Что есть реализм в литературе?

Feb 11, 2013 16:50

Еще в те времена, когда собственно литературы не было, а была мифология, в ней говорили о том, что было наиболее реальным - о том, во что верили, более того, о том, как все устроено на самом деле, о том, почему меняется погода, откуда у людей огонь и куда уходит с небосвода солнце. Теперь мы все объяснили по-другому, и та реальность растворилась в учении о языческой религии.
После была написана «Поэтика», в которой предлагается подражать действительности. Над этим задумывались в течение многих веков, но что в сущности есть подражание, как не признанное неравенство жизни?
В Средние века тоже писали о том, во что верили, писали откровенно, искренне, истово, но и это сейчас не кажется нам реальностью.
В Классицизме пытались установить такие правила, которые помогут воссоздавать действительность максимально точно: но неужели жизнь - это единство места, времени и действия?
Наконец, был собственно реализм - самое точное, подробное и скрупулезное воссоздание реальности. Здесь все, как настоящее, - подробные описания, визуализирующие пейзаж и портрет, кинематографически медленный рассказ, объяснения всех психологических ходов. Но рано или поздно приходит разочарование и в этом: ведь пока описывается дуб, происходит еще миллион процессов, а на самом деле он увиден за секунду, и никогда человеку не выиграть гонку словесного схватывания ускользающей жизни. Искусство может создать полную, живую картину, в которой красота, даже больше, чем в жизни, гармония, знание, в которой вся жизнь. Но это только в ней - вся жизнь, но никогда она не есть реальное изображение жизни.
Разочарование в реализме породило такие попытки сделать «все совсем, как в жизни», которые парадоксальным образом реализму полностью противоположны: записывать в реальном времени ход мысли, с той же скоростью (не считая движения руки), как они появляются, не заботясь о внятности и знаках препинания, сшивать в романах истории из прошлого, настоящего и будущего, изображая ход памяти, возводить печатные памятники дням и минутам. Это красиво, но совсем нереалистично.
Преодолел реализм и соцреализм. Куда грубее, серее и яснее, чем идеальная советская действительность? Но оказалось, что социализм недостижим, а вместе с ним нереальна и его реальность.
Кто-то разочаровывался, писал уж совсем не как в жизни, но спустя несколько лет оно становилось пророчеством, в котором задним числом выискивали божественную интуицию, а вместе с ней и мелкие разночтения.

Получается, что помимо детективной истории с жизнью автора, есть и еще одна - история гонки за ускользающим временем, история иллюзий и заблуждений, которая и служила двигателем поэтики.
Previous post Next post
Up