Это классический случай попытки формализации неформализуемых понятий (существующих в рамках нечеткой логики и нечетких множеств).
Практически для любой дефиниции, относящейся к гуманитарной области, можно отыскать массу конкретных контрпримеров, ее опровергающих/под это определение не подпадающих. А идеологии, как предельно общего гуманитарного концепта, это касается в первую очередь.
Т.е общая идеология может иметь место для народа в общем и целом, но как нечто предельно неформализованное, на уровне ощущения, юнговских архетипов, если угодно. Огусударствление же идеологии подразумевает как раз ее формализацию и обюрокрачивание. А любая формализация/конкретизация будет вызывать у народа ощущение лжи, поскольку - см. 3-е предложение.
И, кстати, по этим же причинам идеологии здоровая эклектика (в разумных пределах) не только не вредит, но даже полезна.
Идеология не может быть написана и оформлена отдельным документом. Это смешно. А вот размазанной может быть по десяткам доктрин различных социальных институтов. Это так.
Пока что нам не помешала бы просто цензура. Цензура, защищающая охаивание государства, как института. Истории. Морали.
"Цензура есть установление благодетельное, а не притеснительное; она есть верный страж благоденствия частного и государственного" (7;409) - сказано, как для учебника.
"Никакая власть не может устоять противу всеразрушительного действия типографического снаряда. Уважайте класс писателей, но не допускайте же его овладеть вами совершенно! …Разве речь и рукопись не подлежат закону? Всякое правительство вправе не позволять проповедовать на площадях, что кому в голову придет… Закон не только наказывает, но и предупреждает. Это его благодетельная сторона"(7;300-301). Логика железная: государство должно следить за соблюдением норм, в том числе и нравственных.
"Один из великих наших сограждан сказал однажды мне, что если у нас была бы свобода книгопечатания, то он с женой и детьми уехал бы в Константинополь. Неуважение к чести граждан и удобность клеветы суть один из главнейших невыгод свободы печати" (7;201), - добавляет поэт. Как все-таки хорошо он понимал суть демократических институтов! "Удобность клеветы" приводит к тому, что к власти приходят те, кто лучше умеет оклеветать, кто готов перешагнуть через это, кто имеет дерзость, для кого ничего святого не существует и не останавливает. И наоборот, при такой системе скромность и кротость тут же будут подавлены и выжаты из общественного поля.
Пушкин четко разделял, что должно защищаться цензурой: "противное вере, правительству, нравственности и чести личной" (7;409). Как видим, на первом месте - вера, далее - государство и личность.
Пушкин приводит пример наступления либерализма в литературе. "Французские журналы извещают нас о скором появлении "Записок Самсона, парижского палача". Этого должно было ожидать. Вот до чего довела нас жажда новизны и сильных впечатлений. После соблазнительных Исповедей философии ХVIII в. явились политические, не менее соблазнительные откровения. Мы не довольствовались видеть людей известных в колпаке, мы захотели последовать за ними в их спальню и далее. Когда нам и это надоело, явилась толпа людей темных с позорными своими сказаниями. Но мы не остановились на безстыдных записках Казановы… Мы кинулись на плутовские признания полицейского шпиона… Поэт Гюго не постыдился в нем искать вдохновений для романа, исполненного грязи. Недоставало палача… Наконец и он явился, и к стыду нашему скажем, что успех его "Записок" кажется несомнительным. Не завидуем людям, которые, основав свои расчеты на безнравственности нашего любопытства, посвятили свое перо"… (7;104-105).
"Представьте себе человека без имени и пристанища, живущего ежедневными донесениями,…отъявленного плута, столь же безстыдного, как и гнусного, и потом вообразите себе, если можете, что должны быть нравственные сочинения такого человека" (7;147).