Water lilies

Jan 31, 2014 20:47

"В двух больших овальных залах Оранжери выставлены Кувшинки Клода Моне: панно с изображением водных зеркал, на которых в любое время дня, утром, вечером, ночью плавают водяные лилии..."

Минус ожиданий в том, что они могут не оправдаться, а когда ожиданий нет, то эффект может оказаться неожиданным. Так и у меня получилось, когда попала в один из овальных залов с огромными панно Клода Моне. Заходишь и…. ах… садишься, смотришь, забываешь зачем пришел, вообще много ненужного вдруг забываешь и вспоминаешь что-то… У меня было похожее ощущение, когда попала в дом Сезара Манрике. Ощущение Начала. Будто ты попадаешь в момент, когда создаются материальные компоненты, отдельные звуки, отдельные цвета, и что уже после это все как-то закрутится, свяжется и начнет жить.




Очутившись в зале с кувшинками, у меня тоже возникло впечатление Начала, но не того начала, когда создается материя. Материя вроде бы уже есть, но она какая-то потерянная, растерзанная, в ней вроде как нет жизни, или есть, но она… потерялась чтоли, а тут вдруг ты наблюдаешь, как она по кусочкам соединяется, будто в колыбели ее покачивает, будто она наконец то дома...

На следующее утро пошла, чтобы проверить впечатление. Нет, не ошиблась. Удивительное ощущение покоя и умиротворения воцаряется внутри. Это как маленький потерявшийся в толпе ребенок вдруг увидел свою маму и успокоился.

Фотографировать там не разрешают, да и смысла в этом никакого нет, потому что главное впечатление идет от нахождения там, внутри, в этом оживляющем коконе. Буквально слышишь журчание воды, кап, кап, кап, легкий прибой о берег. Вода как символ жизни, отражение жизни во всех ее цветах. Непередаваемо. (чужие фоты можно посмотреть и здесь)

Немного из путеводителя по Оранжери.

"Клод Моне, после исследования на протяжении своей долгой жизни всего того, что может ответить на вопрос, как свет в разнообразных природных явлениях формирует цветовые ансамбли предметов, закончил тем, что обратился к материи, которая сама по себе является самой податливой, самой проницаемой - к воде, являющейся одновременно прозрачной, зеркальной и переливающейся всеми цветами радуги. Благодаря изображения воды он сделался художником, способным выразить невидимое." (Поль Клодель)

В двух больших залах эллиптической формы разворачивается изображение пейзажа усеянной кувшинками водной глади с нависшими над ней ивовыми ветвями, отражением деревьев и облаков, "иллюзия бесконечного и единого целого, волны без горизонта и без берегов" по собственным словам Моне. Запоздалая и, как считалось долгое время, озадачивающая зрителя демонстрация импрессионизма, монументальность и полное отсутствие человеческих фигур которой придают ей абстрактный характер, этот насыщенный ансамбль, состоящий из восьми разных по своей длине одноуровневых композиций высотой в 2 метра и площадью около 200 кв.метров, является кульминационным воплощением всей жизни художника.

План размещения картин в двух залах подчеркивает амбициозность проекта Моне: панно образуют лежащую восьмерку, символ бесконечности, которую Моне пытается представить в своей живописи посредством микрокосма его сада в Живерни.

"Таким образом, Моне изобразил действие, действие вселенной на него самого, в процессе которого он добровольно, мгновение за мгновением, непрерывно погружался в очарование зеркальных поверхностей своего пруда с кувшинками. Эта драма завершается вспышкой слепящего пожара на последнем панно Тюильри: солнце, заходящее в сухие камыши зимнего болота, на котором скоро вновь появятся чарующие весенние цветы, уже готовые всплыть из бездонной пропасти вечного обновления." (Жорж Клемансо)

wow!, культпоход, искусство

Previous post Next post
Up