Оригинал взят у
witeman в
Идея Империи (то, что русские обозначают несоответсвтующим европейским термином "национальная идея")Прасимвол каждой Великой Культуры содержит в себе набор исходных иррациональных, ментальных, метафизических идей. Этот набор - аксиоматика всякой культуры.
Все мы кое-как себе представляем Идею Бога, включающую идеи добра, зла, справедливости, правды, греха, добродетели и т.д. Гораздо меньше, в этом смысле, уделяем внимания метафизическому содержанию идеи государства, как идеального Царства кесаря, в пределе - Небесного Иерусалима.
То, что мы называем Империей, всегда имеет в своей основе некую Идею Империи - идею организации территории и населения, в рамках которых существует Культура.
Мне трудно адекватно сформулировать идеи Империи, лежавшие в основе египетской, индийской, китайской и др. культур (хотя, думаю, при наличии желания, гармотный египтолог и китаевед смогут это сделать). Поэтому разберём только самые близкие и доступные нам примеры.
1. Рим. Собственно сама идея римской империи уже видна
в том определении, что я упоминал в прошлый раз. - это идея священного права римского народа, как сильнейшего в мире, на власть над миром ("ойкуменой"). Власть эта может быть как демократически избираемой (только римскими гражданами), так и концентрироваться в лице одного человека - императора. Весь мир - собственность сильнейшего, и пусть проигравший плачет - такова воля богов.
Собственно, в этом и причина исчезновения римской империи - когда боги империи перестали быть богами только риского народа, а император стал позиционировать себя уже не как верховный римлянин, а как верховный правитель всех свободных граждан империи, идее империи потребовалось новое содержание, новая метафизика.
Ничто не мешало Одоакру или Теодориху провозгласить себя очередным императором Западной римской империи. Но смысл этого титула воспринимался ими уже принципиально по-другому.
2. Византия, Халифат, Османская империя (и даже государство Сасанидов).
В основе каждой из этих империй, объединявших примерно одно и то же пространство в различные эпохи, лежала идея государства правоверных, в котором император (шах, халиф, султан) является божьим помазанником, по примеру библейского Саула или Давида, а сама империя является, по сути, "национальным государством", в котором "нет эллина, нет иудея, но есть христинин" (мусульманин, зороастриец). В период расцвета Византии понятия "ромей" и "православный" практически тождественно совпадали. То же самое и в период расцвета Халифата - халиф был главой всех правоверных. Государство - огромный ковчег, в котором верующие плывут к спасению.
3. Европа. Механистичность и стремление к бесконечности.Тело не как атом (в метафизике античности), а как бесконечное множество атомов, как газ, расширяющийся (или уменьшающийся в иных обстоятельствах) в бесконечном пространстве. И если империя Карла Великого строилась ещё по византийскому и арабскому образцам, т.е. как единое христианское пространство одного христианского народа, то позиционировала она себя уже опять как римская, т.е. как империя силы. И это был принципиальный момент. Но ментально это была уже совсем другая сила - не сила судьбы, определённой богами, а то понятие силы, которое до сих пор существует в механике. После зарождения католицизма в течение последующего столетия механика европейской империи стала совсем определённой. Отдельные короли и феодалы, как силы "броуновского движения", постоянно стремящиеся раздвинуть пределы занимаемого пространства, и Папа - как сила связующая, формирующая, придающая форму, трансформирующая, превращающая хаотичную силу во Власть. В том и суть западной демократии: закон механичен и поэтому справедлив. Свобода личности, как свобода отдельного атома, непререкаема, но это никак не мешает атому переходить от свободного броуновского движения в состояние элемента жесткой кристаллической структуры.
Понятно, что пока есть энергия, исторические формы в такой ситуации не могут быть долгосрочными. Сильные императоры появлялись только для решения конкретных задач, после чего силы внутреннего напряжения взрывали кажущийся монолит изнутри. Но идея и материя, силы и формы никуда не исчезали. Исчезнет <историческая> энергия, газ перейдёт в состояние жидкости, а затем и твердого тела.
4. Русский мир. Мы, конечно, православные, и наше государство, наша империя - тоже Ковчег Спасения, но с одной существенной поправкой. Если Византия и Халифат были ковчегами спасения для правоверных, а остальные народы были обречены на страшную погибель, то русский человек живет в парадигме "Спасись сам и вокруг тебя спасутся многие". Русский человек готов посадить в свой Ковчег каждого (кто его не потопит), но при этом верит, что само существование русского государства, Ковчега, даёт шанс на спасение всему человечеству. Именно потому власть в России всегда сакральна, что сакральна сама идея государства, Империи. Император - не византийский катехон (удерживающий), но Русь, как Христос, даёт всем надежду на спасение одним только фактом своего существования. По этой самой причине русский человек так относится к своему государству:
- сначала "беззаботно", потому что не может представить себе мир без него, а значит, не может представить себе существование реальной угрозы такому миру,
- беззаветно патриотично и жертвенно потом, когда такая угроза осознаётся.
"Без меня народ не полный". Без России мир не полный, не настоящий, недействительный, не могущий существовать.
Читать и комментировать тут:
http://empirexx1.livejournal.com/11210.html