"Гуляем по Эрмитажу. Часть третья" by atlanta_s.

Jan 02, 2023 04:00

В прошлый раз мы расстались в Рыцарском зале, пройдя по двум анфиладам Старого Эрмитажа и посетив часть залов Нового. Но совершенно неожиданно обнаружила, что пропустила один из залов.

Это 241 зал или Галерея истории древней живописи. В ней выставлена Европейская скульптура XIX века. Интерьер был задуман Лео фон Кленце как преддверие картинной галереи Императорского музея и призван напомнить историю античного искусства. Стены декорированы 80 картинами на сюжеты из древнегреческих мифов и литературных источников. Художник Г. Хильтеншпергер выполнил их восковыми красками на латунных досках в подражание античной технике энкаустики.




На сводах помещены барельефные портреты знаменитых мастеров европейского искусства, среди которых и автор проекта Нового Эрмитажа - Лео фон Кленце . В галерее экспонируются произведения выдающегося скульптора эпохи классицизма Антонио Кановы и его последователей.




Зал очень светлый, воздушный.




Ну и теперь можем смело возвращаться в Рыцарский зал, а оттуда в соседний Двенадцатиколонный зал, обозначенный на карте как зал номер 244.







В настоящее время используется для проведения временных выставок. Довольно часто он бывает закрыт для посетителей. Но нам "повезло". В тот момент, когда мы были в Эрмитаже в зале то ли монтировалась, то ли демонтировалась какая-то выставка.




Первоначально Двенадцатиколонный зал использовали для хранения коллекции медалей и монет (нумизматической коллекции). Это отразилось на его декоре - стены зала украшены рельефными изображениями античных сцен и известных медальеров (мастеров чеканки монет). В советское время - выставочный зал отделения Западноевропейского рисунка, чьё хранилище размещалось на хорах зала.







В следующем зале представлено искусство Фландрии XVII века. Еще 245 зал называют залом Снейдерса.

Когда-то в этом зале Нового Эрмитажа размещались картины русской школы. Ныне экспозиция знакомит с произведениями фламандских художников XVII века. В том числе и 14 работ художника Франса Снейдерса. Детство он провел в таверне отца и поэтому изобилие, которое окружало его младенческие годы, он щедро выплеснул на полотна. Это привело к созданию нового направления во фламандском искусстве и принесло ему впоследствии мировую славу.




В Эрмитаже находится единственный ансамбль 4 картин из творчества художника, которые написаны для главного судебного исполнителя Брюсселя. На картинах «Фруктовая лавка», «Рыбная лавка», «Лавка дичи», «Овощная лавка» он изобразил золотой век рынков в Антверпене и сцены мирного труда обывателей того времени.







В зале представлена работа современного бельгийского художника Яна Фабра. Композиция "Глупость, стоящая на смерти" развивает сюжет картины Франса Снейдерса «Птичий концерт», расположенной в этом зале. Согласно наиболее распространенной трактовке, картина иллюстрирует басню Эзопа: глупые птицы не верят сове, предупреждающей о приближении охотника, и платятся за это жизнями. Фабр по-своему интерпретирует натуралистическую и нравоучительную составляющие, заложенные в картине Снейдерса. Работа была создана для выставки «Ян Фабр: рыцарь отчаяния - воин красоты», которая прошла в Эрмитаже в 2016-2017 году; по ее окончании художник передал композицию в дар музею.







Зал 246 называют ещё залом Ван Дейка. Этот аванзал ко времени открытия музея был отдан картинам русских художников XIX века. В декор интерьера включены барельефные портреты русских художников, скульпторов и архитекторов. Сегодня в экспозиции представлены произведения Антониса Ван Дейка - знаменитого фламандского художника, коллекция картин которого в Государственном Эрмитаже насчитывает 24 произведения. Собрание включает все типы портрета - жанра, благодаря которому мастер получил мировое признание.










Если выйти в двери, расположенные в центре зала, то мы попадаем на Парадную лестницу Нового Эрмитажа. Лестница облицована искусственным мрамором (стюком), колонны выполнены из сердобольского гранита. Ступени белого мрамора ведут к Галерее древней живописи.










А мы возвращаемся в 246 зал и переходим в зал Рубенса, зал номер 247.







По проекту Лео фон Кленце этот зал Нового Эрмитажа был отдан экспозиции голландской и фламандской живописи. Ныне здесь представлены произведения великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса. Коллекция его работ, включающая 22 картины и 19 эскизов, охватывает все периоды творчества художника.







По первоначальному замыслу зал номер 248 предназначался для занятий копиистов. Его незаполненные картинами стены были расписаны орнаментом, следы которого обнаружены в ходе одной из последних реставраций.




Во второй половине XIX века в зал были помещены картины голландской и фламандской школ. Эта традиция сохранилась. Существующая ныне экспозиция знакомит с начальным этапом становления этих школ на рубеже XVI-XVII веков.







249 зал называется Шатровым.







Свое название зал получил за напоминающее шатер двускатное перекрытие с открытыми стропилами, украшенными четырехугольными углублениями-кессонами и росписью. В зале экспонируется живопись Голландии XVII века, преимущественно произведения «малых голландцев» - авторов небольших картин, предназначавшихся для камерных интерьеров. Здесь представлены все жанры, в которых работали голландские мастера.







В следующих залах также представлены произведения голландской живописи. В зале номер 250 выставлены работы художников XVII века. Значительную часть экспозиции составляют работы разных жанров кисти «мастеров тонкого письма» - художников середины и второй половины столетия, писавших картины малого - подчас почти миниатюрного - формата.







Зал небольшой, камерный. На две неравные части зал разделён колонами искусственного мрамора.




251 зал больше размером. Из него можно попасть а Малый Испанский просвет. Сейчас жалею, что не сделала фотографию с перспективой залов. Но... оставила себе на заметку.
Находящиеся в зале произведения разных жанров знакомят с творчеством голландских живописцев XVII века.







252 зал представляет голландскую живопись XVII века.
В следующий раз с этой экспозицией буду знакомиться более фундаментально.




Последний зал второго этажа, 254, носит имя Рембрандта. Его творчество стало одной из вершин европейского искусства «золотого века». На длинной стене интерьера располагаются работы учеников и последователей голландского гения.




У двери, ведущей на Советскую лестницу - шедевр динамичного, экспрессивного стиля барокко в творчестве Рембрандта: монументальное полотно «Жертвоприношение Авраама», изображающее эпизод из Ветхого Завета.







На щите - прославленный холст Рембрандта «Возвращение блудного сына».




Сбоку от зала Рембранта длинная галерея - зал номер 253. В зале представлены работы учеников и последователей Рембрандта. Среди них - Самюел Хогстратен, Фердинанд Бол, Говерт Флинк.




Пройдя по всем залам Старого и Нового Эрмитажа мы снова оказались на верхней площадке Советской лестницы.




Наш путь лежал в залы Зимнего дворца, о которых я расскажу в другой раз.




балерина

Previous post Next post
Up