Интересная статья. И дискуссия под ней не менее интересная. Помню, я нечто подобное читала в книжке Олега Маркеева "Демон власти". Вот там причудливая смесь самого Маркеева (кторого я оченно уважаю) с Поршневым и Диденко. Помню, после прочтения ходила долго под впечатлением и несколько офигевшая от выдвинутых там гипотез))
--------------------------------------------
Этот текст я писать не планировал. Просто в ходе обсуждения очередной лекции А.И. Фурсова на ресурсе меня вновь развернули лицом к тому факту, что доморощенные имперцы не имеют под своими притязаниями сколь-нибудь убедительной, достоверной, древней, укорененной в родной почве и душеприятной мифологемы. «Москва-Третий Рим» не то что обрыдло, но уже как осетрина не второй, а третей свежести. «Киев-Мать городов русских» по понятным причинам девальвирована почти что дотла. Рюриковичи-Гедеминовичи с их побасенками захудали и выродились сами. Чингизыдов сманивают туранцы и чинайцы. Спрашивается и куда нонешнему рассейскому ым-пэрцу пойти податься, куды буйну голову преклонить в поисках своего алатырь-камня, центра мира и своего исключительного места в этом центре?
Как-то раз забрёл я на сайт кузнеца-оружейника, который прославился тем, что он варил, толи булат, толи харалуг, толи самогон с чифиром, но выходило классно и он о своих тонкостях в работе вот так прямо с ю-туба и рассказывал. При этом на незаданные вопросы отвечал, посреди которых затесался ответ на недоумение коллег по цеху - мол, нафига вот так, прямым текстом-то? Кузнец сказал примерно следующее - Дурак всё одно не поймёт, а умному и за так помочь в радость.
Просматривая очередное видео Светланы Васильевны Жарниковой я с легким удивлением услышал от неё весьма наукообразный ботанический экскурс в историю фауны тундровых степей эпохи плейстоцена и ссылки на авторитет Льва Семеновича Берга. То что Жарникова подкрепляла авторитетом Берга, для моего русского уха звучало дюже душеприятно, а когда такое происходит, моя юридическая часть натуры слегка напрягается. В тот раз эта юридическая зануда раззудила агрономическую часть моей натуры и та, кряхтя и отдуваясь, начала лопатить изложенную Жарниковой фактуру на предмет натяжек и передергов.
Речь шла о Молого-шекснинском интерстадиале (МШИ), о злаковых тундровых степях плейстоцена, о Сунгире. Я опущу описание проверки мною изложенного Жарниковой о Канинской тундре, только заострю внимание читателя на том, о чём Жарникова не говорила, но то, что в контексте сказанного ею может сыграть пусть косвенную, но доказательную роль.
Берг Л.С., как впрочем и сама Жарникова ныне проходят по ранжиру как ученые маргиналы посреди главенствующего официоза. Про Жарникову всё и так понятно, но о Берге стоит сказать поподробнее. Берг попал под раздачу, казалось бы, за невиннейшую вещь - ботанику и палеоботанику. Дело в том, что он где-то раскопал, что на севере Евразии в районе Канина Носа произрастали (скорее всего, произрастают и сейчас) дикие формы злаков, из муки которых можно выпекать хлеб. Тем самым он подписал себе «приговор».
И тут на горизонте появляется фигура Николая, нашего, Ивановича Вавилова. Дело в том, что Вавилов искал эти злаки по всему миру, истратил на их поиски колоссальную по тем голодным меркам сумму в 35 000 фунтов стерлингов (для сравнения это сумма стоимости лаборатории Резерфорда купленной СССР у него вместе с академиком Капицей), но так и не отыскал их. А что отыскал? Очаги первобытного земледелия. А там где эти очаги отыскались, там значит и возникла цивилизация. И, разумеется, Вавилов их отыскал в высокогорье. Еще один момент для непосвященных - широтное расположение растительных зон повторяется с подъёмом вверх в горы, т.е. там, в горах тоже есть тундра.
Вот в Турции, например, считается один из очагов, при этом зернотерки каменные находят, а керамику - нет. Спрашивается, какое может быть растениеводство без семян и какая может быть сохранность семян без керамики? Ответ - никакие. А где находят самые первые зернотерки, корчаги и семена злаков? В Сунгире в эпоху Молого-шекснинского интерстадиала.
А интерстадиал этот характеризуется многими интересными особенностями, как-то: длительностью и стабильностью условий, считается, что эта гео-климатическая лакуна могла просуществовать до 55 тыс. лет подряд. Второе, обилием злаков. Злаки содержат много меди, а она в свою очередь резко повышает фертильность женщин. Злаки служат прекрасной кормовой базой. На их фоне буйствовала плейстоценовая фауна с её шерстистыми носорогами, мамонтами, буй-турами, зубрами и прочими лосями. Третье, не смотря на плейстоценовую флору и фауну, жизнь сапиенсов постоянно подвергалась риску зимней голодовки, т.е. с точностью часового механизма действовал цикл смены благоприятного и неблагоприятного сезонов, постоянно держа в тонусе жителей этой зоны.
И получается, что в Сунгире человек попал в условия почти лабораторного эксперимента. Помните, «Вселенная-25»? Только наоборот, на фоне постоянно возвращающегося стресса, обильная кормежка месяцев 9 в году и обильное потомство. И так 55 тыс. лет к ряду!
Вот никто не догадался тех мышей так же помучить, можно было бы сразу узнать разницу в результатах, а мне не пришлось бы писать этот текст.
Что должно было произойти в результате тех продолжительных тренинг-тестов в Сунгире? По крайней мере, рано или поздно перенаселение с массовым или не очень исходом вовне этой лакуны. Предположу, что таких волн миграции было много.
Настала пора вплести в повествование еще одну фигуру. Борис Федорович Поршнев, историк, биолог, философ, последовательный марксист, учёный-маргинал по совместительству. Очень интересный человек и ученый. Сразу оговорюсь, я далеко не со всеми его идеями солидарен, но одна в приложении к тому, что я написал о Сунгире, очень органична. Дело в том, что Борис Петрович имел основания полагать, что человеческий разум возник позже, чем сам вид человека разумного, т.е. какое-то время хомонесовсемсапиенсы бродили по планете дураки-дураками, ну, как умные стадные животные.
Потом с ними случилась психическая катастрофа, причём дважды, путем выворачивания сознания наизнанку. Кто желает, может сам это всё прочитать в работах Поршнева. И вот я, складывая то, что известно о стоянке в Сунгире, об МШИ, о том притоке энергии извне в виде злаковой диеты и долгом «подогреве» в этом плавильном котле (по типу диссипативных процессов) имею намерение утверждать, что сумма этих условий перевела рубильник человеческого разума в положение «Вкл.». Возможно это могло произойти не единожды, позже или раньше, но именно этот раз оставил после себя последствия в виде известной нам цивилизации - объясняю почему. Дело в том, что прослеживается культурная связь нас с вами и сунгирян. Тут я, безусловно, верю Жарниковой, т.к. именно она спец по орнаментам и прочему в том же духе.
В итоге. Имеем естественный полигон под открытым небом где в течение десятков тысяч лет обкатывается «понятийный активатор» на всех кто под руку попал. В финал выходит самый высокосоциализированный примат, который случайно бродил рядом с полигоном. Во время процедуры активации понятий в виду резкого увеличения поголовья из мест активации ушло несколько волн мигрантов, расселяясь в более благоприятные для жизни зоны и подминая под себя неактивированных собратьев.
При этом каждая последующая волна была всё более утонченной в когнитивном плане и беспощадной в социальном, что сформировало у южан перманентный страх перед северянами, вошло в их плоть и кровь. Северяне получили уникальную социальную культуру, которая позволяла их коллективам стабильно выживать в условиях «эксперимента», культуру бескомпромиссного самопожертвования. Так как она лежала в основе их мировоззрения, то всех кто её разделял они воспринимаали как равных себе. Тех, кто эту культуру не разделял, они не считали за людей (возможно еще и поэтому шли волны мигрантов из зоны МШИ). Причём есть специфическое отношение к детям, не только к собственным - они воспринимаются как общее достояние коллектива, а их жизнь и здоровье приоритетными по сравнению со всем остальным. Я уже как-то упоминал о том, как юкагиры устанавливали очередность употребления жертв во время голодной зимовки - вначале старики, потом женщины и после них собаки - всё в высшей степени рационально. При этом детей трогать нельзя, иначе смысл к выживанию утрачивается. Да, архаика она такая.
Именно поэтому например, черная трансплантология детских органов по мироощущению северянина характеризует конкретного индивида как нелюдя, с которым допустимо нечеловеческое обращение. При этом нет разницы, чей ребенок стал донором. Тоже справедливо и для педофила.
Вот собственно и всё. Сапиенти сат.
Источник