"Квартира Федора Михайловича Достоевского" by atlanta_s.

Apr 30, 2023 10:00

Достоевский поселился с семьей в квартире №10 дома №5 по Кузнечному переулку в начале октября 1878 года и прожил здесь до дня своей смерти 28 января 1881 года. Вскоре после этого вдова писателя с детьми переехала в другую квартиру, а в этих комнатах жили разные люди. В советские годы дом на Кузнечном подвергся серьезной перестройке, в нем появились обычные коммунальные квартиры.
Еще до революции говорили о необходимости отметить дом в Кузнечном переулке памятной доской и создать здесь музей. Но мемориальная доска на доме по Кузнечному переулку была установлена лишь в 1956. А к ноябрю 1971 года, когда весь мир отмечал 150-летие со дня рождения Достоевского, было решено открыть музей писателя в Ленинграде. Первый музей Достоевского был открыт в 1928 году в Москве, в доме, где прошли детские годы писателя.
В 1969 году дом был поставлен на капитальный ремонт, после которого квартира Достоевского была восстановлена по архивным планам и воспоминаниям современников. 11 ноября 1971 года, в день рождения Достоевского, состоялось торжественное открытие Литературно- мемориального музея писателя.




Прихожая

Личных вещей писателя сохранилось немного. При воссоздании его петербургской квартиры удалось собрать некоторые из мемориальных экспонатов. B прихожей на круглом столике под стеклом представлена шляпа Федора Михайловича.




Дверь направо из прихожей вела на кухню, налево - в кладовую, где хранились книги, которые по заказам отправлялись в города России. Гости Федора Михайловича обычно из прихожей проходили налево по коридору в гостиную. Дверь прямо вела в умывальную комнату, из умывальной - в детскую.







При реставрации было проведено исследование слоев обоев, снятых со стен и найдены обои, наклеенные на газеты 1878 года - время, когда здесь поселился Достоевский с семьей.




Жена Ф.М.Достоевского Анна Григорьевна писала: "Квартира наша состояла из шести комнат, громадной кладовой для книг, передней и кухни и находилась во втором этаже. Семь окон выходили на Кузнечный переулок".

Гостиная

Уголок гостиной с диваном и овальным столиком воссоздан по рисунку племянницы Достоевского Варвары Андреевны Савостьяновой. Над диваном - еще одна картина из собрания Марии Владимировны Савостьяновой - "Моление о чаше".










В конце 70-х годов XIX века Достоевский становится известным и популярным писателем не только в России, но и за рубежом. В 1878 году Императорская Академия наук, "желая выразить свое уважение" к его литературным трудам, избрала Достоевского в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности.







В 1879 году Международный литературный конгресс, приветствуя Достоевского как одного из самых знаменитых представителей современной литературы, единодушно избрал его членом почетного комитета Международной литературной ассоциации. Произведения писателя начали переводить на европейские языки, его начали читать на Западе. К Достоевскому приходили многочисленные посетители с разными вопросами и просьбами. Достоевский старался всех принимать, никому не отказывал.







В гостиной за столом Федор Михайлович обычно сидел перед тем, как пройти к себе в кабинет, и набивал табаком папиросы. Врачи запрещали ему курение, он был болен эмфиземой легких. Но ночами, во время работы, он много курил. "Курил папиросы, которые набивал сам, смешивая два сорта". На оборотной стороне коробки из-под табака "Лаферм" сохранилась надпись, сделанная рукой дочери в день смерти Достоевского: "28 января 1881. Сегодня умиръ папа".




Кабинет Ф.М. Достоевского

Главной комнатой в квартире был кабинет. В кабинет редко попадали случайные гости, здесь он принимал только близких людей. Кабинет был реконструирован по фотографии, сделанной В.Таубе после смерти писателя. В нем представлены мемориальные предметы: на столе ручка с пером, коробочка из-под лекарства и бумажник, над столом - кашлетр для бумаг и писем, в углу - икона в серебряном окладе "Божия Матерь Всех Скорбящих Радость". В книжных шкафах хранятся книги, входившие в библиотеку Достоевского, которые Музей собирает по спискам, составленным Анной Григорьевной.
Над диваном висит фотография с картины Сикстинская Мадонна Рафазля. Достоевский очень любил эту картину и всегда мечтал иметь у себя копию с нее. В 1880 году ему подарили ее на день рождения. Как писала Анна Григорьевна, Достоевский часто стоял перед ней в глубокой задумчивости.







Родные вспоминали, что он не любил, когда в его кабинете что-то нарушалось - перекладывались рукописи, книги, сдвигался стул с того места, где он его оставил. Это была его творческая мастерская, и никто не должен был разрушать ее особенную атмосферу.




В кабинете на Кузнечном Достоевский работал над романом "Братья Карамазовы", готовил свою знаменитую Пушкинскую речь, писал статьи для последнего выпуска "Дневник писателя", который вышел уже посмертно. Достоевский работал по ночам, спал он здесь же, в кабинете. Часы на столике у окна, принадлежавшие младшему брату писателя Андрею Михайловичу, остановлены на дне и часе смерти Достоевского: 28 января 1881 года.




Столовая

В столовой вся семья вместе собиралась только вечером. Достоевский с молодости привык работать по ночам. Тишина - главное условие его работы - в доме наступала только ночью. Он начинал работу в 11-12 часов ночи, работал до 5-6-ти часов утра. Потом отдыхал, просыпался в первом часу дня и, как вспоминала дочь писателя, если был в хорошем настроении, любил напевать "На заре ты меня не буди". Он приходил в столовую и заваривал себе чай. Достоевский просил, чтобы самовар всегда держали горячим. Чай он пил очень крепкий, считал, что только он умеет его заваривать.







Фарфор на столе и на буфете принадлежал М.В.Савостьяновой, внучатой племяннице писателя. Потомки и родственники Достоевского очень много помогали в создании музея. М.В.Савостьянова передала в дар музею помимо фамильного фарфора, некоторые другие предметы. Особенно ценными являются две картины, написанные неизвестным итальянским художником школы Ж.Бассано. В столовой представлена картина "Тайная вечеря".




На столике у окна фотографии братьев и сестер Федора Михайловича: Александры Михайловны, Варвары Михайловны, Михаила Михайловича, Веры Михайловны и Николая Михайловича.




Комната Анны Григорьевны представляет собой кабинет деловой женщины. Вся ее жизнь была посвящена мужу. Она беззаветно любила его, боготворила как писателя, очень ценила то время, которое суждено было ей провести вместе с ним. Несмотря на трудности и бесконечные финансовые проблемы, она находила в себе силы быть терпеливой, не падать духом, быть опорой во всех его делах.










После смерти Достоевского Анна Григорьевна всю оставшуюся жизнь (37 лет) собирала материалы о жизни своего мужа, издавала его сочинения. На основе этих материалов в 1901 году в московском Императорском Российском Историческом музее был открыт "Кабинет Достоевского". В 1928 году эта коллекция стала основой открывшегося Музея Достоевского в Москве.













Детская

Это комната детей Достоевских, Любови и Федора. Когда семья Достоевских переехала сюда, Любе было 9 лет, Феде - 7. Во втором браке у Достоевских было четверо детей. Первая дочь Сонечка родилась в 1868 году в Женеве и умерла через три месяца. В 1869 в Дрездене появилась Люба, в 1871 году в Петербурге родился Федор, в 1875 году в Старой Руссе, где семья Достоевских проводила лето, родился Алеша. Весной 1878 года трехлетний Алеша умер от эпилептического припадка.







Достоевский считал, что без детей нет смысла в жизни, он был очень заботливым, любящим отцом. Если ему случалось быть в разлуке с семьей, Анна Григорьевна получала письма, полные любви к детям и беспокойства за их судьбу. Первым вопросом, когда он приходил пить кофе, был: "Где дети?"




Особым предметом внимания Достоевского было воспитание и образование детей. Он нередко читал детям вслух произведения русских и европейских писателей, которых сам знал и любил с ранней юности: Пушкина, Жуковского, Карамзина, Гоголя, Диккенса, Гофмана, Шиллера, Гюго. Знакомил их с Библией по книге, которую помнил с детства "Сто четыре истории из Ветхого и Нового Завета".




Литературное воспитание, безусловно, имело большое влияние на детей Достоевского. Любовь Федоровна Достоевская (1869-1926) стала писательницей, автором, рассказов и повестей, хотя главный интерес для читателей представляют прежде всего ее воспоминания об отце "Достоевский в изображении его дочери". Книга была написана на французском языке в 1919 году, в 1922 году был напечатан русский перевод. С 1913 года Любовь Федоровна жила за границей. Умерла в северной Италии в городе Больцано. Она не была замужем, детей у нее не было. Федор Федорович Достоевский, с детства любил спорт, увлекался лошадьми. Окончив петербургскую гимназию, а затем юридический и естественный факультеты Дерптского университета, он стал крупным специалистом по коневодству. В последние годы жизни сын писателя, выполняя волю матери, продолжал собирать и хранить архив Достоевского. Умер и похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (могила не сохранилась). Федор Федорович был женат дважды. Его сын Андрей Федорович Достоевский, внук писателя, внес большой вклад дело создания Музея. Он передал музею ценнейшую коллекцию , посвященную памяти писателя, которая стала основой экспозиции Музея. Дети Андрея Татьяна и Дмитрий - живут в Петербурге.




Последняя комната Музея - Умывальная.







16 сентября 2021 года в Музее Достоевского к 200-летию со дня рождения писателя и к 50-летию музея открылась новая литературная экспозиция «Достоевский. Жизнь и творчество: Pro et contra». Она расположилась в двух комнатах напротив Мемориальной квартиры.
Новая экспозиция - уже четвертая со времени открытия музея.




Первый зал посвящен жизни и творчеству Достоевского от рождения до 1864 года, который явился рубежом, предваряющим создание романов Великого пятикнижия.



100. Д (40).JPG




Второй зал охватывает 1864-1881 годы, исключительные по творческому напряжению в жизни писателя: здесь в большей степени доминирует не биографический, а творческий материал, прежде всего в центре внимания пять романов: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» и публицистика «Дневник писателя».




P.S. В статье использованы материалы музея.

Фотографии автора.

балерина

Previous post Next post
Up