Венера таРтарская.

Feb 11, 2014 00:43

Вот какая первая мысль может возникнуть при виде этого портрета? У меня это была мысль «а чего это она волосы так до неприличия распустила то?»



Ф.К.Винтерхальтер. Madame Barbe de Rimsky-Korsakov, 1864, музей Орсе

И правда, если посмотреть на портреты той эпохи, да и вообще на портреты, то убранство прически всегда соответствует наряду и обстановке… ну разве что… да! Наверное, тут лишнее… платье. Согласно композиции, модель должна быть голой! (Или платье тут как пена морская?) Вот как, например, Венера у Боттичелли. Получается, художник подобной композицией фактически раздел ее, обнажил! А прилично ли это было в те времена, а не оскорбительно ли это было для самой модели?

Вообще, кто такая Венера? Богиня любви и по совместительству красоты. Два в одном: Богиня и Идеал красоты. Богиня - это нечто недостижимое для земного существа. И в предложенном сюжете есть отстраненность, она не взаимодействует со зрителем взглядом ни через зеркало, никак. Она лишь позволяет зрителю собой любоваться. На расстоянии. Она недоступна. Она ослепительна, но не пленительна. Портрет с некоторой прохладой... (а, возможно, и с ноткой сожаления, привнесенной личностью художника...)

Начинаю интересоваться личностью модели и обнаруживаю, что ее действительно называли la Venus tartar или «Венерой ТаРтарской» (да-да, очередное косвенное свидетельство существования понятия Великой Тартарии). Все так и есть, только одно не сходится. Чем обосновано подобное поведение? Подданная Российской Империи является ко французскому двору полуголая, чем предсказуемо вызывает лютый гнев, зависть и ненависть со стороны женской части свиты во главе с императрицей Евгенией и отвисшие челюсти с подтекающей слюной со стороны мужской части во главе с Наполеоном III. Зачем ей это надо? В чужой монастырь да со своим уставом лезть.

В те времена были и другие «феминистки-авангардистки», которые оригинальным образом протестовали против сложившихся устоев. Например, Жорж Санд. Но они это делали иначе, хотя тоже с элементами эпатажа. А в рассматриваемом случае, впечатление, что имеет место какая-то личная проблема. Если почитать ее историю, суть которой в том, что молодая красавица, удачно, но необдуманно выйдя замуж за первого попавшегося (он же по совместительству «первый парень на деревне»), продолжала терзать сердца поклонников на родине и за ее пределами, из-за чего у мужа случилась дуэль, которая почти никак не повлияла на его здоровье, но сильно повлияла как на его карьеру, так и на внутрисемейные отношения. Они расстались. Мне почему-то вспомнилась « Крейцерова соната» (возможно, в контексте того, что образ Варвары Дмитриевны был использован Толстым в "Анне Карениной": "В левом углу залы, она видела, сгруппировался цвет общества. Там была до невозможного обнаженная красавица Лиди, жена Корсунского, там была хозяйка, там сиял своею лысиной Кривин, всегда бывший там, где цвет общества; туда смотрели юноши, не смея подойти; и там она нашла глазами Стиву и потом увидала прелестную фигуру и голову Анны в черном бархатном платье." источник).

Впечатление, это было модно в те времена подозревать любимых в изменах (еще одно подтверждение тому - романс «Сомнение»). Т.е. не просто подозревать, а до прединсультного состояния циклиться на этом, рисуя в своем воображении всякие крайности. В «Крейцеровой сонате», вероятно, это была «духовная измена» в виде короткого творческого союза. Тем оскорбительнее это оказалось для мужа: ведь он не смог дать ей то, что дал ей «нехороший человек». Возможно, в случае мадам Р-К это тоже был какой-то двусмысленный момент. Кто знает. Суть не в этом, а в том, что мадам Р-К своим поведением, наверное, компенсировала нанесенную ей психологическую травму, демонстрируя свою внешнюю недоступную красоту и, смею судить, определенную внутреннюю незрелость. Что-то архетипичное есть в таком поведении, особенно для русских красавиц, которые в один прекрасный момент осознают (или не осознают, а просто подсознательно чувствуют), что, вопреки расхожему мнению, земного счастья в обожествляемой красоте как раз то и нет...

Статья о Варваре Дмитриевне Римской-Корсаковой есть здесь.

А вообще интересный художник, дамский угодник я бы сказала. Льстец :) Хорошая подборка работ в контексте его биографии есть здесь (это ссылка на 5-ю часть, внизу есть ссылки на все предшествующие).

"не что а как", мифы и легенды, искусство

Previous post Next post
Up