На днях муж показывает пост с картиной Тулуз-Лотрека, где автор рвет и мечет по поводу того, что таким картинам не должно быть места в жизни, потому что они сеют разврат (не дословно, но смысл таков). На картине была изображена девица из борделя (ту картину по памяти найти не могу, а журнал тот уже удален). Суть основной претензии выражалась в том, что какой-то не самый последний пользователь сказал, что эта картина ему очень нравится. И пошло-поехало… «Таким картинам не место в галереях, все должны смотреть только Шишкина, чтобы видеть только прекрасное, а когда жизнь борделя демонстрируется рядом с Высоким искусством, это ведет к развращению общества» и тэ.пэ… Подозреваю, что первому действительно понравилась именно развратная тетка с полотна, а "оппонент" таких теток свирепо ненавидит. Примитивная ограниченность против примитивной же категоричности - это всегда бессмысленно и беспощадно.
Шишкин… знаете ли… если кругом будет один Шишкин, то ситуация будет очень похожа на программу «Время» из советских времен, когда на всю страну транслировалось исключительно «добро». Тошниловка короче. Поэтому во все времена появлялся кто-то («оппозиционер», если угодно), кто должен говорить правду, описывать правду, а не идеал. Причем таких оппозиционеров всегда порождало само общество. Лотрек не по своей воле оказался как раз таким "выкидышем" своего общества. Очень хороший фильм о художнике сняли его соотечественники. В фильме сделано все, чтобы не тупо испытать чувство жалости или еще что-то такое, но проникнуться глубокой симпатией к художнику. Подбор актеров, атмосфера жизни, все-все-все позволяет сосредоточиться именно на со-переживании. Вот даже не помню, в каких одеждах они играли, не помню каких-то прочих внешних атрибутов, я помню только эмоции, помню только этот контраст безудержного веселья и глубокой трагедии, доживающих свой век старых устоев и новой безбашенной жизни Монмартра, столкновение эпох, цвета и бесцветия.
"Лотрек", 1998
http://my.mail.ru/video/mail/avvladislav/1621/3969.html Лотрек- это символ. Ведь не просто род Тулуз-Лотреков прекратил существование, это конец всего сословия. Все, они больше не нужны, они - рудименты на теле буржуазного общества. И роль отца художника в фильме наглядно демонстрирует эту никчемность. Он и ему подобные приходят в бордель, потому что они никому не нужны в своем мире. А здесь весело и хорошо, и им всегда рады. Не на пустом месте же это все возникло.
Очень понравилось, как удалось одновременно показать и тонкое чувство юмора художника, и самоиронию, и посмотреть его глазами на личную трагедию, и почувствовать удивительную внешнюю легкость, с какой он смотрит на перипетии жизни.
В начале, когда Лотрека посвящали в «братство художников», его с ног до головы облили краской. И вот его всего такого разноцветного, как и его будущие полотна, вносят в зал, где в кругу святых отцов ведет сдержанные беседы его мать. Контраст Цвета и бесцветия. И симметричный эпизод, когда в психиатрической лечебнице его «лечат» ледяной водой, и он из душевнобольного становится душевновыхолощенным, он становится обесцвеченным, как и его рисунки этого периода...
Что же касается живописи от «художника улиц и сточных канав», то вот несколько характерных фраз:
«Эти женщины погублены, но они велики. Красота.»
«Я пью, чтобы не заснуть. Видеть на моих полотнах реальность. Реальность увидеть трудно, мама»
«Никакой патетики в живописи, достаточно повседневной жестокости»
«Я не рисую пейзажи, природа меня угнетает»
«Изучение объекта в естественной среде, где личность без фасада»
В общем, фильм стоит посмотреть, равно как и живопись самого художника. И его картины нужно смотреть, но смотреть нужно НЕ через призму первой чакры. Это реальность, на которую глупо закрывать глаза. Она все равно есть.
***
О времени Лотрека снято множество фильмов. Вот некоторые из них для полноты впечатления. Жан Ренуар - сын Огюста Ренуара. Для него Мулен Руж не красочная сказка-небылица,он видел это своими глазами. Поэтому даже можно рассматривать этот фильм как документальный. Удивляет, насколько французы легко и естественно показывают правду своей жизни (правду, которая, как выяснилось, и сегодня шокирует некоторых, кто нечаянно видит во френд-ленте безобидные картины Тулуз-Лотрека :)) при этом никакой обнаженки и никакого спаривания (в отличие от
пуританских англичан ).
Французский канкан", 1954
Герой музыкальной драмы
Жана Ренуара «Французский канкан» - опытный театральный импресарио по имени Анри Данглар. Его несомненным талантом является способность превращать в звёзд даже самых обычных девушек. Когда в его жизни появляется Нини, работающая прачкой на Монмартре, Данглар совершенно теряет голову, перестав уделять внимание своей прежней фаворитке. Всю свою энергию он тратит на то, чтобы сделать из Нини сенсацию. С этой целью он специально под неё делает новую программу, возводит новый театр под названием «Мулен Руж» и способствует возрождению забытого канкана.
You can watch this video on www.livejournal.com
http://films.imhonet.ru/element/205666/movie-online/ Здесь можно почитать замечательную заметку об этом фильме и посмотреть некоторые кадры:
"...никто из кинорежиссеров той поры не знал его мир лучше Жана Ренуара. Для нас имена Тулуз-Лотрека, Дега, Мане и Моне - это легенды, а для него дяди, друзья его отца, с которыми он жил и общался с детства.
В 1954 году Жан Ренуар решил воспроизвести на экране атмосферу Монматра, дух Парижа тех лет. Ушедший, увы, навсегда дух Праздника Жизни. Именно так, оба слова с большой буквы. Жизнь, как Праздник, праздник, превращенный в Жизнь. Вот таким праздничным и жизнерадостным стал фильм Ренуара "Французский канкан". В главной роли несравненный и великий Жан Габен - любимый актер Жана Ренуара."
***
Фильмы с резким американским акцентом. После французских вообще смотреть невозможно... потому что эти фильмы о чем-то своем, американском, что мало общего имеет и с Тулуз Лотреком и с Мулен Руж(ем) (имхо). Первый фильм вообще таким нудным показался, вообще ничего общего не имеющий с характером Лотрека. Второй фильм - полная противоположность первому, даже какой-то гротеск. Впечатление, что в каждом случае сценаристы взяли какую-то отдельную черту характера и развили ее до абсурда. В первом случае ввели Лотрека в глубочайшую депрессию и долго и нудно разжевывают зрителю, что же у него такое случилось с ногами... а во втором случае сделали из него клоуна, и убогость идеи прикрыли актерами и костюмами. В общем, я бы лучше подобный поверхностный подход запретила бы нести в массы, а не взывала бы к запретам экспозиции картин Лотрека (на самом деле его картины не так уж широко распространены). В картинные галереи то ходит еще меньше россиян, чем имеют загранпаспорта (17% от всего населения), так что от картин Тулуз-Лотрека наше народонаселение морально не разложится, а веселую киношку народ под пиво хавает с большим удовольствием :/
"Мулен Руж", 1952
http://films.imhonet.ru/element/192421/movie-online/ "Мулен Руж", 2001
http://gidonlinekino.com/2011/06/mulen-ruzh/ ***
(На самом деле, никаких претензий к создателям фильмов или к кому-либо еще у меня нет. Это все (кино и высказывания пользователей), как и картины Лотрека, является порождением нашей реальности, и поверхностный подход для быстрых денег, и внешняя красочность, и пиво... Просто Лотрек мне глубоко симпатичен, и захотелось немного восстановить справедливость.)