Немного - о борьбе с гнилью в России

May 12, 2012 14:12

Оригинал взят у jenya_khimles в Немного - о борьбе с гнилью в России
Общаясь с лауреатами премии Голдмана, осознала некоторые очень неприятные  вещи. Речь идет о степени разложения общественных институтов в современной России.

Судите сами. В Кении,  на Аляске - отмены антиэкокологичных проектов (плотины и шельфового бурения) удалось добиться в суде, несмотря на лоббирование на самом высоком уровне.

Для сравнения - напомню наш судебный процесс по Химкинскому лесу. По закону, Путин не имел права подписывать распоряжение о переводе лесных земель, если были альтернативные варианты прокладки трассы. А альтернативные варианты - вот они, прямо в официальной  документации по проекту! Да еще и в Генплане Химок 1999 года был принят именно альтернативный вариант прокладки этй трассы, в обход основной части леса. Казалось бы - дело 100% выигрышное... но суд-то российский.  И судья (Данилкин, кажется) принял "гениальное" решение: альтернативы, указанные  в проектной документации, - это, мол,  не альтернативные варианты вовсе. А от вскрывшихся фактов фальсификации статуса лесных земель - суд счел возможным просто отмахнуться.

Лауреат из Аргентины София - публично  продемонстрировала президенту своей страны, что соевая индустрия (без сомнения, очень выгодная для Аргентины) наносит вред здоровью граждан. Результат - принятие норм, существенно ограничивающих применение опасных для здоровья пестицидов.

Для сравнения: публичная передача Медведеву результатов независимой экспертизы, где убедительно доказано, что проект трассы через Химкинский лес - худший из 11 возможных для окружающей среды, и один из худших в транспортном отношении - имело лишь одно прямое последствие. А именно, чуть ли не на следующий день ко мне явились из органов опеки, чтобы шантажировать меня возможностью отъема детей.

Кстати, вряд ли "окончательное решение" по Химкинскому лесу прибавило популярности Медведеву или Путину как политикам. Они ведь публично продемонстрировали, что являются  марионетками криминальных финансовых интересов, стоящих за проектом. Впрочем, эта роль их, кажется, устраивает. Да и компенсации за "моральный ущерб" они, вероятно, получают более чем адекватные.

Отец Эндрю, Филиппины - не побоялся рискнуть церковным саном, чтобы возглавить борьбу жителей против никелевого комбината. Сам он, правда, говорит, что охрана окружающей среды - не только его личная инициатива, но и официальная политика католической церкви, и есть даже соответствующий документ в Ватикане.

У нас -  Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий запретил (!)  отцу Алексию проводить молебен о спасении леса в Жуковском. О. Алексий, разумеется, "взял под козырек".  И это касается не только экологии - даже мое предложение одному из химкинских батюшек установить крест на кладбище жертв ГУЛАГа ("каналоармейцев") показалось, похоже, верхом политического радикализма.

Кстати о Филиппинах. Местная власть не побоялась поддержать борьбу против проекта никелевого комбината, лоббируемого на уровне центального правительства - понимая, что лишившиеся работы и здоровья местные фермеры просто выставят ее из кабинетов на ближайших выборах. В Химках, Жуковском, на Хопре - мы наблюдаем обратную ситуацию: местная власть из кожи вон лезет, лоббируя явно антинародные проекты.

Даже в Китае - для выявления предприятий- загрязнителей окружающей среды Ма Жун  использовал официальную информацию правительственных органов. В России он вряд ли смог бы это сделать - из-за зашкаливающего уровня вранья в официальных документах и заявлениях.

Вывод напрашивается неутешительный - практически все общественные институты в современной России деградировали до уровня, несопоставимого с Аргентиной, Кенией, Филиппинами, даже Китаем. Не говоря уже об американской Аляске.

Именно поэтому - экологические и прочие конфликты в России регулярно переходят в стадию прямого противостояния, как в Химкинском и Цаговском лесах, в Козихинском переулке, Балашихе, парке "Дубки" - и множестве других мест по всей стране. Ведь структуры, призванные разрешать конфликты в обществе - прогнили и работать просто не способны.

Я все-таки считаю, что положение - не безвыходное. Гниль непобедима в условиях круговой поруки, а в России она явно не устраивает все больше и больше людей.

Но надо смотреть правде в глаза - гражданскому обществу России предстоит долгий и болезненный путь воссоздания базовых общественных институтов практически "с нуля". Просто отстранить от власти Путина и его соратников - недостаточно, хотя это сильно облегчило бы задачу, поскольку  их вклад в разложение общественных институтов трудно переоценить. Только кропотливый ре-инжиниринг основных общественных институтов "снизу" силами гражданского общества сможет изменить ситуацию. Народ, не научившийся управлять своим микрорайоном, поселком, селом,  деревней - не сможет управлять огромной страной.

Надеюсь, что движение "Наша земля", которое мы сейчас создаем совместно с "Белой лентой", "Школой наблюдателей", инициативными группами из разных регионов страны сможет внести скромную лепту в этот процесс. Наша главная задача - приучать людей быть хозяевами своей земли, а не холопами, наивно рассчитывающими на милость очередного кремлевского назначенца.

Химкинский лес, коррупция, власть, Экология, Россия

Previous post Next post
Up