Предназначение Гетманского зала было в так называемой демонстрации воссоединения двух древних магнатских родов - Радзивиллов и Вишневецких, союз которых начал процветать, начиная с правления Николая Радзивилла Сиротки, женившегося на Эльжбете Евфимии Вишневецкой. Затем эту «традицию» продолжил потомок князя - Михаил Радзивилл Рыбонька, взяв в жены Франциску Урсулу Вишневецкую. Некоторое время зал даже назывался «залом Вишненецких». Гетманский зал был украшен художественной росписью и портретами Радзивиллов, Вишневецких, а также гетманов Великого княжества Литовского.
Союз Радзивиллов-Вишневецких отражен на объединенных гербах, расположенных на потолке и над входными дверями.
Во время войны с французами портреты из зала были спешно вывезены в Россию. Спустя полвека, Мария де Кастелян Радзивилл создала на месте этого зала большую библиотеку, а в начале ХХ века помещение стало использоваться в качестве Охотничьего. Современный вид Гетманского зала соответствует канонам неоклассицизма. В оформлении зала отражена военная тематика, также он используется в качестве конференцзала.
Назначение помещений, носящих название Коллекционные кабинеты "Слуцкие пояса", постоянно менялось. Долгое время здесь находились жилые комнаты для гостей дворца, затем - комнаты княгини. Позже эти помещения приобрели представительские функции. Здесь висели гобелены и батальные картины, которые должны были демонстрировать воинские достижения Радзивиллов, величие рода и его приближенность к монархам. После войны 1812 года комнаты, как и весь дворец, приши упадок и были отремонтированы только в конце XIX века. Сегодня здесь экспонируется коллекция кунтушовых понсов слуцкого типа.
Рядом расположен один из самых больших залов дворца - Золотой зал. Во времена ординации Николая Радзивилла «Сиротки» этот зал именовался «столовой избой», где располагалось большое количество портретов как самих Радзивиллов, так и союзных родов - Шидловецких, Воловичей, деятелей Речи Посполитой. В конце XVII века, как упоминалось в архивных данных, в зале имелись всего лишь глазурованная печь, пара дверей из дуба и белый панельный потолок. При ІХ несвижском ординате Кароле Станиславе Радзивилле помещение реконструировали: более чем на метр увеличили высоту потолка, который вместе со стенами был украшен причудливыми изысканными узорами, обработанными сусальным золотом, от чего и пошло новое название.
В зале какое-то время располагались вдоль стен радзивилловские "сокровища" - металлические рыцарские доспехи. В конце ХІХ века после наполеоновской войны зал вновь реконструировали.
С тех пор интерьер покоя отвечает требованиям эпохи позднего барокко: позолоченная расписная лепнина, ощущение пространства благодаря высоким потолкам, помпезность, золоченный карниз, «монументальные» пилястры.
Нынешний интерьер восстановлен в стиле XVIIII века.
Начало коллекционированию минералов, часть которых представлена в Коллекционных кабинетах «Минералы», «Нумизматика и фалеристика», положил Михаил Радзвилл Рыбонька в начале XVIII века. Коллекция настолько была необычна и разнообразна, что часть ее по просьбе иезуита Томаша Жебровского была передана в учебный кабинет. Нумизматическую коллекцию собирали практически все поколения радзивиловского рода.
В середине XVII века комнаты были частью жилых и парадных апартаментов княгини с довольно скромным интерьером - изразцовая печь, деревянный стол, стул. Позже использовались как парадные залы. Стены были частично покрыты золотом, украшены картинами и гобеленами. В описаниях XIX века, когда дворец переживал упадок, фиксируется гнилой паркет, повреждённый камин и другие разрушения. К концу того же века комнаты были частично отремонтированы, но практически не использовались.
В первой половине XVIII века Охотничий зал использовался в качестве проходного к часовне. В конце того же века было переоборудовано в портретную галерею гетманов Великого княжества Литовского.
Как и в других помещениях замка, реконструировали интерьер, опираясь, прежде всего, на фотографии, предоставленные Эльжбетой Радзивилл. На некоторых фотографиях ее отец князь Альбрехт с семьей изображен в этом зале на фоне охотничьих трофеев, добытых незадолго до съемки.
Все Радзивиллы славились своим особым пристрастием к охоте. Теперь в Охотничьем зале, находящемся на третьем этаже основного корпуса, размещается галерея снимков хозяев замка на охоте, а также чучела медведей, глухарей, куропаток. В специальных оружейных шкафах хранятся оригиналы немецких и французских охотничьих ружей.
Помимо этого, в зале располагается бильярдный стол фирмы Brunswik, сделанный в 1896 году. Бильярд был любимым занятием Радзивиллов. Во время Второй мировой войны, когда немецкие войска спешно отступали, была попытка вывезти и этот стол, но спас экспонат, как ни странно, его немалый размер, не позволявший вынести стол через двери.
В Коридоре, ведущем в Театральный зал, представлены копии театральных машин, которые использовались в XVIII веке.
В 1746 году княгиня Франтишка Урсула Радзивилл поставила свою первую пьесу «Остроумная любовь». С этой даты берёт начало история придворного театра. Первые спектакли играли под открытым небом, а в 1748 году во дворце был оборудован специальный зал с подвижной сценой. Местными художниками-мастерами Николаевским, Гесским, Скшицким зал был расписан в стиле классицизма с вкраплениями элементов рококо.
В 1784 году в этом Театральном зале прошёл бал с участием короля Станислава Понятовского, после чего он стал называться Королевским. Княгиня неоднократно ставила тут свои пьесы, а также переведенные пьесы западных драматургов. При князе Радзивилле Пане Коханку театр значительно был расширен. Ныне помещение представляет собой великолепный светлый просторный зал с изысканной лепниной на потолке. В зале стоит белый рояль чешской фирмы PETROF. Театральный зал служит для проведения торжественных мероприятий.
Из следующей небольшой комнаты, украшенной красными полотнищами и "орлами" Радзивиллов, мы попадаем в
Арсенал замка
По архивным данным, арсенал был создан на рубеже XVI-XVII веков, и помещение использовалось поначалу в качестве мастерской по созданию оружия. Несвижская людвисарня (оружейная мастерская, в которой изготавливали огнестрельное оружие и артиллерию) для обороны замка отливала пушки, которые славились не столько своим превосходным боевым качеством, сколько художественным оформлением.
Начиная с конца XVI века при князе Николае Радзивилле Сиротке для замка было отлито около двух-трех десятков пушек. Во время шведского вторжения арсенал подвергся практически полному уничтожению, и лишь в XVIII веке общими усилиями он был восстановлен. Современный арсенал представляет относительно небольшую коллекцию оружия, среди которого имеются копии пушек, отлитых в людвисарне: «Цербер» и «Виноград», и огнестрельное оружие: пистолеты, ружья, мушкеты, частично рыцарские доспехи, военные барабаны, гаковницы.
Небольшая тёмная комната представляет собой своеобразный выставочный зал. Здесь представлена единственная сохранившаяся люстра из замка, предметы несвижских мануфактур, а также вещи, найденные комиссией, работавший в усыпальнице Радивиллов.
На одной из стен зала представлен фото отчёт о работе комиссии в 2016-2017 годах. Было вскрыто 11 саргофагов (всего в усыпальнице 70 саргофагов), индентифицированы 8 тел и извлечено 99 предметов, среди которых одежда, обувь, награды.
На одной из стен представлены труменные портреты. Их заказывали специально и своей формой они напоминали форму гроба.
Помимо отдельных молельных часовенных помещений для князя и княгини, в замке имеется более крупная Часовня, созданная придворным архитектором К. Ждановичи по инициативе набожного Михаила Радзивилла Рыбоньки. Она расположена в Восточной галереи.
В 1758 году в центральной части мраморного алтаря располагалась копия чудотворной иконы Божией Матери Лоретанской. Стены часовни частично сохранили старую мозаику.
В часовне и сейчас проводятся службы.
На втором этаже замка находятся Залы частных коллекций
В описаниях середины XVII века на втором этаже восточной галереи упоминается коридор, который соединял комнаты княгини с так называемым «круглым залом», который позже был включен в объём часовни.
В середине XVIII века коридор был расширен до современного объёма, тогда же появились три комнаты, которые использовали в качестве детских. В конце XIX века в этих помещениях работала бухгалтерия Главного управления радзивилловских имений. Сегодня залы используются для демонстрации коллекций стекла, серебра и фарфора.
Несвиж имеет большую ценность как архитектурный и исторический памятник, так и уникальный природный уголок. Национальный историко-культурный заповедник «Несвиж» офи- циально был основан после распада Советского Союза 2 июля 1993 года. И только в 1997 году комплексу присваивается статус музея-заповедника. Начавшийся в это время процесс очередной реставрации замка завершился лишь в июле 2012 года. Главной деятельностью музея-заповедника является собирание и сохранение коллекции, на основе которой ведется научно-исследовательская работа, а также просветительская деятельность, проведение не только выставок, но и организация представлений, «возрождающих» историческое прошлое Несвижа. Культурно-массовые мероприятия, среди которых наибольшей популярностью пользуются костюмированные балы, выступления различных коллективов, а также театрализованные представления, например, «Пане Коханку» или «Путешествие Радзивилла Сиротки в Италию», рассказывающие об истории замка в арт-форуме «Театр Уршули Радзивилл», проводятся не только в стенах самого замка, но и на парковой территории.
Музейное достояние Несвижа, конечно, не восполняет весь «арсенал» прошлого, когда в замке находились роскошные оружейная, золотая, мраморная, гетманская, библиотечная, картинная, портретная галереи, из которых в двух последних насчитывалось более тысячи художественных полотен, в библиотеке - более двадцати тысяч изданий. Не менее ста пятидесяти портретов насчитывалось в радзивиловской картинной галерее, часть из которой была расформирована в музеи Беларуси, а остальные нашли свое место в польских, российских, литовских музеях.
Несвижский дворцово-парковый ансамбль - это уникальное место с многовековой историей ординации Радзивиллов. Музейные реликвии замка хранят в себе память о годах расцвета и упадка в жизни Несвижа и его хозяев.