попали в эту группу.
В башнях предусмотрены двухэтажные лифты. Один из 16 лифтов поднял нас на высоту в 170 метров на небесный мост между 41-м и 42-м этажами. Мост соединяет две башни, добавляет им устойчивости и служит в целях пожарной безопасности. Вот тут бы сразу пойти и смотреть виды. Ан нет. Нас встречает гид, который собирает всех вокруг себя и начинает рассказывать историю башен на английском. Английский мы с братом на слух не воспринимаем, особенно китайский английский, а в данном случае малайзийский английский.
После длительной и явно нудной истории нас наконец пропускают на мост и все как голодные звери набрасываются на окна с фотоаппаратами.
Petronas Twin Tower - 88-этажный небоскрёб с двумя башнями-близнецами, высота которых 452 метра каждая, открытый в 1998 году. Архитектура здания сделана в «исламском» стиле и комплекс представляет собой две восьмиконечные звезды. Мытьё 16 тысяч окон одной башни занимает месяц. В отличии от современных высоток, сделанных из стали, в основе конструкции башен - специальный эластичный бетон, сравнимый по прочности со сталью (сталь в Малайзии очень дорого бы обошлась).
Башни конечно впечатляют. С 1998 по 2004 год - это было самое высокое здание в мире, пока не построили Тайбэй 101 в Тайване. Там мы еще не были.
Одна из опор небесного моста между башнями.
Впечатляют и абсолютно пустые залы, где могли бы быть кафе с видами на город и сувенирные лавочки. Туда не пускают.
Следующий пункт - смотровая площадка на 86-м этаже одной из башен. Тут уже нам дают свободу. За башней Петронас выглядывает телевышка Менара. Туда тоже хотелось бы попасть и посмотреть на башни-близнецы с другого ракурса.
Не исключают на смотровой площадке и всякую интерактивную ерунду, которая так нравится детям и некоторым взрослым, которые понимают английский. Брат будто на конференции по высоко нагруженным серверам :)
Ночные виды с башен не впечатляют так, как это было первый раз в
Токио. Или как это было в
Дубае. Или как мы ждали наступления темноты на открывашке в
Шанхае. Но зато сейчас я вижу на фотографии наш отель. Среди всех темных зданий, наш отель освещается белым.
Долго мы не задерживались на смотровой. Обойдя все вокруг, быстро стало неинтересно. И мы спустились в самый низ, где поспешили купить несколько сувениров, пока не начался наплыв остальных туристов из нашей и последующих групп.
Олег уже торопит назад в отель через магазин. Но у меня есть еще одно небольшое пожелание - заполучить фото на фоне знаменитых башен. Сделать это оказалось не просто, так как людей у подножия башни было намного больше, чем внутри здания, и все норовили попасть в кадр. А вот мне брата удалось зафотать без людей :)
На первых этажах башен Петронас расположен большой торговый центр. Брат не любитель шоппинга и мы проходим мимо на другой выход во внутренний двор комплекса с башнями. Там все приезжие и отдыхающие собираются возле цветного фонтана и отдыхают, наслаждаясь теплым вечером. Таки да, погода в странах вблизи экватора - это нечто для 1 января :)
Вот только ко всему малайцы мусорят по страшному. Жанна из передачи "Орел и решка" тут пыталась есть печенье с дурианом и ее напугал таракан, которому печенюшки и достались в итоге. Сидеть у фонтана не захотелось.
Возвращаемся пешком по другому пути. Дорога намного запутаннее вышла, чем мы шли к башне. Без айфона было бы трудно ориентироваться. И вот наш отель Истана, эстакада монорельса и перекресток, который сложно перейти по причине того, что светофор для пешеходов тут всегда светит красным.
Слева примечаем вывеску любимой японско-азиаской сети минимаркетов 7/11. В такие магазины мы заходим уже, как к себе домой в любой стране и городе, направляясь прямиком к холодильнику с пивом. Местные на нас косо посмотрели, немного удивившись.
И ужин путешественника в КЛ - пиво Тигер, консерва тунца, фисташки и непонятный хлеб с непонятной сладкой начинкой - другого не нашли.
Мы всё успели, что я планировала на 1 января 2014 года. На следующий день нам надо успеть сделать и увидеть не меньше. У нас только один полный день в КЛ и мы не можем позволить себе потратить его в пустую или в лежании в гостинице. А в этом отеле есть бассейн, которым постояльцы часто пользуются.
Дальше будет...