Всем известно, что есть
1) образованные люди,
2) люди, заня- тые умственным трудом,
3) некие интеллигенты.
С пониманием первых двух феноменов больших проблем не возникает,
третий же - камень преткновения.
Дождаться от интеллигенции чёткого определения понятия "интеллигенция"
невозможно,
потому что чёткое определение понятий для интеллигенции не только
непривычно и затруднительно, но ещё и сужает возможности
зарабатывания ею на жизнь посредством производства словесной мути.
Можно считать, что интеллигенция начинается там, где кончается возможность
проверять адекватность умопостроений. Что случится, если ошибётся, к
примеру, врач? Пациент, возможно, умрёт. Значит, врач -- не интеллигент
(во всяком случае, в рабочее время).
А что случится, если ошибётся, к примеру, философ? Непосредствено- НИЧЕГО.
Опосредствованно же может, к примеру, государство развалиться. Но доказат
ь связь этого события с болтовнёй философа будет очень затруднительно.
Значит, философ -- интеллигент вполне. Интеллигенция -- это солидарная
социальная группа, состоящая из людей, которые зарабатывают на жизнь
и обеспечивают своё влияние в обществе посредством производства
неформальным способом и/или распространения неверифицируемых знаковых
конструкций, и людей, которые воспринимают такие конструкции в
значительном количестве и строят на их основе свои представления.
Если знаковые конструкции производятся формальным способом, их можно
проверять на отсутствие формальных ошибок.
- Если знаковые конструкции производятся на основе конкретных реальных
вещей, а не других знаковых конструкций, можно сопоставлять конструкции и
реальные вещи и выявлять ошибки.
- Если знаковые конструкции непосредственно управляют действиями, можно
судить о качестве этих конструкций по результатам действий.
- Если же знаковые конструкции производятся НЕФОРМАЛЬНО, НА ОСНОВЕ ДРУГИХ
ЗНАКОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ и НЕ УПРАВЛЯЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ДЕЙСТВИЯМИ, они не
верифицируемы относительно реальности и могут выражать совершенно
не адекватные реальности представления, которые в среде интеллигенции
воспринимаются, тем не менее, как адекватные, потому что не слишком
противоречат другим неадекватным представлениям, расхожим в этой среде.
Получается, что интеллигенция спорит, горячится, строчит, вещает
по преимуществу о своих фикциях и подтравливает этими фикциями остальное
общество, выдавая их за значительные достижения мысли.
Можно говорить об интеллигенции активной (производящей и распространяющей
интеллигентскую муть) и об интеллигенции пассивной (по преимуществу лишь
потребляющей эту муть).
Поскольку лучше сбываются (продаются) фикции претенциозные, яркие,
парадоксальные, то кормящиеся фикциями интеллигенты зачастую намеренно
подпускают в свои умопостроения соответствующей чепухи, которая только
усугубляет проблему адекватности.
Они поддаются, так сказать, соблазну безответственности. А если не
поддаются, то попросту не удерживаются на рынке интеллигентских услуг.
То есть, в принципе можно добросовестным образом производить знаковые
конструкции неформально, на основе других знаковых конструкций и без
управления непосредственно действиями, но ты не будешь пользоваться
спросом, потому что
1) будешь запаздывать по сравнению с менее корректными авторами,
2) будешь менее ярок, чем они,
3) будешь непривычен,
4) окажешься на отшибе (менее корректные авторы не будут на тебя
ссылаться, а будут ссылаться на таких же, как сами).
Разумеется, в интеллигентском словесном поносе нередко попадаются и
адекватные знаковые конструкции, представляющие некоторую ценность
и получающиеся хотя бы и случайно, но сложность в том, что, во-первых,
выявление их требует больших усилий, во-вторых, оно является политически
неверным, потому что частично реабилитирует паразитический социальный слой
нуждающийся в радикальной санации.
Производимые интеллигенцией знаковые конструкции оказывают на потребляющих
их не столько информирующее, сколько ОДУРМАНИВАЮЩЕЕ действие.
Существование интеллигенции обусловлено частью потребностью людей в
обобщённых представлениях и в проповедях, частью наклонностью их
охмуряться информацией.
Если считать культурой совокупность расхожих обобщённых представлений,
то можно утверждать, что в любом обществе есть две культуры: практическая,
на которой основывается жизнеобеспечение общества, и интеллигентская,
паразитирующая на практической.
Интеллигентская культура -- это интеллектуальный алкоголь. Творцы этой
культуры -- винокуры, тогда как большинство интелли- гентов её только
"потребляет". Алкоголь -- "тоже еда"; им, вроде, даже "лечиться" можно,
а в некоторых его разновидностях, даже витамины имеются и некоторые другие
полезные вещества. Как среди алкогольных напитков есть качественное и есть
"бормотуха", так и среди интеллектуального алкоголя есть градации.
Интеллигенты -- "интеллектуальные алкоголики" -- потребляют по большей
части интеллектуальную "бормотуху", в которой чем больше мути (аналога
сивушных масел), тем больше шибания по мозгам. Как непьющему или
малопьющему человеку трудно находить общие интересы с алкоголиком, так
здравому интеллектуалу трудно находить общие интересы с интеллигентом.
* * * У большинства людей, старающихся думать, мышление вязнет в массе
вычурных понятий, запускаемых в оборот интеллигенцией. Интеллигенция -
вовсе не самая умная часть общества: это всего лишь часть общества,
навязывающая ему свою возню со "смыслами", потому что ни с чем другим она
возиться не хочет и не способна, а за "смыслами" ей легко прятать свою
неспособность в них разбираться, поскольку возня эта, как правило,
безответственная.
* * * Распространение интернета имело для человечества существенные
отрицательные последствия: если раньше разнообразие словесных потоков
ограничивалось вместимостью бумажных средств массовой информации, должных
худо-бедно окупаться, то в интернете эти потоки могут разливаться и
множиться практически безгранично и бесплатно.
Если в бумажных СМИ был какой-то отбор авторов, то интернет принимает
ВСЕХ. Между тем, чем шире круг конкурентов, тем крикливее надо быть,
чтобы тебя заметили.
* * * Интеллигенция всегда ратует (на словах, конечно)
за такое общество, в каком у неё будут более благоприятные
условия для паразитирования, и всю её политическую болтовню
надо оценивать именно с этой точки зрения.
Поскольку интеллигенции всегда представляется, что она недопотребляет
и вообще играет не ту роль, какую должна бы, она всегда ноет о
перенебрежении к подлинной культуре, старается прибиться к власти,
а если это не удаётся, то подбивает честных людей на антигосударственную
деятельность.
Интеллигентских фикций нагромождается необъятное множество, так что
разбираться с каждой из них даже в какой-то узкой области практически нет
возможности, и лучше отметать их целиком: отсеивать по признаку
происхождения их из слоя интеллигенции.
Везде, где скапливается эта фонтанирующая красивыми словами мразь,
начинаются большие проблемы. Везде, где эту мразь отодвигают подальше
начинаются большие успехи.
В России частичное из- бавление от "старой интеллигенции" в 1920-х,
1930-х гг. позволило оживить науку, литературу, создать атомный реактор,
прорваться в космос, наконец, стать сверхдержавой.
Распад СССР был следствием того, что накопилась новая интеллигенция и свое
й мутью в значительной степени ослабила способность общества думать.
В Германии 1930-х отодвигание и частичное репрессирование интеллигенции
позволило выстроить одно из самых боеспособных обществ в истории и
осуществить рывок в ряде технических областей.
(Вот тут смеялась долго=))
Когда дело доходит до разборок с болтливыми интеллигентами, их
репрессируют скопом, как класс, потому что оценивать особенности
мозгового мусора каждого из них в отдельности -это практически невозможно.
Устанавливаются некоторые признаки интеллектуального выродка и далее
выметаются все, кто под эти признаки попадают.
* * * Человек может в рабочее время заниматься вполне корректной
умственной деятельностью, но отдаваться интеллигентской мути в нерабочее
время.Приверженность этой мути обычно сказывается на профессиональной
неинтеллигентской деятельности более или менее отрицательно.
Интеллигенты локализуются по большей части в безответственных
интеллектуальных профессиях. Ответственность - это когда действия
некоторым образом проверяются и в случае выявления слишком больших и/или
слишком много- численных ошибок следует урезание дохода, понижение в
должности, увольнение или даже уголовное наказание.
Безответственность -- это когда делаешь то, что проверить затруднительно
или за что не получишь наказания, даже если выявится ошибочность действий
Отряды интеллигенции:
1) творческая интеллигенция: писатели, поэты, литературные критики,
газетные репортёры, публицисты и т. п;
2) преподающая интеллигенция;
3) политиканствующая интеллигенция: активисты всяких партий;
4) комитетствующая интеллигенция: организаторы всяких символических
мероприятий, координаторы всяких программ, представители всяких
международных организаций;
5) церковная интеллигенция.
В среде творческой интеллигенции на одного добросовестно и качественно
работающего интеллектуала приходится двадцать имитаторов, путанников,
образованных дураков, которые только болтаются у него под ногами и
мешают пристраивать его творческий продукт. Посредственностями среди них
являются только образованные дураки, тогда как имитаторы и путанники
могут быть технически изощрёнными авторами.
Как невозможно приставить ни к какому ответственному делу опустившегося
алкоголика, так невозможно приставить ни к какому ответственному делу
болтающего интеллигента: он будет торчать в интернете, отвлекать коллег
на посторонние дискуссии, раздувать какие-нибудь частности, становиться
в красивые позы, читать лекции про жидомасонов, инопланетян, психотронное
оружие, тайны египетских пирамид, туринскую плащаницу и т. п., а главное
-- при первой возможности сбежит в какой-нибудь интеллигентский "центр",
где вместе с себе подобными сможет кормиться именно болтовнёй.
* * * Интеллигенция любит примазываться к успехам интеллектуалов,
занятых практической деятельностью (выдавать их достижения за достижения
культурного слоя вообще), хотя на самом деле она не только не помогает
им, но даже мешает -- оттягиванием на себя внимамния и ресурсов.
* * * С интеллигентами та же проблема, что и с алкоголиками: для
оздоровления общества надо их куда-то отправлять, откуда они уже не
смогут вонять своими размышлизмами.
Заниматься полезным интеллектуальным трудом большинство активных
интеллигентов не хочет и не в состоянии, заниматься неинтеллектуальным
трудом - тем более. Если просто закрывать их кормушки, начинаются вопли
о гонениях на культуру, свободу слова, общественые организации и т. п.
Обычно власти подкупают часть интеллигенции, чтобы та разглагольствовала
в их пользу. Это позволяет кое-как удерживать бразды правления,
но не позволяет решать сложные проблемы общества, потому его что
мыслительная способность стопорится обильной интеллигентской болтовнёй.
Великие практики -- Ленин, Сталин, Гитлер и др. -- знали цену
интеллигентов и не очень с ними церемонились.
Если ситуация не позволяет прибегнуть к массовым репрессиям в отношении
интеллигенции, нейтрализация её охмуряющего воздействия становится делом
большой сложности.
Получается замкнутый круг, который сам собой разорвётся только в случае
катастрофы.
Чтобы справиться с этой сложностью, надо для начала чётко
осознать, что активный интеллигент -- это, как правило, социальный
паразит (халтурщик мысли, в лучшем случае образованный дурак или
путанник), который, эксплуатируя своё сходство со здравыми
интеллектуалами, подрывает способность общества к умственной
деятельности, а значит, наносит ущерб и всем прочим способностям общества.
* * * Очень критичным было отношение к российской интеллигенции у
А. П. Чехова: "Под флагом науки, искусства и угнетаемого свободомыслия,
-- пишет он Плещееву, -- у нас на Руси будут царить такие жабы и
крокодилы, каких не знавала даже Испания во времена инквизиции.
Вот Вы увидите! Узость, большие претензии, чрезмерное самолюбие и полное
отсутствие литературной и общественной совести сделают своё дело.
Все эти Гольцевы и Ко. напустят такой духоты, что всякому свежему
человеку литература опротивеет, как чёрт знает что, а всякому шарлатану
и волку в овечьей шкуре будет где лгать, лицемерить и умирать 'с честью'.
" (Бердников Г. П. "Чехов", стр. 156) По поводу интеллигентских претензий
на то, чтобы считаться самым правильным и самым обнадёживающим слоем
общества Чехов ввысказался так: "Я ненавижу ложь и насилие во всех их
видах... Фарисейство, тупоумие и произвол царят не в одних только
купеческих домах и кутузках; я вижу их в науке, в литературе, среди
молодёжи... Потому я одинаково не питаю особого пристрастия ни к
жандармам, ни к мясникам, ни к учёным, ни к писателям, ни к молодёжи.
Фирму и ярлык я считаю предрассудком." (там же, стр. 178 )
О французском литераторе Бурже и ему подобных Чехов выразился следующим
образом: "...они заставляют Францию вырождаться, а в России они помогают
дьяволу размножать слизняков и мокриц, которых мы называем интеллигентами.
" (там же, стр. 225) Бесконечно и безответственно болтающей
интеллигентской шушере Чехов противопоставлял людей типа
Н. М. Пржевальского -исследователя Центральной Азии:
"Их личности - это живые документы, указывающие обществу, что,
кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки
неважные повести, ненужные проекты и дешёвые диссертации, развратничающих
во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба, что, кроме скептиков,
мистиков, психопатов, иезуитов, философов, либералов и консерваторов,
есть ещё люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели."
(там же, стр. 174) .
Литература:
Бердников Г. П. "Чехов", М., "Молодая гвардия", 1978.
ИСТОЧНИК:
http://bouriac.narod.ru/Intelligentsia.htm