Познание в сравнении.

Feb 16, 2014 01:53

О чём этот портрет? Вот смотрю на него, и как-то глухо, плотно так глухо… будто «не пускают». Стоишь тут как дурак, с ноги на ногу переминаешься. Наконец  взгляд ухватывается за цветы на стене, но композиционно натыкается на барьер, границу картины. Все. Максимум, здесь нальют кофе, да и то вряд ли… посуды для гостей не предусмотрено. Зато полный порядок.



П.Сезанн "Женщина с кофейником", Орсе

А через проём висит другой портрет.



П.Сезанн "Портрет Гюстава Жеффруа", Орсе.

Глядя на него возникает «высокоскоростной канал связи», начинается какой-то неконтролируемый обмен информацией, диалог! Взгляд с большим интересом, беспрепятственно ощупывает окружающие предметы, «задает» вопросы, «листает» книги. Творческий беспорядок располагает к себе, при этом (удивительно!) всё на своих местах.

В Орсе вообще картины развешаны так, чтобы зрителю было удобно не просто видеть, а Увидеть их. Эти две картины можно хорошо прочувствовать именно на сопоставлении, на контрасте. Вероятно, это не совсем портреты, это психологические типы, я бы даже назвала это словом «диагноз».
***
Чтобы не возникало чувства, что это исключительно гендерные психотипы, для «яновидения» первого портрета можно рассмотреть, например, вот эту иллюстрацию Г.Павлишина к сказке «Маленькая Эльга» (на девочку можно не обращать внимания, не в ней суть). Несмотря на общую неприветливость, в последнем случае возникает какое-то невербальное общение, интерес, потрогать нельзя, но вот рассматривать сколько угодно.




(копия для удобства сопоставления)

... хотя нет, все-таки гендерная принадлежность во всех трех изображениях существенна.
***
Из официального источника: «Несомненно, эта женщина является строгой и властной служанкой, работавшей у художника в его поместье  Жас де Буффан. Само ее присутствие и стан отличаются сочетанием почти простых геометрических форм. «Природу необходимо передавать через цилиндр, сферу и конус», - говорил Сезанн.»
***
Критик Гюстав Жеффруа (иногда Жоффруа, 1855-1926) ещё не был лично знаком с Сезанном, когда в 1894 году опубликовал первый положительный отзыв о работах художника. Жеффруа очень хотел познакомиться с Сезанном и обратился за помощью к Клоду Моне (1840-1926), который пригласил к себе в деревушку Живерни несколько человек, в том числе и Сезанна с Жеффруа. Моне при этом счёл своим долгом предупредить критика:
"Надеюсь, что Сезанн ещё будет в Живерни, но это человек со странностями, боится незнакомых людей, и я опасаюсь, как бы, несмотря на горячее желание познакомиться с вами, он не покинул нас. Очень печально, что такой человек всю свою жизнь почти не встречал поддержки. Он настоящий художник, но постоянно сомневается в самом себе. Он нуждается в поощрении: вот почему статья ваша произвела на него такое сильное впечатление!"
В 1895 году Сезанн написал портрет Жеффруа. (источник)

"не что а как", искусство

Previous post Next post
Up