В субботу сбылась моя давняя мечта - побывать на мюзикле МЕТРО. Рекламу этого мюзикла я видела ещё 10 лет назад в московском метро, на станции (как щас помню) “Коломенская”. Потом я как-то ехала в поезде с девушкой, брат которой танцевал в этом мюзикле, в русской его версии. И вообще, было время, и время это было 20 лет назад, когда эта музыкальная сказка про метро много нашумела и показывали её не в крошечном варшавском театре "Буффо", а в Зале Конгрессов, на сцене Драмматического театра и даже на Бродвее. Тогда все эти спецэффекты, лазеры, свободолюбивые песни и актеры в джинсах были последним криком моды, выражением американской мечты поляков о свободе... Когда же мы увидели маленькую сцену Буффо и телебим на стене, то даже слегка испугались - что это будет лишь документальное воспоминание о былом блеске этого мюзикла - ведь на этой сцене и развернуться-то сложно, не то, что танцевать.
И тем не менее, мюзикл оказался мюзиклом. Были песни и танцы, и конечно, лазеры. И с удивлением, должна признать, что сходила бы на него ещё раз. Если бы его снова поставили в Зале Конгрессов. Даже с тем же актерским составом. Но вряд ли, это случится.
Сюжет и содержание песен вызвало у меня бурю эмоций и море мыслей. Наверное, как всегда...
Click to view
Совершенно магнетическое воздействие до сих пор имеет на меня песня-монолог главного героя... бомжа, живующего в метро и зарабатывающего на жизнь песнями под гитару. "Вы говорите, отщепенец - это звучит, как приговорённый," - поёт он. - А может быть, есть особенное счастье в том, чтобы жить всего пять лет?.." Он поёт об однообразии жизни, посвящённой погоне за благополучием, игре, в которой мы все являемся заложниками, "ставящими будильник на 7 утра, потому что каждое утро нам надо куда-то спешить". Его жизненную позицию выражает потрясающе простой и сильный рефрен:
А я - нет, да просто нет! -
Меня это все не устраивает.
Пусть творится, что угодно -
Я не одалживаю [ни минуты своей жизни],
Потому что мир не вернёт мне долг.
Я это знаю, просто знаю
И не буду следующим несчастным,
Мечущимся по лабиринту,
Где все выходы перекрыты.
На ютюбе не нашлось достойного варианта этой песни в русском переводе, а по-английски - это вообще, совсем не то. Досмотрите до конца - до соло Эдиты Гурняк, оно того стоит!
Этот монолог вызвал во мне вопрос: куда девается наш максимализм? Ведь мы все (или во всяком случае, многие из нас) были такими же бунтарями, нам тоже в определённом возрасте казалось, что жизнь родителей - это унылая борьба с ветряными мельницами, что вот мы-то точно будем жить по-другому, мы явим миру что-то совершенно новое... Уф, хорошо, что это прошло! Что я успокоилась, и я даже примерно могу описать, на чем я успокоилась и что составляет счастье и смысл моего бытия. Но как это происходит? Куда уходит наш максимализм? А может быть, это просто приходящая с возрастом усталось и апатия, проистекающие из осознания, что мир все равно не изменить - так может, лучше просто довольствоваться маленькими радостями этой жизни и не претендовать на большее?..
Click to view
Следующая песня, которая меня тронула - это очень психологичный монолог главной героини, страдающией от одиночества. Они ушла из дома и приехала в другой город в поисках смысла и наполненности жизни. Но и здесь она встретила лишь холод и отчуждение. Люди довольствуются формальными вопросами, откуда она и чем занимается, на которые, на самом деле, не ждут ответа - ведь они слишком заняты своими собственными проблемами. А она, как ребенок, каждый день бъется об стекло, отделяющее её от окружающих, но как в детском кошмаре - стекло лишь прогибается, не позволяя вырваться из зоны отчуждения...
Эта песня есть в русском варианте, но в переводе она не звучит и в половину так сильно, как оригинальный вариант.
Click to view
Помимо главных героев, в сюжете задействованы ещё простые и такие разные молодые люди, которые в один прекрасный день пришли на кастинг в театр, в поисках признания и славы, полные надежд на реализацию своих мечтаний... и жестоко обломавшиеся отвергнутые привиредливым режиссёром. Потрясающее трио Барбара Мельзер, Алиция Борковска, Дениса Гейслерова выражает мечту многих юных девушек о том, чтобы побывать Золушкой - попасть однажды на балл, где среди "стольких замечательных девчонок" ОН - а это, конечно, Принц - выберет только её одну...
Click to view
Всех их объединяет метро, отвергнутые мечты и горячее желание реализовать свой талант. И они поют о том, что построят вместе башню - Вавилонскую башню. По этой башне они мечтают как по лестнице в Рай подняться в небо, чтобы там поговорить с самим Богом...
Впрочем, нет нужды в переводе - этот фрагмент я нашла в русском варианте. Единственное, что в нём не отражено, это замечательная игра слов: в польской языке слово башня в винительном падеже (wieżę - башню) звучит так же, как слово верю - wierzę. И это слово становится лейтмотивом всего представления.
Этот момент мне напомнил объединение людей в социальных сетях, волонтёрское движение, которое возникает спонтанно по доброй воле участников и действует вопреки коньюнктуре внешнего мира, погрязшей в бюрократии, корысти и безразличии.
Click to view
...И удивительно трогательный момент - празднование Рождества в подземельях метро, на перроне заброшенной станции с самодельной ёлкой, которую смастерили из сломанных или забытых в вагонах метро зонтиков и украсили банками из-под пепси, дисками и клочками газет. У этой ёлки главный герой дарит своей возлюбленной колядку собственного сочинения, которую подхватывает целый хор. "Убегали" - это песня о бегстве Марии и Иосифа из Иудеи "на ослике через жар пустыни" в Египет, о бегстве и добровольном изгнании ради сохранения самого дорогого сокровища - Божественного Дитя.
И тут в очередной раз во мне просто взорвалась мысль о том, насколько все-таки наша, европейская цивилизация пронизана христианством. Все наши “либеральные” ценности о свободе и правах человека растут из христианства. Самой идеей ценности отдельной человеческой личности мы все, даже самые отъявленные атеисты, обязаны христианству. И конечно, многие антирелигиозные борцы даже не отдают себе отчёт в этой неразрывной связи нашей культуры и цивилизации с религией Распятого. Это называется теперь "общечеловеческие ценности", но мы как-то привыкли не замечать, что например, у представителей ислама эти ценности всё же несколько иные, нежели у нас...
В мюзикле ещё много замечательных песен - об оркестре, играющем на струнах рельс, о славе и богатстве, свое собственное стремление к которым как бы высмеивают участники самодельного подземного мюзикла... Деньги-то все и решают, в конечном итоге. Да, как всегда и случаетя в этом мире, в котором царствует жажда наживы и обогащения. Но не над всеми они властны.... Не властны они над любовью и над гением. Концовка стала для меня неожиданностью. Я думала, что максимализм главного героя пройдет с появлением в его жизни человека, ради которого стоит жить. И ради этого человека он сможет подчиниться реалиям этого, увы, не совершенного мира. Но я ошиблась...
P.S. И ещё один позитивный результат посещения мюзикла - муж в ответ на мой жест (ознакомление с культовой польской театральной постановкой) возжелал прочитать "Метро 2033". На русском языке, хотя на польском оно уже тоже вышло. Все-таки метро - очень благодатная почва для приложения фантазии.