Болонка с вывертом.
***
О ПРИНЦИПЕ « БОЛОНКИ»- - Болонской системы образования.
Вкратце .
О болонской системе подготовки.
На пальцах.
Главное отличие по специфике.
Грубо говоря « болонка» - это копание траншеи вглубь.
Например, … специальность энтомолог с направлением - узкий спец по бабочкам.
Нет работы где живёшь ?
Поезжай туда, где нужны спецы по бабочкам.
Переквалификация практически невозможна.
Вся подготовка « болонки«строго дифференцирована на узкую область подготовки.
Особенность специалитета советского.
Советский энтомолог - специалист по насекомым.
Нет бабочек , а город заели клопы?
Живи где твой дом и разрабатывай борьбу с клопами..
Работы непочатый край.
Ты спец по насекомым.
Или… инженер - механик.
Ты спец по ветряным двигателям , а в городе работы нет как и ветряков?
Поезжай туда , где они стоят…. Если ты спец с « болонкой».
Если ты спец « советский», то устраивайся хоть в гараж, хоть в пароходство, хоть на ремонт лифтов, хоть в ЖЭК с дворовым транспортным оборудованием и ремонтом , хоть на любой завод с оборудованием. Поле поиска работы широкое.
То есть повторюсь…
« Болонка» - копание траншеи вглубь, «советская« школа возможность работать в любой области поля , его вспахивая.
Советская школа - разносторонность подготовки при знакомстве и освоении базовых принципов специальности с последующим освоением собственным тех или иных областей специальности в зависимости от жизненной и производственной необходимости.
Вспоминается интервью одного американского космонавта с журналистом в опубликованном одном американском журнале.
Тот спросил космонавта :
- А почему вы летаете на советских ракетах?
- Так спокойнее и надёжнее…. Да многое корявее, и вне дизайна , и не так красиво , но надёжнее. Просто надёжнее. По-крайней мере знаешь, что собрано умно и не нашими гарвадскими мальчиками , которые знают для чего их гайка , но ничего не понимают для чего соседняя.
2. О ПОДГОТОВКЕ,
а.
Советская школа даже средняя давала знания по широкому спектру подготовки. После школы редко кто знает куда ему идти, какую профессию выбрать. Часто поступление в вуз по рекомендации старших или по оценке своего уровня подготовки , но не по велению души.
Кто заканчивал среднюю школу тот вспомнит свои выпускные экзамены:
Устные :
физика, химия, история, иностранный язык,
Письменные :
русский - сочинение ( материал по школьной программе и литературным произведениям) , математика- алгебра, тригонометрия, стереометрия в одном « флаконе»..
Экзамены устные каждые три дня и по каждому около 60 вопросов по билетам. В каждом экзаменационном билете 2а вопроса.
Итого по устным около 240 вопросов необходимых к подготовке.
В вузах при вступительных экзаменах тоже самое.
Письменные ;
сочинение, математика.
Устные :
Физика, химия, биология на медицину при поступлении,иностранный язык- чтение , перевод, свободный диалог при общении
б.
При ориентировке на « болонку« и ЕГЭ?
Дрессура по ЕГЭ….
Память на варианты , но не само произведение, развитие не логики, что особенно ценно в математике, физике, химии , а на запоминание возможных вариантов.
Практически обнуление образования 10х-11х классов.
3 Об УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
В Болонской системе большое отличие от советской системы.
Вернёмся к начальному… к бабочкам.
Итак…. , студент решил стать энтомологом со специализацией -БАБОЧКИ.
Ему надо , для выхода на диплом в учебном процессе прослушать курс установочных тематических лекций, проработать на их основепо рекомендациям профессуры почти 60-70% материала самостоятельно , и в назначенные дни и время в течение всего курса обучения , очень строго по времени, сдать по установочно указанному циклу зачёт профессору (доктору ) .
Пропустил своё время без уважительной причины , есть шанс до сдать при следующей встрече старые долги при сдачи материалов нового цикла установочных лекций вместе с последним материалом.
Списывание невозможно… только знания.
Сдача одни на один, как правило зачёты тестовые.
Диплом выдаётся при наборе определённой сумме зачётных баллов намеченных той или иной дисциплиной по профилю специальности « БАБОЧКИ» …и ориентировочному времени обучения , пусть 4е года и это бакалавриат.
Пусть по зачётам специальности « БАБОЧКИ » все зачёты имеют максимальную оценку 5 баллов.
Сумма всех зачётов за весь период обучения пусть 300 баллов и это 60 зачётов.
Предположим ,что студент заинтересовался механикой и конструкцией крыла бабочки и решил прослушать курс по теор.меху на соседнем машиностроительном факультете в учебное время , но … это непрофильная дисциплина , и чтобы не терять зря учебное время он решил компенсировать его получением зачёта по теор.меху в копилку своих баллов.
И получает зачёт.
Но для факультета « БАБОЧКИ» , теор.мех - непрофильная дисциплина и зачёт имеет ценность только 1.
Это к примеру.
То есть учебное время потрачено , а баллы по специальности не набраны.
Если студент любопытен и не способен к концентрации на своей цели, разбрасывается вследствие своей любознательности , то….копятся долги и набирается малое количество баллов по зачётам ненужных дисциплин в отведённый 4х летний период обучения.
Итог?
Общее время обучения растягивается…. И уже не 4е года, а 5 лет…
А может и 10 лет, и 15… И отсюда понятие « вечный студент».
О ПЛАТНОСТИ ОБУЧЕНИЯ,
До недавнего времени даже поступление в Сорбонну было бесплатным для стран ЕС при полном социальном пакете для студентов , а для абитуриентов из стран не членов ЕС 150евро/год…
Сейчас стало 300и по-моему уже для всех.
Оказывает ли государство университетам помощь ?
Оказывает .
Как ?
Если выпускники того или иного института ( институты стали подменой факультетов ) устраиваются после диплома по профилю специальности , за этим ведётся строгий учёт, то гос-во субсидирует ин-т, вводит гранты, если , получив специальность « БАБОЧКИ» выпускники работают риэлтерами, официантами и на рынке труда не востребованы ,то никакой помощи от гос-ва институту нет.
Если это явление продолжительное , то подобное накапливает МИНУС и ин-т закрывается .
Если после получения специальности« БАБОЧКИ « - выпускники работают в Центре Космических исследований , то это ПЛЮС и это учитывается государством в субсидировании института .
Фигурально , принцип и суть Болонской системы - заточенность на « рытьё глубокой траншеи»…. Но не на вспашку всего поля и строго и узко дифференцированно в подготовке по сути.
Болонская школа - это подготовка узко заточенных специалистов.
В области творчества вообще полный провал.
Помню при организации выставок во Франции при встрече с Президентом Академии изящных искусств Франции тот сказал :
- Во Франции больше не будет никогда Энгра .( выдающегося художника Франции - прим. Авт).
- Почему , спросил я.
- Видите ли, любое замечание студенту теперь, вызывает у студента протест с заявлением ректору о посягательстве на свободу его творчества…. Он пишет жалобу ректору на преподавателя требующего от студента одного - элементарных знаний и выполнение канонов искусства по правильности анатомии , композиции и пр…
И всё это кончается увольнением преподавателя или снижением дотаций вуза…или по направлению подготовки.
Никто не решается терять работу. С каждым годом жизнь всё сложнее….
МИНУСЫ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ
- бакалавр воспринимается как недоучившийся специалист;
- вузы предоставляют малое количество бюджетных мест в магистратуре;
- система тестирования не позволяет точно оценить уровень знаний;
- часто у студентов не формируется чёткой картины мира и системного подхода;
- студенты могут получать не комплексные знания, а отрывочные;
ЧТО ДАВАЛА СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ?
Не вдаваясь в глубину вопроса , отметить одно достоинство - воспитание широты кругозора выпускаемого специалиста.
Это создаёт возможность мобильности при поиске работы и широкую применяемость выпускника .
Повторюсь , специальность « инженер-механик» при советской системе подготовке универсальна и давала право работать по всему оборудованию, от лифтов, до станков и турбин, в широком профиле,при Болонской системе подготовки та же специальность будет иметь уточнение « инженер-механик по лифтовому оборудованию», или « инженер -механик по станкам ( с уточнением каким ), и т.д. , и она узко дифференцирована.
И ни один работодатель на западе не возьмёт к себе инженера вне обозначенного его профиля и специальности, за этим следят профсоюзы.
Если на месте проживания работы по специальности нет, то меняешь место жительства , дабы работать по ней, или надо закончить курсы переподготовки не желая место проживания покидать.
А что стало с ЕГЭ?
Выбор предоставлен выпускнику с его ориентировкой на его будущее.
В итоге?
Будущий филолог не умеет считать в уме быстро и достаёт калькулятор
Историк не способен заменить пробки и не понимает , как поставить «жучок» и не понимает как течёт по проводам ток и почему они не изгибаются при его проходе , если он переменный и имеет волнообразный вид.
Химик, не знает математики и истории, не помнит даты начало ВОВ или даты снятия крепостного права , да и многое другого, но заточен и легко общается в вопросах химии.
В любом случае возникает однобокость подготовки.
Глобальное усовершенствование при всеобщем рытьё « глубокой траншеи»!
Как это сказывается в техническом вузе?
В ущерб специальности и учебному времени ведением до второго курса занятий по русскому языку!..... ибо в конспектах, дипломах, отчётах за лабораторные сплошь ошибки.
В среднем при проверке абитуриентов до 8и ошибок по -русскому языку минимум.
Какова же реальность сегодня ?
1.
Советская школа подготовки практически в массе своей уничтожена. Убран специалитет. Он остался только в высшем медицинском образовании.
2Коммерциализация вузов привела к тому, что лентяя выгнать из вуза практически невозможно… это невыгодно вузу.
В день отчисления за неуспеваемость с дневного, приказом ректора сразу же переводят на вечерний.
3
Думать о том , что полученные деньги идут на усовершенствование технической и лабораторной базы нелепо, есть первый ректорский круг и всё распределение средств в массе своей никому , кроме этого ректорско -проректорского круга, недоступно.
Ставки по кафедрам минимальны.
И ставка профессуры ничем не отличается от оклада кассира в «Пятёрочке», кондуктора или разнорабочего.
4.
Качество образования резко скатывается вниз, и похоже безвозвратно, ибо МинОбр выпустил директиву о резком омоложении преподавательского состава , выводу из состава вузов всех старше 70лет, без оглядки на опыт, заслуги , достижения в профессии, созданные и оправдавшие уже временем методики.
РЕЗЮМЕ:
1
Заигрывание с Западом начавшееся в 90е по сути обрушило подготовку специалистов по всем профилям промышленности и хозяйства и похоже без возможности восстановления. Кадры и система утрачена.
Сколько займёт время на восстановление утраченного неизвестно.
2
Перевод понятия образования в УСЛУГУ образования с введением ЕГЭ , подкосил сам смысл этого понятия-ВАЯНИЕ ОБРАЗА, если разбирать само понятие ОБРАЗоВАНИЕ,то есть самого понимания широкой целостности событий или явлений при рассмотрении того или иного процесса.
3
Есть ли возможность восстановления утраченного ?
Есть.
При условии заинтересованности самого государства в преодолении случившегося.
Но изменений пока не наблюдается.
Заговорили после отмены Болонской системе о « профессионалитете»… 2х годичном !!!......)))
Это о чём?
О каком профессионализме ?...
О ПТУ?..
Называется …ПРИЕХАЛИ!.
4
Если в советское время «красный» диплом был событием , одним ди двух на факультет, то сегодня их выдают вёдрами…
Коммерциализация вузов коснулось и этого, принцип « Вам за всё заплачено!»… в вузе действует и их выдаваемое количество в МинОбре приветствуется, несмотря даже на то , что знания весьма далеки от реальности.
Каковы перспективы?
Спецы старой школы ушли по возрасту, с их знанием , кругозором, пониманием и требованиям при полной бескомпромиссности в проверке знаний, пришли молодые деятели, без практики, опыта, собственных свершений практических, но мастерски понимающих коньюктуру момента и способов продвинуться к ректорскому корыту с возможным добавлением в собственный карман из него «лишнюю косточку».
Шагает лавина новых преподавателей- псевдоспецов, а по сути новых « образованцев« за последние 20 лет практически не давших никакого выхода для промышленности и развития страны.
Да , у многих написано диссертации.
Но стоит внимательнее почитать хотя бы их авторефераты.
Наукообразие, замена русских понятий и обозначение определений, событий , явлений англицизмами, при подчас мелко значимости темы при как бы соответствии требованиям к диссертации, да и многое другое.
Есть исключения конечно…
Это те вузы , где у руля , в нарушении всех установок МинОбра оставлены старые кадры .
Но их единицы….и можно пересчитать по пальцам.
Бауманка, Политех в Петербурге, б. ЛЭТИ, МФТИ, творческие вузы Москвы и Петербурга, МГУ, и очень немногие другие.
Периферийные вузы боятся идти против течения и последующих санкций , им проще выполнить требования МинОбра во имя собственного сохранения и , кроме способы выжить как увольнять старую профессуру для них не предвидится.
За последние 30 лет выросло количество вузов … С 630 при СССР почти до 2000 …
Стало модным , что многие депутаты разного уровня стали открывать свои «свечные заводики « - коммерческие вузы.
Техника роботезируется .
Цифровизуализация и технологии набирают темпы, при сокращении необходимости рабочих мест.
Переизбыток рабсилы, спецов, увеличение пенсионного возраста - всё в целом не может не создать социальной проблемы в будущем.
Уровень бакалавриата сегодня равен подготовки выпускника техникума со званием «прикладной бакалавр».
Выпускник вуза «академический бакалавр« практически ему равен по статусу.
Магистратура практически , кроме возможности работать в вузе на минимальной ставке перспектив не даёт.
Стоимость же учёбы в ней от 300 000р и выше. По различным вузам.
И направление их подготовки в дальнейшем обозначено только ,как преподавательская и научная деятельность.
Желание тратить деньги не получая в перспективе по деньгам ничего… только у очень немногих, сознающих , что подчас просто неспособны выжить и на «вольном прокорме» заработать себе на хлеб.
Перспективы преобразований в высшей школе и отхода от «болонки» туманны.
Что впереди ?
Стране ПСЫ СТОРОЖЕВЫЕ нужны, а не болонки, даже вновь выведенные под новыми названиями.!
А пока…..коммерциализация вузов…
Сколько бюджетников в среднем в знаковой, перспективно-технологической инжереной группе?
Примерно 1/4 - 1/3… остальные коммерческие студенты.
И похоже техника ещё долго будет мстить... новыми катастрофами , авариями , чрезвычайными ситуациями.
Похоже пока ничего у нас не остаётся кроме сохранения принципа , который придётся , как проклятие на ближайшее время усвоить всем -
« Желаю тебе судиться , учиться и лечиться у выпускника коммерческого вуза!»
https://aftershock.news/?q=node/1118059