Оригинал взят у
talifa88 в
Женщина в Церкви в брюках: казнить нельзя помиловатьНедавно опять довелось прочитать печальный рассказ о том, как даму, «дерзнувшую» прийти в храм в брюках, за это отругал священник. Причем, отругал, но при этом не смог объяснить, что же вызвало у него такую реакцию. И, кстати, всю остальную информацию от этой женщины не воспринимал, потому как переспрашивал то, что ему только что было сказано.
Что говорит по этому поводу Библия? Первые люди (Ева и Адам) до своей духовной катастрофы не нуждались в одежде, будучи невинными и видя друг в друге не потребителей, но друзей. После духовной аварии они почувствовали не Божественную силу и возможности, как обещал дьявол, но стыд. И «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие, гл. 3, ст. 7). «Опоясания», а не платье и брюки. Дальше наши прародители вместо того, чтобы рассказать Богу о проделке дьявола и попросить у Него помощи и исцеления, сначала оправдываются (Адам обвиняет в случившемся свою жену и Того, Кто дал ее: они виноваты в его грехе, а он - всего лишь жертва; Ева, к сожалению, просто констатирует факт греха и не просит о помощи), а потом поступают еще хуже - молчат. Оба молчат, когда Господь наказывает врага; молчит, как рыба, Адам, когда Господь показывает Еве, что ей предстоит в новой жизни вне рая; молчит и Ева, когда Господь обращается к Адаму; молчат оба, когда уже услышали, что их ждет вовсе не жизнь «богов», по змеиному обещанию, но болезни, скорби и неприятности. И дальше был шанс очухаться и попросить все-таки помощи у своего Создателя: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Бытие, гл. 3, ст. 21). Но опять непонятная тишина… Впрочем, в данной статье меня интересует другое: «сделал кожаные одежды» Господь. Какие именно - нам неизвестно, не сказано, что Ева получила длинное платье с рюшами и платок, а Адам удобные брюки, галстук и рубашку. Просто - «кожаные одежды».
Открываем ветхозаветную книгу «Второзаконие», гл. 22, ст. 5: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие». Четкой градации, что относится к женской одежде, а что к мужской - нет; здесь важен не сам факт ношения «неправильной» одежды, а то, для чего это делается. Был у язычников некий обычай, против которого это правило и было дано.
Около 340 г. состоялся Гангрский собор по поводу Евстафия, епископа севастийского, полуарианина, и его последователей, которые проповедовали безрассудный аскетизм и этим вызвали в церкви много беспорядков. На нем было принято, в т. ч., правило 13: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, применит одеяние, и, вместо обыкновенные женские одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою». А правило 62 Шестого Вселенского собора гласит, что «такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических». Это правило было принято в 691 году. Речь идет о «мнимом» подвижничестве и «всенародных плясаниях». Обратите внимание на даты.
Теперь самое интересное. Церковь прославляет в лике святых 12 подвижниц, которые духовно трудились в мужском образе, соответственно, в мужской одежде и молились, и причащались. Вот имена этих удивительных девушек и женщин, в скобках указана дата рождения в вечную жизнь, на светском языке - дата смерти:
1. Преподобная Феодора Александрийская (+ ок. 474 - 491 г.).
2. Преподобная Евфросиния Александрийская, Смарагд (+ V век).
3. Преподобная Пелагия Антиохийская (+ 457 г.).
4. Преподобная Анна Вифинская (+ 826 г.).
5. Преподобная Матрона (+ 492 г.).
6. Преподобномученица Евгения (+ 262 г.).
7. Преподобная Аполлинария (+ 470 г.).
8. Преподобная Мария, именовавшаяся Марином (+ VI век).
9. Преподобная Анастасия Патрикия (+ 567 - 568 г.).
10. Преподобная Афанасия (+ V век).
11. Преподобная Евфросиния Младшая (+ 854 г.).
12. Святая Сусанна-Иоанн (15 декабря; дата не известна).
Эта информация взята отсюда:
http://www.pravoslavie.ru/put/56268.htm.
Повторюсь: обратите внимание на даты. Как видно, все вышеперечисленные жены, кроме св. Евгении, подвизались в «непотребном» виде уже после принятия таких постановлений. Стало быть, и эти правила направлены не просто на сам факт переодевания в мужскую одежду, но на тот смысл, с которым это делается. Поскольку если эти правила должны неукоснительно и буквально соблюдаться всей церковью, всех этих женщин надо было бы деканонизировать. Однако, Господь, благословивший и вдохновивший их на такой подвиг, ничего не имел против. Как и церковь, которая прославила официально этих подвижниц в лике святых. Пишу «официально» потому, что таких девушек и женщин могло быть и больше, но Бог открыл нам только вышеперечисленных святых.
Есть еще примеры такого вот «неподобающего» поведения в христианских источниках. Свт. Астерий Амасийский в слове «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться со своей женой?» рассказывает о женщине, которая остригла волосы, переоделась в мужской костюм, чтобы иметь возможность под видом раба сопровождать своего супруга. Святые преподобномученицы Архелая, Фекла и Сосанна остригли волосы, переоделись в мужской костюм и так подвизались, проповедуя язычникам Слово Божье (см., например, здесь -
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1249.htm). В житии блаженной Ксении Петербургской (XIX век) рассказывается, что она после смерти мужа «избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем» (
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6689.htm).
Еще один момент. Когда были даны вышеуказанные правила об одежде, не было еще ни брючных костюмов и галстуков, ни воздушных платьев с корсетами, рюшами и цветами. Открываю книгу В. Бутромеева «Детский плутарх. Великие и знаменитые Древнего мира. - Минск: «Полипринт», 1994». На стр. 40 помещен рисунок «Зала дворца ассирийских царей». Если закрыть рукой лица изображенных людей, нельзя будет понять, кто изображен: мужчина или женщина. Одежда мужчин напоминает женские платья. Что называется, найдите 10 отличий. Там же другой рисунок - «Ассирийцы осаждают город». То же самое: закрой рукой лица, не смотри на название рисунка, - и можно подумать, что изображены дамы. Обратите внимание и на некоторые православные иконы: когда на одной иконе изображены сразу несколько святых (и женщин, и мужчин), если закрыть лица, то по одной одежде определить сложно, кто есть кто.
Из работы диакона Андрея Кураева: «Отношение к брюкам никак не является устоем православной церкви… В брюках в старые времена порядочные люди вообще не ходили, ни мужчины ни женщины. Так было в Древнем Риме, так было в Палестине, так было в Византии. Люди ходили в туниках. А в брюках ходили варвары: они были кочевниками, все время верхом на лошадях. И вот чтобы не натирать ноги об лошадь, они обматывали ноги тем, из чего потом получились брюки… Духовенство сегодня ходит в «духовном платье»: в одежде, которую светские люди считают типично женской (даже ряса запахивается у нас на левую сторону, а не на правую, как у мужских рубашек). Как всегда при работе с Библией, тут неизбежен вопрос: отчего, на каком основании какие-то ветхозаветные установления мы воспринимаем буквально, а буквально соседние - считаем устаревшими. Напомню, что на той же странице Библии, где говорится: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье», - заповедано и следующее: «Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься» (Втор. 22, 12). Так что если кто-то будет изгонять из храма девушку в брюках, я бы советовал к этому вышибале подойти с вопросом: «А на ваших покрывалах в доме есть ли кисточки по углам?»» (Источник:
http://azbyka.ru/tserkov/zhenschina_v_tserkvi/5g5_7-all.shtml.)
Да, и женщины, и мужчины Древнего мира ходили в туниках. Духовенство ходит в «духовном платье». А люди, выдирающие цитаты Писания из контекста и не знающие вышеперечисленных вещей, устраивают «вынос мозга» своим духовным сестрам без зазрения совести. И кому это нужно? Богу не нужно, Он такое правило дал евреям, чтобы они не перенимали языческие обычаи. Женщинам? Женщинам тоже не нужно, поскольку брючный костюм намного удобнее и практичнее, чем юбка или платье. Мужчинам? И мужчинам не нужно: если христианин молится в храме, а не по сторонам таращится, ему совершенно не важно, во что одеты окружающие его дамы. Стало быть, священник, о котором было сказано в начале, ругается непонятно почему (он и сам не может этого объяснить) и непонятно для кого. Наверное, пора вручать грамоты людям (и прихожанам, и клирикам) с подобным поведением - «За активное содействие дьяволу в изгнании людей из храма».