Легко ли быть евреем?

Feb 23, 2013 12:36

Несколько дней назад уважаемый krylov написал текст http://krylov.livejournal.com/2870566.html, который гнусно глумится тонко иронизирует над некой свежевышедшей книгой, а главное, над ее лейтмотивом "ох, нелегкая это работа - быть евреем в этом мире". Ну и дальше много интересных слов вокруг этого, кому интересно - вперед по ссылке.

Насчет книжки ничего не скажу, ибо Пастернака не читал, да и закон Старжона никто не отменял - и, скорее всего - книга отстой полный. А вот с основной мыслью автора (не автора книги, а krylov) хотелось бы аргументировано поспорить. Бо, как всякий еврей, имею что сказать "со своей стороны"

Да, быть евреем-таки непросто. Именно не то что нелегко (а кому сейчас легко?), а вот именно что непросто. Требует выбора между "сложным" и "худшим", между отрицанием очевидности и отказом от некоторой части себя, возможно лучшей...Ладно, хва околичностей, перейдем к конкретике.

Ситуация "быть евреем" (="родиться евреем", то есть от матери-еврейки) в чем-то аналогична ситуации "быть женщиной" (опять же, = "родиться женщиной"). Это, во-первых, толком неотменимо (про "прекратить быть евреем" постараюсь поподробнее ниже), во-вторых, требует неприятных выборов. Это мужчине можно быть просто "хорошим человеком" (как вариант, пытаться стать "великим человеком, "занменитым человеком", "богатым человеком" и.т.д.).

А у женщины такой номер не проходит. Как минимум, она стоит перед выбором - "стать матерью" (это значит, родить или усыновить ребенка, разница между этими вариантами гораздо меньше, чем пред выбором, стать матерью или нет), или "отказаться быть матерью". "Отказаться от материнства" означет "быть чайлдфри" - это тяжелый и неприятный выбор. Это во-первых, социальная стигматизация. Даже в России все особенности и непростые свойста не имеющей детей женщины объясняются просто - "это у нее детей нет, поэтому она такая" (не останавливается в критике власти, рискует собой, является жестким топ-менеджером и.т.д.). Про Израиль вообще помолчим, там даже единственный ребенок - определенная стигматизация. Как написала мне несколько лет одна френдесса -  "Единственный ребенок - это социальный случай". А это сказал профессионал по работе с детьми - чего же ожидать от "среднего израильтянина"?  Во-вторых, это постоянные сомнения "а не отказала ли я себе в чем-то очень важном?" - тем более, что , как выше сказано, общестом они активно подогреваются.

Ну а выбор "быть матерью" - это, вообще-то говря, непростая работа (я говорю не "вообще, а про условия мегаполиса, где "быть матерью" подразумевает и безопасность лет до 8-10, и хорошее образование, и решение психологических проблем и.т.д.).

Более того, выбор на этом не исчерпывается. Далее женщине (если уж она сделала выбор, который делает больше 90% - выбрала быть матерью) - нужно делать следующий выбор - рожать в браке (для простоты примем, что при согласии и поддержке мужа) или в роли матери-одиночки? Рожать в браке - это означает, кроме работы "быть матерью" еще и дополнительную работу "быть женой". Поддерживать мужа в горе и в радости, уживаться в одном пространстве с другим человеком, брать не себя большую часть бытовых функций (в первую очередь, готовить и убираться), причем делать это именно так, как считает нужным муж (ну или договариваться с ним, что тоже отдельная работа...). А быть матерью-одиночкой - это не только брать на себя работу "быть матерью", но и в дополнение к этому брать на себя все функции по зарабатыванию денег на себя и ребенка, по страхованию самых разных рисков (своей болезни, сокращению на работе, революции в Росии и.т.д.). А, чуть не забыла, еще и компенсировать психологическую травму ребенку, связанную с тем, что у него нет отца - на эту тему написаны специальные многостраничные инструкции.

В общем, куда не кинь - всюду клин :-(. Справедливости для, надо сказать, что и преимущества в "бытии женщиной" конечно, тоже есть. Ну, во-первых, пока ты молода и привлекательна, мужчины будут за тобой ухаживать и совершенно бесплатно одаривать тебя бриллиантами водить в Макдональдс. Во-вторых, если ты выбрала быть матерью , то можно уже не париться вопросом о смысле жизни - типа "яже мать". А если ты к тому же и мать одиночка, то это при некотором везении позволяет слегка манипулировать окружающими (в российских условиях), то есть иногда забивать болт на работу, просить всех подряд о помощи и.т.д. А если ты выбрала быть женой, то, возможно, ты можешь позволить себе мало зарабатывать и, вообще, от мужа есть польза - полочку прибьет велосипед починит и ваще.

Но ИМХО, общей трагичности "женского выбора" это не отменяет.

[Перейдем, наконец , к евреям]Ну, хватит о женщинах, перейдем наконец к самому интересному к евреям.  Любой еврей, рано или поздно. задает себе вопрос "что такое- быть евреем? Что означает то, что я еврей и что мне с этим делать, е-мое, Господи? По моему скромному мнению, существуют всего выбора - с несколькими вариациями (допонения и уточнения привествуются).

1. Быть евреем - это значит быть иудеем, то есть верить в Б-га в смыле Танаха (Ветхого завета), и, главное, исполнять заповеди. Это выбор относительно пргостой, понятн6ый, и, главное, освященный временем и традицией. К сожалению, он ОЧЕНЬ трудоемкий. Выполнять 613 заповедей - замумукаешься, честное слово. Более того, православная отмаза, "всякий человек грешен", "не согрешишь - не покаешься, не покаешься-не спасешься" (вар. "мы же не монахи") тут, увы, не катит :-( Например, несоблюдение субботы (а это включает, например, запрет читать в субботу электронные книги, включать свет, разогревать еду в микроволновке, ездить на общественном транспорте и.т.д) это, увы, карет, без особых вариантов (если я неправа, поправьте , кто больше в теме).

2. Второй вариант, тоже распространенный, особенно последние лет 40 - сионизм. Быть евреем -  значит быть израильтянином, то есть жить в Израиле, строить и защищать Страну и.т.д. Этот вариант несколько менее трудоемкий, чем иудаизм, но тоже непростой. Более того, в таком выборе я вижу как минимум две заложенные "мины".

Во-первых, уважаемый pinchas писал в свое время (если очень надо, могу поискать ссылки), что единственное право евреев на Страну Израиля основано на Торе. Поэтому, если еврей не признает власти Всевышнего (а это и означает соблюдение заповедей, без особых вариантов!) , то с какого перепугу он считает, что у него есть эксклюзивные права на Землю? А не у арабов, которые активно жили в Палестине-Израиле последние несколько веков? Тут я с Пинхасом согласна как минимум процентов на 80 (оставшиеся 20 - это ситуации, когда евреи бегут от заметного антисемитизма в других странах, но это сейчас мало для каких стран актуально). В частности, потому, что эта модель объясняет многие факты, в том числе и самоубийственную "болезнь левизны" в современном израиле. А это значит, что мы приходить к "выбору № 1", то есть к иудаизму как еврейской идентичности".

Вторая мина состоит в том, что Стране нужны, с осномном, солдаты, квалифицированные рабочие, врачи, женщины, рожающие детей и прочие конкретные категрии евреев. Программистов, а тем более "болтунов по поводу" (журналистов, маркетологов и прочих) там своих хватает, и их алия только обострит безработицу. Кроме этого, Израиль заинтересован в сравнительно молодой алие - люди" за 40" (а тем более "за 50" и старше) для него скорее обуза. Кстати, этот выбор очень похож на выбор женщины "рожать-не рожать" - для осмысленного выбора природой и обществом выделено вполне конкретное время, а потом уже "поезд практически ушел"

3. Третий выбор говорит, что быть евреем - это значит, учиться на все пятерки, быть лучшим в своем деле, к каждой бочке затычкой, и тем самым "поддерживать высокое звание еврея". Ну еще и помогать "своим", особенно если это не очень стремно...Этот выбор сионисты называют "галутным еврейством" и активно не любят. Что касается "народов мира" (бней-ноах), то такое поведение , в основном питает антисемитизм, и вообще, никого не радует. Пока не было Израиля такой подход к проблеме был оправдан "выживанием народа", сейчас он довольно смшоно, и , слава, Б-гу, постепенно "сходит на нет".

Любопытно, что сейчас такое поведение более всего характерно для "зера авраам" (тех невезучих людей, у кого папа еврей, а мама - нет, то есть для русских они евреи, а для евреев - нет), не случайно таких то ли четверт, то ли треть в КС оппозиции - от Макса Каца до Дмитрия Быкова. Ну и Ходорковский, Ройзман, Каспаров, Шендерович примерно на той же линии... Иногда помогает, например того же Евгения Ройзмана не только "никто за еврея не держит" (правда, он еще и крещеный), но и он вполне успешен как национальный герой, ну, в общем, излишне рассказывать, кто такой Ройзман... С Ходорковским ситуация другая, и все же, чем дальше, тем меньше он воспринимается как еврей, становясь символом чего-то совсем другого---

4. Четвертый выбор - это сказать, что это вообще не важно, я русский человек, и вообще после отмены пятой графы все мы россияне "быть евреем" это значит не больше и не меньше, чем быть толстым/рыжим и.т.д. Взгляд тоже вполне достойный, можно вспомнить того же покойного академика Гинзбурга, Пастернака, ну и ныне здравствующий Владимир Леви так же себя определяет. Лично я наблюдаю такой подход у большинства евреев-преподавателей 57 школы. Там это выглядит особенно убедительно, так как "во многом евреи" учат математике "в основном неевреев", и при этом без всякого надрыва, страстная учеба математике, не более того...

Беда в том, что если для многих "бывших советских людей", у которых уже минимум 2-3 поколения не получали еврейского образования, такой подход вполне логичен и не вызывает внутреннего диссонанса, то для тех, кто хоть слегка в теме, то есть понимает, что еврейство штука значимая и, увы, неотменимая - это "не работает". Это, если продолжать вышеприведенную аналогию про женщин, делать вид, что ты мужик - не особо помогает :-(. Просто я сама проходилачерез "отрицание своей женскости", и закончилось это одним любопытным случаем. Во время велопохода по Памирскому тракту мы поднимались на перевал Ак-Байтал (4 800 м. над уровнем моря). Естественно, возникло неформальное соревнование - кто въедет первым. Я завелась не на шутку ("я не хуже мужиков, я круче их") и влетела на перевал первой (не обратив внимания, что часть мужиков останавливались, чтобы помогать слабым :-(-  но речь сейчас не о том). Когда за мной на перевал поднялся следующий , он спокойно и слегка грусно сказал, "Анка, пойми, член у тебя от этого не вырастет..."

5. Те же, которые понимют, что еврейство есть, и "само по себе никуда не денется", иногда идут на хирургическую операцию решительные меры, наиболее распространенной из которых (в России) является крещение...

Вещь на самом деле, столь же логичная, столь и страшная, потому что да, ты уничтожаешь этим свое еврейство, но, может быть, и самом себя вместе с ним, а? Во-первых, само по себе крещение не в результате веры в Христа, а в результате желания "сжечь свое еврейство"  - эээ... сомнительный поступок. Но, главное, возможно, это просто не работает. Ну так же, как если женщина сделает операцию по смене пола, то она же не станет мужчиной, правда? (думаю, что это многих и останавливает от таких операций). Станет, увы, "неведомой зверюшкой"...а мужчиной не станет...

Правда, во вотором-стретьем поколении, вроде, эта "зверюшковость" пропадает, во-всяком случае, вопросов по поводу личной святости Александра Меня, значимости его пастырского служения и его богословских трудов нет ( в самых широких кругах современного православия - от Патриарха Алексия второго до  "крайних либералов"). А он типичный "тинок-ше нишба" - его мать была крещеной еврейкой, отец тоже был евреем, но нерелигиозным (атеистом, как большинство "советских людей"). Но эта тема требует отдельного исследования - у меня, увы, категорически не хватает примеров...
Ну и да, свои плюсы "быть евреем" вполне даже имеет. То есть Господь не только наказывает, но и защищает и всякое такое - от материального преуспеяния до нобелевских премий. Только все это, увы, не бесплатно, думаю, многие согласились бы сменять "все на все", да только кто же даст...

напряженно думаем

Previous post Next post
Up