Часть 3. Цифровое слабоумие и информационная псевдодебильность.

Jul 17, 2019 22:03

Часть 2 ТУТ

Цифровая аутизация

Для чего вам другие люди? Нет, вопрос не общий, я серьезно, для чего? Можете сейчас подумать, и развернуто ответить? Сегодня можно заказывать еду, совершать онлайн-покупки, приобретать навыки, узнавать любую информацию, веселиться, и даже заниматься сексом… практически не общаясь с другими людьми. Возможно, учитывая это обстоятельство, имеет смысл задаться другим вопросом, - а нужны ли они вам вообще? Зачем терпеть их всевозможные закидоны, причуды, странности, капризы, когда можно в один клик получить и узнать то, что хочешь. Да, собственно, наверное, незачем, если не принимать в расчет то, что мы утрачиваем способность к построению сложных моделей отношений. Проще говоря, мы теряем способность быть интересными. И вот, уже глядя на нас, кто-то может сказать: а для чего он (она) мне нужен (нужна)? И стоит признать, этот кто-то будет иметь на это полное право. Мы теряем способность к социальности. А социальность - это основа мышления. Если бы не язык и культура, созданная другими людьми, что я, что вы, скакали бы на четвереньках, издавая нечленораздельные звуки. С социальностью уходит само мышление.

Итог

Принимая в расчет все вышесказанное, можно ли утверждать, что информационные технологии губительны для человека и являют собой чистейшее зло? Разумеется, это был бы абсурд. Губительной эту ситуацию делает только неверное, а зачастую просто идиотское их использование. К сожалению, мы находимся в ситуации между молотом и наковальней, где наковальней выступают примитивные принципы работы нашего мозга, а молотом искусственный интеллект и гиперинформационная среда. Если, например, смартфон, использовать просто как смартфон, пользуясь его функциями по мере надобности, не подменяя при этом им свои мозги, а социальными сетями реальную жизнь, то, конечно, ничего страшного произойти, попросту не может. Но объясните это своему больному до калорий и информации, опухшему от постоянного потребления и того и другого мозгу. Боюсь, он сочтет такие аргументы неубедительными.

Что с этим делать-то?

Сразу хочется сказать, что ставить вопрос подобным образом чересчур самонадеянно. Наверное, прежде всего, стоит ответить на вопрос: а можно ли что-то с этим поделать вообще? Хочу заранее предупредить, что ответ будет неутешительным. Нет, с этим явлением сделать ничего нельзя. Так же как с алкоголизмом, табакокурением и наркоманией. Пока будет алкоголь, будут и алкоголики. Аналогичным образом дело обстоит и с цифровой зависимостью и ее последствиями. Пока окружающая нас среда перенасыщена информацией, а основным ее источником являются цифровые устройства, к которым у нас всегда есть доступ, мы будем испытывать на себе последствия этого влияния. Именно среда формирует наше сознание.

И, логично, что если изменить среду, изменится и сознание. Нет, я не имею ввиду что нужно уничтожить все гаджеты, отключить интернет на всей планете, или аналогичный тому идиотизм. Вовсе нет. В данном случае не стоит мыслить глобально. Окружающая среда, это то, что окружает нас в первую очередь: квартира в которой вы живете, работа, социальное окружение. На все это вы можете непосредственно оказывать влияние. Только вы решаете, сколько телевизоров у вас должно быть в доме; регистрироваться или нет в социальных сетях; читать бумажные книги, электронные носители или же не читать вовсе.

Для того чтобы не ощутить на себе цифровое слабоумие, необходимо ограничить объем потребляемой информации. Потреблять ее стоит порционно и с перерывами (почему, объясняется в 1-й части статьи), а также просто отказаться от ненужного информационного хлама, будь то лента новостей, вирусные видео на Youtube или бесконечный просмотр дешевых телепередач. Второй, но не менее важная рекомендация для профилактики против цифрового слабоумия очень прост: отключите уведомления на своем смартфоне. Это существенно сократит количество часов, проведенных вами перед экраном. Это просто, но очень эффективно. Вы не должны постоянно находиться в онлайне, если только вы не президент какой-нибудь страны. Но таких, я думаю, среди нас меньшинство.

Что касается детей, то, как мы уже говорили ранее, их сознание и качество мышления формирует среда и в первую очередь, ранний жизненный опыт, который для нормативного развития нуждается в богатой перцепции. Именно ее он и лишается, проводя большую часть времени перед экраном смартфона или планшета. Как говорил мой знакомый психотерапевт, - «если у вас дома есть ребенок и телевизор, то что-то из этого нужно отнести на помойку». По отношению к смартфону, эта фраза еще актуальнее.

Многие родители, для того чтобы их дети не шумели, не доставали вопросами и не носились по квартире, дают им гаджет, и те моментально успокаиваются. С таким же успехом, их можно поить водкой - эффект будет тот же, только так выйдет дешевле. Ребенку лучше вообще не давать смартфон, а время, проведенное им перед экраном (телевизора, компьютера, планшета, смартфона, не важно) строго ограничивать. Для полноценного и гармоничного развития, на мой взгляд, лучше всего подходит система Марии Монтессори. Она позволяет значительно обогатить перцептивный опыт, который необходим для развития основных психических функций.

С перцептивным опытом разобрались. О механизмах его воздействия на мозг я популярно рассказывал в первой части статьи. Повторяться не буду. Теперь же, время вспомнить о нашей насквозь социальной природе. Реальный опыт общения ничем не заменить. Никаким суррогатом, будь то социальные сети или видеохостинги. Наше мышление (сознание, если угодно) имеет социальную природу. Если бы все нобелевские лауреаты вместе взятые воспитывались в стаде овец, они бы блеяли и пережевывали травку. Чем больше в нашей жизни реального качественного общения, тем лучше развито наше мышление. Общение должно представлять собой сложное социальное взаимодействие. Необходимо проводить больше времени непосредственно с людьми. Нужны совместные проекты, чувство ответственности перед другими людьми и ощущение своей нужности им. В общем, нужна естественная среда, в которой человек эволюционно предназначен жить и приспосабливаться. Только так возможно продолжить существование в качественной, а не дегенеративной форме. Сможем ли мы это сделать? Покажет только время.

Статья написана по материалам лекций и книг Андрея Курпатова, Тео Компернолле, Манфреда Шпитцера и Торкела Клингберга.

Previous post Next post
Up